Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Реформа пуще неволи
Материалы выпуска
Реформа пуще неволи Решения «Запретительная система работает хуже, чем мотивационная» Рынок Директора по закупкам получили рыночные оценки Экспертиза Участники о первом «Рейтинге директоров по закупкам» Экспертиза Торги по последнему слову техники Инновации
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Реформа пуще неволи
Рынок конкурентных закупок продолжает реформироваться. Недавно у него появился новый регулятор, а уже в 2018 году планируется массовый переход компаний с госучастием на новые формы торгов через электронные площадки.
Фото: Кирилл Калинников/РИА Новости

Призыв по контракту

Сегодня система конкурентных закупок регулируется двумя основными нормативными актами — законом № 44-ФЗ, определяющим правила игры при госзакупках, и законом № 223-ФЗ, который определяет порядок закупок для подконтрольных государству корпораций. «Российская Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) является одной из передовых в мире, и то, что госзакупки проводятся в электронном формате, это огромное достижение нашей страны», — считает член экспертного совета при правительстве РФ по направлению «Повышение эффективности госзакупок» Екатерина Баранникова.

Контроль за соблюдением законодательства в сфере электронных торгов весной этого года перешел от Минэкономразвития к Минфину, где был создан департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы. Эксперты считают, что это правильное административное решение, которое сделает регулирование рынка более понятным.

Это улучшит работу контрактной системы России, говорит заместитель директора Центра профессионального развития государственных служащих РАНХиГС Николай Баранов. «Произошла централизация всех полномочий по регулированию в одном ведомстве. Кроме того, появилась возможность повысить эффективность использования бюджетных средств. Минфин отвечал и отвечает за информационную систему «Электронный бюджет», и в новых условиях стоит задача интеграции ЕИС «Контрактной системы» и ИС «Электронного бюджета», — отмечает эксперт. На сегодня, по словам Николая Баранова, большинство нормативно-правовых актов в сфере закупок носят подзаконный характер и представляют сложную систему — законы, постановления, распоряжения. «Минфин будет отвечать в части нормативно-правового регулирования за весь цикл осуществления закупок от планирования до исполнения, что очень важно. При этом нельзя говорить, что Минфин станет единственным регулятором: полномочия ФАС как контрольного органа в сфере закупок остаются», — считает Николай Баранов.

Эксперт также отмечает, что, в соответствии с поручениями президента правительству и администрации президента, необходимо уже в этом году принять меры для внесения изменений в законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ о введении электронных форм проведения закупок — из нововведений ожидается появление электронного конкурса и электронного запроса котировок. При этом планируется, что с 1 июля 2018 года у госзаказчиков появится право на проведение всех процедур определения поставщиков в электронной форме, а с 2019 года это станет их обязанностью. Эксперты полагают, что эти нововведения будут способствовать росту рынка и повышению внимания к нему поставщиков.

Разумный компромисс

В планах властей — и ужесточение закупочного законодательства для подконтрольных государству компаний. Фактически для них будет введен ряд процедур, аналогичных установленным на закупки для нужд государства. Так, планируется введение закрытого перечня процедур закупок по 223-ФЗ и осуществление электронных закупок только через аккредитованные электронные торговые площадки (ЭТП), функционирующие в рамках 44-ФЗ (сейчас таких площадок шесть). По словам Николая Баранова, этот вопрос обсуждался долго и непросто для заказчиков по 223-ФЗ. Компромисс между интересами государства и крупных заказчиков был найден через введение закрытого перечня процедур при закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства (электронный аукцион, конкурс, запрос котировок) и проведение закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме только через ЭТП, функционирующих в рамках закона № 44-ФЗ.

Ужесточение 223-ФЗ до уровня 44-ФЗ может усложнить деловой оборот, так как компании с государственным участием занимаются коммерческой деятельностью, где скорость имеет большое значение, считает Екатерина Баранникова: «Поэтому целесообразно предусмотреть сбалансированный подход к дальнейшим законодательным изменениям таким образом, чтобы одновременно обеспечивались эффективное использование бюджетных средств и конкурентоспособность бизнеса с госучастием».

Еще одно важное нововведение — унификация требований к товарам. Сейчас неразбериха в этом вопросе создает серьезные сложности многим участникам рынка. Как в ЕИС, так и в коммерческих торговых площадках сложно найти тендер по той или иной категории, потому что используются разные наименования и сокращения, рассказывает Екатерина Баранникова. Неподготовленному участнику торгов, по ее словам, чрезвычайно сложно разобраться в массиве данных, что породило образование тендерных посредников, которые оказывают услуги по поиску подходящих торгов и оформляют необходимую документацию для участия в этих торгах. «Оптимизация поисковых возможностей и требований к участию в торгах — это следующий этап развития ЕИС и коммерческих торговых площадок. Будет здорово, когда участник торгов сможет самостоятельно найти подходящий тендер и будет в состоянии оформить свое участие в этих торгах», — считает эксперт.

Решению этой проблемы отчасти может поспособствовать внедрение «Каталога товаров, работ, услуг» (Каталога ТРУ). Сейчас этот проект поручено разработать и реализовать госкорпорации «Ростех». «Ждем в 2017 году начала полноценной работы Каталога ТРУ, — говорит Николай Баранов. — При этом необходимо сделать анализ возможности распространения принципа сопоставимости цен лекарственных препаратов, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, на иные группы товаров, работ, услуг».

Если рост значимости конкурентных торгов у госзаказчиков и компаний с госучастием связан в основном с изменениями в законодательстве, то частные компании все активнее начинают размещать заказы через процедуры конкурентных торгов из соображений оптимизации затрат, что особенно важно в условиях стагнации в экономике. Отдел закупок становится для большинства компаний генератором дополнительной прибыли. «Помимо стандартного поиска экономии отделы закупок стали участвовать в оптимизации сервиса для клиентов, внедряя соответствующие KPI для поставщиков по скорости доставки, качеству, — рассказывает Екатерина Баранникова. — У крупных частных заказчиков возросла сложность закупок, проекты по закупкам проводятся комплексно, затрагивают инновационные разработки, долгосрочные соглашения, интегрированные сделки».