Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Цифровой экономике нужна быстрая эволюция
Материалы выпуска
Цифровой экономике нужна быстрая эволюция Рынок Цифровой мотор для экономики Инструменты Вкалывать будут роботы Инновации Город от ума Решения Технологии экспорта Рынок Онлайн с продолжением: как детей приучают к дистанционному обучению Инновации
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Цифровой экономике нужна быстрая эволюция
Только цифровая революция позволит вырваться России в лидеры мировой цифровизации и обеспечит стране конкурентоспособность на глобальном интернет рынке, считают эксперты. Однако сам бизнес не готов к быстрым переменам.
Фото: DPA/TACC

Использование инфокоммуникационных технологий (ИКТ) во всех ключевых видах деятельности — торговле, транспорте, финансах, промышленности, коммунальных услугах, образовании, здравоохранении и госсекторе — не просто кардинально меняет жизнь людей, а трансформирует экономические уклады. Так, по прогнозам американской консалтинговой компании BCG, к 2035 году объем цифровой экономики в мире достигнет $16 трлн. Сегодня в Европе доля цифровой экономики в ВВП превышает 5%, в США — 6%. Вклад цифровых технологий в ВВП Великобритании достигает 12%. В Китае уровень цифровизации выше, чем уровень развития экономики в целом, — на долю интернета приходится более трети ВВП страны. Цифровую экономику Китая причисляют к группе «начинающих лидеров».

Россия на 39-м месте в мире по уровню развития
цифровой экономики

Позиция в рейтинге

Страна

Среднее значение индекса
BCG e-Intensity

1

Дания

213

2

Люксембург

212

3

Швеция

208

4

Южная Корея

205

5

Нидерланды

198

6

Норвегия

191

7

Великобритания

191

...

35

Китай

120

36

Израиль

118

37

Румыния

118

38

Словения

114

39

Россия

113

40

Италия

109

...

43

Бразилия

97

Источник: BCG

Россия пока опережает страны БРИКС по уровню развития инфраструктуры. За последние пять лет уровень цифровизации экономики страны позволил вырваться из «догоняющих» и пробиться в основную группу среди развитых стран мира. Однако интернет-экономика России, как говорится в докладе BCG, развивалась «без прорывных успехов» по сравнению, например, с Китаем.

По оценкам Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), доля цифровой экономики России по итогам 2016 года составила $75 млрд, или 2,8% ВВП страны. Большая часть (84%) приходится на сферу потребления: интернет-торговлю, услуги, онлайн-поиск и покупки офлайн.

Аудитория Рунета уже превысила 86 млн человек. Широкополосный интернет, протяженность сети которого составляет 35 тыс. км, доступен жителям трех тысяч населенных пунктов. Цифровой разрыв между Москвой и регионами за последние пять лет сократился в 1,6 раза. Однако цифровизация регионов России все еще неоднородна, с перевесом в пользу европейской части страны.

Зато частота покупок в интернет-магазинах достаточно одинакова по стране. «Как только люди получают доступ к интернету, они становятся активными участниками цифровой экономики», — отмечают авторы доклада BCG «Россия онлайн. Догнать нельзя отстать».

Подготовка технологической и социальной инфраструктуры к повсеместной цифровизации сегодня — тема номер один в России. Напомним, что в начале мая была утверждена новая стратегия развития информационного общества в России на 2017–2030 годы — «Стратегия 2030», вводящая в обиход официальных документов такие ключевые для цифровой экономики понятия, как, например, интернет вещей (IoT) и большие данные (Big Data). В конце мая на общественное обсуждение в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР), которая пройдет с 24 по 26 мая в Иннополисе в Казани, будет вынесена комплексная программа развития «Цифровой экономики».

Государственное ускорение

В соответствии с планами Минкомсвязи РФ 100% проникновение широкополосного доступа в интернет во всех городах страны будет обеспечено к 2025 году, а доля цифровых госуслуг вырастет до 80% и станет основой для «цифровой демократии» и появления десятков «умных» инновационных городов.

Однако, по мнению участников рынка, могут потребоваться куда более быстрые и глубинные изменения. «Стратегия 2030» исходит из консервативного сценария развития экономики и общества, она направлена скорее на закрепление и развитие существующего состояния и не учитывает большую вероятность радикальных изменений, вызванных развитием информационных технологий», — говорится в официальном отзыве РАЭК на одну из частей государственной политики в области цифровизации.

