Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
По прогнозам — облачно
Материалы выпуска
По прогнозам — облачно Рынок Гибридный акцент Инновации «Наше облачное решение не предполагает больших затрат» Решения
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
По прогнозам — облачно
Потребление облачных сервисов растет по мере роста понимания бизнесом потенциала этих технологий.
Фото: Пресс-служба

Рост облачного рынка глобально в шесть раз опережает динамику отрасли IT, по данным разных аналитических агентств. Каждая американская компания планирует потратить на облачные сервисы в среднем около $1,77 млн в 2017 году, в то время как компании из других стран — $1,3 млн (оценка американского холдинга IDG). Доля России на мировой облачной «арене», по данным исследовательской компании Forrester Russia, составляет 0,4%, а развитие идет, следуя в целом глобальным тенденциям. На первый квартал 2017 года, по данным издания TAdviser, более 60% организаций из разных отраслей экономики России подтверждали использование облачных сервисов.

Cпрос на облака сегодня повсеместно стимулируют новые цифровые стратегии предприятий. Облака становятся драйвером трансформации бизнеса, помогая ему сокращать капитальные расходы и направлять высвобожденные средства в инновации. В американской корпорации Oracle облака называют технологией, ускоряющей принятие решений и дающей новые возможности для роста. По оценке Oracle, к 2020 году до 80% IT-бюджетов уйдет в облако. Это позволит снизить не только CAPEX, но и расходы на эксплуатацию, поддержку и обновление IT.

Одновременно облака повышают скорость реакции на меняющиеся изменения рынка и ускоряют time-to-market (срок запуска новых продуктов или услуг). «Time-to-market — наиболее ценное преимущество, которое приносит использование публичного облака, так как оно повышает конкурентоспособность, в том числе за счет возможностей масштабирования и оптимизации ресурсов под нужды бизнеса», — комментирует Дмитрий Марченко, директор по маркетингу технологий обработки данных и облачной платформы Microsoft в России.

Перейдя в облако, можно сократить развертывание сервисов до нескольких дней, а внесение изменений — до часов. Гибкая оплата только за потребленные ресурсы может дать, по оценке Oracle, экономию в три—четыре раза.

Инфраструктурный рост

По данным американской аналитической компании Gartner, в 2016 году глобальный рынок облачных сервисов составил 209 млрд долл., показав рост в 20%. Его драйвер — инфраструктурные услуги (IaaS), продажи которых увеличились за тот же период на 56%. Перевод IT-инфраструктуры в облако стимулирует потребность в вычислительных мощностях и высокопроизводительных нагрузках, которую формируют новые технологии — искусственного интеллекта, машинного обучения, интернета вещей и др. Рост этого направления обеспечивает также стабильный интерес со стороны крупного бизнеса — «держателя» основной доли IT-бюджетов, для которого ощутимее снижение за счет облака нагрузки на CAPEX. В облака активнее мигрируют «тяжелые» информационные системы этих заказчиков, где количество данных исчисляется петабайтами.

«Потребление облаков уверенно растет, — подтверждает Валерий Капленко, директор по информационным технологиям компании «Фаберлик». — Увеличение этого спроса стимулирует нелинейность нашей нагрузки, потому что мы связаны с временными периодами выхода нового каталога и каждые три недели испытываем значительные потребности в резком увеличении производительности. Нам важно не держать у себя постоянно те мощности, которые могут позволить выдержать этот пик, а использовать распределенные ресурсы, отдав нагрузку «на аутсорсинг». Именно поэтому очень интересны сервисы по аренде облачных решений. А если исходить из наших бизнес-задач, то модель использования партнерского облака предпочтительнее частного».

Как показало новое исследование Oracle, 64% компаний, которые уже используют IaaS, подтверждают значительное сокращение текущих расходов на техническое обслуживание. Сдерживают процесс по-прежнему вопросы безопасности, потери контроля и сложности миграции. Хотя уже 64% опытных пользователей IaaS сообщают, что миграция прошла проще, чем ожидалось. Большинство респондентов согласны с тем, что IaaS будет играть в их бизнесе в течение следующих трех лет важную роль, при этом 44% заявили, что они будут использовать IaaS в большей степени или переведут всю свою IT-инфраструктуру своего бизнеса на IaaS.

Тенденция к росту востребованности IaaS и PaaS (платформа как услуга) сохранится, так как сегодня уже можно решить болезненный вопрос приватности и сохранности клиентских данных в облаке, считают в Softline. «Например, с помощью Oracle Cloud Machine в дата-центре заказчика поддерживается весь технологический стек Oracle, а инфраструктура предоставляется как услуга. Заказчик получает возможность развертывать полноценное облако Oracle в рамках своего IT-периметра. Такой подход называют называют Oracle Cloud at Customer («Облако Oracle у клиента»). Благодаря ему предоставляется сервис, который полностью соответствует особенностям законодательства — например, закону о персональных данных, так как данные хранятся в России и обрабатываются средствами Oracle», — поясняет Валентин Мартыньш, директор департамента развития продаж комплексных проектов группы компаний Softline.

Крупный софт

В свою очередь, сегмент SaaS (программное обеспечение как услуга) растет на 23% в год. Здесь основные потребители — средний и малый бизнес с типовыми процессами, для которых подходят стандартные (не всегда устраивающие крупные компании) решения. По данным Gartner, на SaaS сегодня приходится почти вдвое больше выручки, чем на сервисы IaaS.

По прогнозам Oracle, к 2025 году 80% мирового рынка SaaS будет принадлежать двум крупным поставщикам, а все новые приложения будут распространяться именно по этой модели. Также в облаке будут храниться практически все корпоративные данные.

В Softline считают, что SaaS выглядит предпочтительнее для компаний, которым необходимо использовать готовый сервис в рамках своих бизнес-процессов. «Из облака в считанные дни и даже часы можно получить продвинутую CRM или готовую систему управления производством, не потратив ничего на инфраструктуру, серверное и прикладное ПО, — поясняет Валентин Мартыньш. Согласно результатам опроса Forrester Russia и SAP, больше половины российских компаний сегодня склоняются к использованию облака для оптимизации управления персоналом, закупочной деятельности, планирования, продаж, документооборота, финансов и т.д.

Общий уровень доверия к облачным сервисам в России растет, хотя в госсекторе медленнее, чем в бизнесе. По прогнозам IDC, как раз государственные инициативы в ближайшие пять лет будут дополнительно стимулировать облачное потребление. Однако пока остается невысоким уровень информированности о процессе миграции, сопряженных с ним издержках, а также новых моделях управления услугами из облака.