Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

«Нужны инвестиции в 25 млрд руб. ежегодно в течение 20 лет»

Фото: Варвара Гертье/ РИА Новости
Фото: Варвара Гертье/ РИА Новости
Об «умном локомотиве» и о том, в чем состоят основные задачи бизнеса сервиса локомотивной техники, РБК+ рассказал генеральный директор группы компаний «ЛокоТех» Алексей Белинский.
— Как вы относитесь к тому, что правительство собирается продлить на год разрешение использовать локомотивы, выработавшие свой срок, на путях необщего пользования?

— Все требования законодательства, приводящие к плавному изменению ситуации, отрасль «проглатывает» нормально. Если разом просто запретить эксплуатацию частных локомотивов на путях необщего пользования, их владельцы побегут покупать новые. А это, во-первых, повышает одновременные совокупные издержки экономики, а во-вторых, существующие мощности промышленности не способны удовлетворить лавинообразный спрос.

Почему собственники подвижного состава раньше не заботились о том, чтобы обновить свой парк, — отдельный вопрос. Продление на год разрешения правительства использовать локомотивы, выработавшие свой срок, на путях необщего пользования — это вынужденная мера.

— Какие интересы бизнеса вы сейчас ставите на первое место?

— Мы — сервисная компания, и первый интерес нашего бизнеса — надежность той техники, которую мы обслуживаем. Есть вопросы, которые необходимо решать. Они связаны прежде всего с большим износом тех машин и оборудования, с которым мы работаем. Если локомотивы обновляются более-менее своевременно и в достаточном объеме для российских железных дорог, то оборудование, которым оснащены локомотивы, имеет меньший срок службы, чем сам локомотив. Эта сфера серьезно недофинансируется. То же самое касается производственных мощностей. У нас в собственности только десять заводов, а подавляющая часть мощностей принадлежит РЖД, мы ими просто управляем. И там требуются инвестиции.

— Получается, производство локомотивов не успевает за темпами их износа?

— Я бы сказал, тарифы не успевают подрасти настолько, чтобы компенсировать износ. Новых локомотивов покупается достаточно, но крупных и важных узлов для этих локомотивов — недостаточно. Этот вопрос нужно решать.

— Какой объем инвестиций необходим для решения этих задач?

— Если поддерживать уровень износа техники в текущем состоянии, нужно инвестировать порядка 15 млрд руб. в год. Сейчас инвестируется немногим меньше — порядка 10 млрд. Но чтобы кардинально улучшить ситуацию, нужно вкладывать по 25 млрд руб. ежегодно в течение 20 лет.

— Пять лет назад вы получили от РЖД обслуживание локомотивов на аутсорсинг. Как складываются отношения с вашим основным клиентом?

— Отношения — как у требовательного заказчика и исполнителя, которому очень хочется делать свое дело качественно. РЖД — очень требовательная компания, и это нормально, потому что безопасность движения напрямую зависит от того, насколько качественно подрядчики выполняют свою работу.

Генеральный директор группы компаний «ЛокоТех» Алексей Белинский
Генеральный директор группы компаний «ЛокоТех» Алексей Белинский (Фото: пресс-служба)

— У вас есть проект «Умный локомотив». В чем его особенности?

— Речь идет об оцифрованном локомотиве. Каждый более или менее важный узел на нем оснащен серией датчиков, которые передают информацию на микропроцессорную систему управления, откуда, в свою очередь, эта информация поступает на сервер. Платформа для обработки Big Data, которую разрабатывают наши специалисты, позволяет находить вероятность отказа того или иного узла. У нас есть работающий софт по двум сериям локомотивов.

Этот проект в стадии внедрения, до конца года мы завершим работу, связанную с внедрением софта. Следующий этап — оснащение всех локомотивов, на это потребуются огромные инвестиционные затраты и годы работы.

— Какова погрешность при использовании «Умного локомотива»?

— Точность прогноза отказа того или иного узла зависит от количества данных, которые прошли через систему. Мы «обучаем» нейронную сеть. То есть настраиваем модели нейронных сетей и потом их «обучаем». Система «обучается» тем лучше, чем больше данных она «проглотила».

— То есть чем больше локомотивов вы оснастите всеми этими датчиками…

— …чем дольше мы будем диагностировать локомотивы, тем точнее будет вывод, который делает экспертная система автоматически. В итоге она должна превысить способность человека в обнаружении дефектов узлов, и она уже превышает.

— Как вы относитесь к либерализации рынка локомотивной тяги?

— Сдержанно. Я объясню почему. Этот рынок проектировался и развивался как единый технический комплекс, и эффективнее он действует как единый технический комплекс. Как только его начинают разрывать на части и экспериментировать с ними, возникают разные непредвиденные последствия, которые трудно просчитать. А для локомотива непредвиденные последствия приводят к тому, что он просто не едет.

А главное последствие такого эксперимента, которое, я убежден, точно наступит, — повышенные издержки экономики в целом. У нас есть вера в… назовем это либеральным мифом о том, что придут частные инвесторы и экономика сразу станет намного эффективнее. Не всегда так бывает. Бывает так, что централизованная система, которая проектировалась как единый комплекс, работает эффективнее. Грузоперевозка железнодорожным транспортом — это перевозка очень мощными машинами, заточенными под конкретные полигоны перевозки.

Если, допустим, самолет может прилететь куда угодно, то локомотив не может приехать куда угодно, и он не может эксплуатироваться на любом полигоне. Он «заточен» под конкретную технологию обслуживания. Я плохо себе представляю, каким образом при огромном количестве частных операторов локомотивов весь технологический комплекс будет работать.

— Насколько, по вашей оценке, парк локомотивов нуждается в обновлении?

— Локомотивов сейчас хватает как на грузовые перевозки, так и на пассажирские. Лишние мощности не нужны, у РЖД есть запас прочности, для того чтобы осуществлять перевозки под растущие потребности, если таковые будут. К слову, на Петербургском международном экономическом форуме руководством РЖД озвучивались цифры, свидетельствующие о том, что повышение интенсивности перевозок возможно, даже если отставить от эксплуатации 5 тыс. секций локомотивов. Замечу, что таких секций в инвентарном парке всего 34 тыс. Таким образом, РЖД смогут перевозить большие объемы грузов, не увеличивая парк. Важно регулярно его обновлять, чтобы поддерживать допустимый уровень износа.

Решения Фактор ускорения
Скачать Содержание
Закрыть