«Текущие темпы роста цифровизации в России недостаточны, их нужно ускорить, чтобы не допустить роста отставания от лидеров и обеспечить долгосрочную конкурентоспособность. В противном случае отставание в пять—восемь лет от стран-лидеров (Южная Корея, Дания, Великобритания, Швеция, Норвегия и Нидерланды) будет быстро увеличиваться и на пятилетнем горизонте может достичь 15–20-летнего разрыва, который будет крайне сложно сократить», — отмечают в «Ростехе».

Для запуска цифровой трансформации необходимы не только инфраструктура, развитие институтов, сервисов и законодательства отрасли, но и активность участников рынка и «продвинутое» использование цифровых технологий во внутренних операциях компаний. По подсчетам BCG, последовательная цифровизация основных отраслей к 2021 году позволит создавать добавленную стоимость на 5–7 трлн руб. в год, что сопоставимо с общими доходами российского бюджета от нефтегазового сектора (7,4 трлн руб. в 2014 году).

«Цифровизация позволяет перейти от простой автоматизации ручного труда и выполнения механических операций к значительному масштабированию процессов, связанных с принятием решений. Благодаря этому увеличиваются их качество, скорость и эффективность», — комментирует Денис Афанасьев, генеральный директор CleverDATA (ЛАНИТ).

Бизнес-трансформация

Хотя цифровая экономика требует от всех участников рынка быстрого перестраивания, сам бизнес не готов к мгновенным переменам. В 71% компаний признают, что цифровая трансформация необходима для сохранения конкурентоспособности в меняющемся мире, приводит данные глобального исследования американская Dell EMC, подготовленного аналитиками Enterprise Strategy Group (ESG). Однако 95% не используют трансформацию IT-инфраструктуры, процессов, способов доставки и сервиса для достижения своих бизнес-целей.

3,5 млрд человекчисло интернет-пользователей в мире

Так, по оценкам профессора Йельского университета Ричарда Форстера, лишь 25% предприятий с наивысшей капитализацией из списка Standard & Poor’s смогут сохранить свои лидерские позиции в пятилетней перспективе при условии, что будут работать в цифровой парадигме — быстрее, эффективнее и с большим фокусом на потребителе.

По словам CEO Oracle Сафры Кац, цифровая эра переворачивает с ног на голову целые отрасли, заставляя компании переосмысливать привычные стандарты ведения бизнеса и налаженные бизнес-процессы. Ключевым фактором успеха становится способность чутко и быстро реагировать на изменения рынка и потребностей клиентов, проводя необходимые внутренние изменения. Так, сама Oracle, несмотря на лидирующие позиции в сфере бизнес-приложений, потратила десять лет, переписывая каждое из них для облака и трансформируя себя, чтобы предлагать сегодня технологии, изменяющие привычные бизнес-схемы заказчиков.

«Предполагаются не только серьезные технологические, но организационные и даже культурные и ментальные изменения. Структуры управление будут трансформироваться от иерархичных к Agile. Сотрудники будут больше вовлечены в работу небольших «проворных» команд и будут разделять успехи компании так же, как и ответственность за ее развитие. Повысится роль глубокой аналитики в принятии важных для бизнеса решений. Клиенты будут больше вовлечены в процесс создания товаров и услуг и смогут влиять на их характеристики», — отмечает Арсений Тарасов, директор направления цифровой трансформации Microsoft.

«Основное отличие цифровой трансформации от обычной автоматизации заключается в радикальном повышении эффективности и качестве принятия решений. Поэтому не каждый проект внедрения или модернизации информационных систем предприятия заслуживает того, чтобы называться цифровой трансформацией. Они достаточно масштабны и сложны, при их реализации используются самые современные технологии — интернет вещей, машинное обучение и искусственный интеллект, облако и др.», — резюмирует Арсений Тарасов.

Впрочем, по мнению аналитиков, нельзя сбрасывать со счетов человеческий фактор. Основная трудность цифровой трансформации не в выборе правильных цифровых решений, а в неразвитости цифровой культуры и дефиците специалистов по цифровым технологиям в компаниях, приходят к выводу авторы исследования Digital IQ PwC «Нужно создать условия для подготовки нового типа работников, обладающих компетенциями в области новых технологий, умеющих адаптироваться к цифровым реалиям», — отмечает Юрий Пуха, партнер, руководитель практики по оказанию консультационных услуг компаниям сектора IT, телекоммуникаций, индустрии развлечений и СМИ PwC.