Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Цифра рулит
Материалы выпуска
Цифра рулит Инновации Экспансия на рельсах Инструменты Тонна рубль бережет Инструменты Вверх по лестнице, бегущей вниз Рынок «Нужны инвестиции в 25 млрд руб. ежегодно в течение 20 лет» Рынок Фактор ускорения Решения Центробежная сила Рынок
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Цифра рулит
Будущее железнодорожной отрасли — в развитии цифровых сервисов.
Фото: Михаил Мокрушин/РИА Новости

Время и конкуренция с другими видами транспорта предъявляют железнодорожникам новые требования к скорости перевозок, срокам их оформления, созданию удобств ранее невиданного уровня для клиентов. Все это возможно только за счет освоения цифровых технологий.

Управление с интеллектом

На российских железных дорогах интенсивно начали отрабатывать такие технологии при подготовке к Олимпиаде в Сочи. На полигоне Сочи — Адлер — Красная Поляна впервые в стране внедрили комплекс автоматизированного управления движением поездов в условиях его высокой интенсивности. С помощью спутниковой связи этот комплекс позволяет управлять процессом по нормативному графику, а в случае непредвиденных сбоев — рассчитывать его оптимальный новый вариант.

Такие же технологии получили развитие на Московском центральном кольце (МЦК). Здесь реализован режим частичного автоведения (автоматического управления поездом), когда криптозащищенная информация передается на борт «Ласточки», в перспективе планируется перевести поезда на полное автоматическое вождение. А на самой «Ласточке» установлено оборудование для диагностики состояния пути и поезда, мониторинга обстановки по ходу движения. Более того, впервые в мире информационно-сигнальные системы, которые разработаны для МЦК, позволяют управлять и пассажирским, и грузовым сообщением с определенными интервалами. Сейчас на специальном полигоне апробируют цифровые малолюдные технологии (с небольшим количеством персонала) содержания пути и подвижного состава. Эта же система при соответствующей доработке с учетом высоких скоростей будет использована на ВСМ Москва — Казань, которая также впервые в мире будет совмещенной — пассажирской и грузовой.

Уже сейчас грузоотправители в режиме реального времени могут получить информацию о том, где находится их груз, и прогноз о том, где он будет находиться в дальнейшем, как на сети железных дорог России, так и за рубежом, говорит заведующий отделением Всероссийского института инженеров железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) Александр Осьминин.

«Автоматизированная система рассчитывает план формирования поездов для всех станций, где зарождаются вагонопотоки, — рассказывает Александр Осьминин. — В дальнейшем мы предполагаем создать единую интеллектуальную систему управления движением поездов». Все процессы будут автоматизированы, система получит защиту от кибератак, она будет обладать повышенным уровнем отказоустойчивости, то есть способностью продолжать действия, заданные программой, после возникновения неисправностей.

Вперед — к самообслуживанию

Помимо управления движением развивается цифровизация взаимодействия с клиентами, электронный документооборот. В результате уменьшаются расходы на персонал, радикально сокращается время на операции, кроме того, появляется возможность упростить доступ к инфраструктуре для клиентов. А в перспективе стоит задача создать такие условия, при которых практически все операции клиент мог бы совершать из своего личного кабинета в режиме онлайн.

В РЖД уже почти 15 лет существует система ЭТРАН (электронная транспортная накладная), которая позволяет грузоотправителям и операторским компаниям оформлять перевозочные документы в электронном виде. За последние годы ее функционал значительно расширился, что позволяет реализовывать новые проекты для клиентов.

Как сообщил РБК+ Николай Бузурнюк, главный инженер компании Intellex, поддерживающей ЭТРАН, сейчас электронной транспортной накладной пользуются 20 тыс. сотрудников различных предприятий, в месяц через нее проходит 4,5 млн документов, из них 2 млн — с цифровой подписью.

В результате, по словам Николая Бузурнюка, удалось сократить количество товарных кассиров на станциях с девяти тысяч до шести, а операторам и грузоотправителям теперь нет надобности содержать на станциях своих представителей.

Правда, информатизация требует определенных затрат со стороны клиентов, поэтому пока пользоваться ею предпочитают относительно крупные компании со значительными отправками по железной дороге. Но сейчас разрабатывается вариант платного доступа для одной конкретной операции, что может сделать систему более доступной для небольших предприятий и организаций.

Все на биржу

Наибольшие надежды на увеличение грузооборота в железнодорожной отрасли связывают с электронной торговой площадкой «Грузовые перевозки», которая начала работу в марте текущего года. Грузоотправитель, зарегистрировавшись на ней, может со своего компьютера в любой точке мира заказать перевозку у любого оператора вагонов, который представит их на этой площадке. Оплатить перевозку можно с заранее заведенного счета.

Далее грузоотправители и операторы должны уведомить РЖД о маршруте перемещения каждого вагона; на проверку возможности выполнения заявки по закону даны 12–15 дней. Однако в апреле текущего года компания отменила согласование заявок во внутрироссийском сообщении, если документы приходят с электронной цифровой подписью. В этом случае заявка утверждается автоматически, специальная программа сразу проверяет возможность перевозки. А в 2018 году планируется ввести оформление электронных документов и для перевозок по странам СНГ. Сейчас решаются правовые вопросы о признании таких документов с налоговыми и таможенными службами. Таможенники сами отправляют электронные счета-фактуры и другие документы налоговикам.

Правда, на погранпереходе сопредельная иностранная железная дорога должна подтвердить тот факт, что вагоны приняты, а значит, автоматического согласования заявки не получится. Но российские железнодорожники готовы делать это сразу после получения в электронной форме подтверждения от соседей.

В ближайших планах РЖД — разработать механизм отправки контейнеров с электронной площадки в морские порты без заявки. Кроме того, идет работа над внедрением электронного документооборота со всеми соседними железными дорогами, что позволит поднять на новый уровень международные и транзитные перевозки. Сейчас, к примеру, нет такой электронной стыковки даже со столь важным партнером, как Китай.

Чудеса логистики

Как полагает президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой, большое будущее также за электронными технологиями и IT-сервисами в сфере транспортной логистики. В ближайшее время они вообще способны «перекроить» большинство традиционных транспортных коммуникаций.

Благодаря новым цифровым технологиям в области связи мы можем транспортную коммуникацию превратить в своего рода подвижный склад, пояснил РБК+ Владимир Косой. «Для перевозок нужно иметь большие распределительные центры на входе и выходе из транспортного коридора. Но, если состав грузится в Пекине и мы точно знаем, что через 14 дней он будет в немецком Дуйсбурге, то можем не держать базы в этих городах, — говорит Владимир Косой. — Распределять продукцию можно еще по ходу движения, видя по спутниковой навигации конкретные контейнеры». По его словам, это даст возможность перевести логистику на новый уровень, значительно сократив складские расходы, на которые приходится заметная доля в их общем объеме. «В идеале мы даже можем вообще отказаться от складов», — говорит президент Центра экономики инфраструктуры.

Процессы цифровизации развиваются и в сфере ремонта и обслуживания поездов. Например, компания «Локотех» внедряет проект «Умный локомотив» — систему выявления неисправностей локомотивной техники собственной разработки.