Инструменты , Весь мир ,  
0 

Экспансия на рельсах

Фото: Александр Кондратюк/РИА Новости
Фото: Александр Кондратюк/РИА Новости
Российские железнодорожники наращивают участие в строительстве инфраструктуры за рубежом.

Экспортная доля

«Российские железные дороги» планируют увеличить свою долю на международном железнодорожном рынке инфраструктурного строительства. Как сказал первый вице-президент компании «РЖД» Александр Мишарин, выступая в Совете Федерации, к 2020 году РЖД собираются занять 10% этого рынка (против сегодняшних 2%), который к тому времени будет оцениваться в $200 млрд в год.

Наиболее известные на данный момент проекты — развитие железнодорожной инфраструктуры в Сербии и Иране, однако список государств, с которыми начинает работать российская инфраструктурная монополия, гораздо шире. Эксперты считают, что сотрудничество в этом направлении весьма перспективно.

Далеко и надолго

Развитием железнодорожной инфраструктуры за рубежом в российском железнодорожном холдинге занимается дочернее предприятие «РЖД Интернешнл». По словам генерального директора компании Сергея Павлова, один из показательных примеров эффективного взаимодействия — работа в Сербии. С 2014 года компания реализует там контракт по строительству и модернизации железнодорожной инфраструктуры, а также по поставке дизельных поездов.

«Работы идут в хорошем темпе, зачастую участки сдаются с опережением сроков. В частности, на один год раньше установленных контрактом сроков российская сторона завершила поставку 27 дизель-поездов. Результаты нашей работы — увеличение скорости и безопасности движения, новые комфортабельные поезда — вернули популярность железнодорожному транспорту в ряде регионов страны», — пояснил Сергей Павлов РБК+. Кроме того, по просьбе сербской стороны российские специалисты участвуют в проектировании Единого диспетчерского центра по управлению движением поездов (ДЦУП).

В конце 2016 года правительства России и Сербии продлили срок действия межправительственного соглашения до конца 2021 года. Но завершение работ по этому контракту не означает, что РЖД покинут Сербию. Сейчас прорабатывается сценарий долгосрочного присутствия не только в Сербии, но и во всем балканском регионе. Кроме того, до конца первого полугодия 2017 года планируется завершить сделку по покупке российской стороной более 50% сербской компании по модернизации транспортной инфраструктуры.

Помимо Сербии российские железнодорожники активно взаимодействуют на Балканах и с греческими коллегами. Так, в январе текущего года Россию посетил министр транспорта Греции, в ходе его визита «РЖД Интернешнл» и «ЭРГА ОСЕ С.А.» (дочерняя компания Греческой железнодорожной организации, ОСЕ) подписали меморандум о взаимодействии в реализации инфраструктурных проектов как в Греции и России, так и на территории третьих стран.

Еще одно ключевое направление — реализация проекта в Иране. «Недавно мы подписали контракт по проекту электрификации железнодорожной линии Гармсар — Инче-Бурун протяженностью 495 км. Этот проект будет финансироваться из средств государственного экспортного кредита правительства РФ правительству Исламской Республики Иран, соглашение о котором было подписано в декабре прошлого года. В Тегеране уже открыты представительство РЖД и филиал «РЖД Интернешнл». Мы рассчитываем, что работы в Иране смогут начаться уже в этом году», — рассказывает Сергей Павлов.

Среди наиболее перспективных направлений работы глава «РЖД Интернешнл» отметил Кубу. Кубинские железные дороги перевозят около 11 млн т грузов и более 13 млн пассажиров в год, в то время как потребности государства как минимум вдвое выше. Сейчас там находятся около 20 российских специалистов, которые заняты разработкой и подготовкой предложения по модернизации кубинских железных дорог. Процесс затронет как непосредственно инфраструктуру, а именно пути, системы автоматики, связи, диспетчерского управления, так и подвижной состав.

Также в регионе Латинской Америки РЖД ведут проработку возможного участия в железнодорожных проектах в Бразилии. На данный момент ведется анализ существующих концессий, формируется проектная команда для анализа потенциального объема перевозок и проработки оптимальной модели концессии.

В прошлом году активизировались переговоры с Индией. Страна большая по площади, густонаселенная, поэтому вопрос эффективности транспорта, в том числе железнодорожного, чрезвычайно важен. В октябре 2016 года между РЖД и Министерством железных дорог Индии был подписан протокол о сотрудничестве по программе «Скоростные железные дороги». Партнеры подтвердили намерение совместно реализовывать проект модернизации железнодорожного участка Нагпур — Секундерабад (575 км) для увеличения скоростей движения пассажирских поездов до 200 км/ч.

Железная сила

Работа на иностранных рынках весьма перспективна для РЖД, уверены отраслевые аналитики. «РЖД необходимо и дальше развивать международное сотрудничество, это укрепляет положение компании среди других железных дорог мира, увеличивает интерес к транзиту грузов через Россию, способствует росту интереса к возможностям компании со стороны других стран, стимулирует спрос на продукцию отечественного машиностроения и ряда других отраслей», — уверен ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Кроме того, говорит эксперт, часть средств, заработанных на международных проектах, может быть направлена на решение проблем на внутреннем рынке. По его словам, успех сотрудничества в Сербии и Иране повлияет в будущем на заключение контрактов по модернизации железных дорог и в других странах.

Сегодня железные дороги во многих государствах признаны перспективным видом транспорта, их будут модернизировать, а также строить новые пути, и РЖД в состоянии принять участие во многих таких проектах. Компания, по словам Дмитрия Баранова, сможет применить свой опыт строительства и эксплуатации железных дорог в разных географических зонах, разных климатических условиях, что, конечно же, важно для будущих клиентов.

С тем, что реализация проектов на зарубежных территориях работает на масштабный экономический эффект для железнодорожной отрасли России, согласен и генеральный директор информационно-аналитического агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. Такие проекты подразумевают большой объем спроса на российскую железнодорожную технику. И формируют серьезный задел для расширения присутствия России на зарубежном рынке.

«Мы видим, что изначально в Сербии был заключен контракт по строительству железнодорожных участков, затем были достигнуты договоренности на организацию поставок подвижного состава», — поясняет Михаил Бурмистров. По его мнению, это особенно важно, поскольку техника поставляется на основе контракта жизненного цикла, что обеспечит спрос на работу таких российских компаний, как «Трансмашхолдинг» и «Локотех». Эксперт обращает внимание также на то, что в ходе сотрудничества «появилась важная опция — участие в инфраструктурной компании Сербии».

По объему работы в Иране пока преждевременно делать долгосрочные прогнозы, поскольку проект еще в ранней стадии реализации, считает Михаил Бурмистров. Но ясно, что речь идет о мощном инфраструктурном проекте, объем инвестиций там больше, чем в Сербии. В будущем можно будет говорить не только о поставках в Иран российских вагонов, но и технически сложных локомотивов, средств связи и сигнализации и другого оборудования. За счет подобных контрактов наша страна будет закрепляться на международных рынках железнодорожных инфраструктурных проектов.

Инструменты Тонна рубль бережет
Скачать Содержание
Закрыть