Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Толковый город
Материалы выпуска
Инноваторы восходящего солнца Инструменты Толковый город Инновации «Умные» технологии дают прямой экономический эффект» Рынок
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Толковый город
В России начали внедрять концепцию smart-city. Особая активность заметна в потребительском сегменте и госуслугах при невысоком интересе к таким важным составляющим, как энергоэффективность и раздельный сбор мусора.
Фото: Getty Images Russia

На правах эксперимента

«Концепция «умного» города предполагает интеграцию информационных и коммуникационных технологий, а также интернета вещей для управления городским имуществом», — говорит доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ имени Плеханова Максим Соколов. Лучшие практики внедрения концепции сформировались в Южной Корее, Швеции, Канаде, на Тайване и в Японии.

В России также создаются экспериментальные площадки для испытания городских технологий. «Сегодня в Сколково работает объединенный центр управления городом, в том числе виртуальный сервис-провайдер, интеллектуальная электросеть, энергоэффективные технологии водо- и теплоснабжения, содержания ЖКХ», — говорит Максим Соколов. Казань может похвастаться онлайн-мониторингом ресурсов, использованием ливневой воды и единой системой управления ЖКХ, координацией и интеграцией транспортных потоков, а Ульяновск — внедрением лучших мировых практик в строительстве, энергосбережении и коммуникациях. «В целом в нашей стране основные направления «интеллектуализации» городского управления связаны с развитием электронного правительства, подразумевающим автоматизацию работы МФЦ, мобильные приложения для представителей органов власти, публикацию открытых данных, решения для межведомственного взаимодействия, порталы для работы с населением, системы управления ключевыми показателями, автоматизацию ЖКХ», — говорит Соколов. При этом, по его словам, российское программное обеспечение мало используется для развития «умных» городов, а внедрением занимаются такие гиганты, как IBM, Microsoft, Cisco и другие.

В частности, проект Cisco «Умный и безопасный город Казань» предусматривает развитие сети Wi-Fi и видеонаблюдения, контроль городской среды и экологической обстановки, интеллектуальную транспортную систему, центр обработки и управляемые светофоры. Предполагается, что в результате затраты в ЖКХ снизятся на 80%, расходы на уличное освещение — на 40%, а эффективность пользования общественным транспортом повысится на 50%. В свою очередь, компания «Россети» в Каспийске, Магасе и Гудермесе реализует пилотный проект по развитию «умной» энергетики. «На первом этапе проект предполагает модернизацию и строительство объектов энергоснабжения. В дальнейшем планируется создание территориального интеллектуального кластера «энергоэффективный город» и развитие технологий «умных» сетей в СКФО», — говорит Максим Соколов.

По словам управляющего партнера риелторской компании «Метриум Групп» Марии Литинецкой, наибольшими темпами развиваются инновации на общественном транспорте. Так, в Москве внедрена система автоматической аренды вело- и автотранспорта, распространяются «умные» остановки, которые связаны через систему ГЛОНАСС с курсирующим общественным транспортом и сообщают время прибытия маршрутов. «Одновременно широкое распространение получили электронные платежные системы на общественном транспорте. Помимо Москвы такие инновации уже внедрены в Екатеринбурге и Тюмени», — говорит Литинецкая. По ее словам, слабым местом пока остается внедрение систем «умного» домоуправления, они позволяют снизить расходы на «коммуналку» примерно на 40%, однако квадратный метр таких домов стоит на 20–30% дороже среднего значения по рынку.

От QR-кода до светофора

«По сути, все те нововведения, с которыми ежегодно сталкивается столица, являются технологиями «умных» городов. Это системы велопроката, каршеринга, приложения «Активный гражданин» и «Народный контроль», зарядные устройства для мобильной техники и электромобилей, приложения для отслеживания общественного транспорта и расчета времени в пути, Wi-Fi и pay pass в метро и многое другое», — уточняет директор по развитию международной девелоперской компании RD Management Александр Устинов. Однако, по его словам, чтобы сравниться по уровню технологичности с Нью-Йорком, Москве не хватает большей открытости данных и большей интегрированности жителей в процесс управления городским пространством. Так, по словам Александра Устинова, совместить интерактивную и классическую навигации поможет рост популярности QR-кодов. Мария Литинецкая приводит в пример Лондон, где «остановки оснащены QR-кодами, которые позволяют получить прямую ссылку на все маршруты, проходящие через данную остановку, а также отследить время прибытия транспорта и узнать об авариях или задержках».

Для начала нам необходимо интегрировать «умные» технологии в работу светофоров, чтобы время ожидания зависело от реальной дорожной ситуации на конкретном участке, говорит Александр Устинов. В свою очередь, по его словам, автоматические оповещения об авариях в режиме реального времени или об уровне воды на улицах также способны удешевить работу коммунальных служб. «С точки зрения энергоэффективности прежде всего изменения касаются освещения, а благодаря светодиодам удается сэкономить до 60% потребления электроэнергии», — говорит руководитель департамента проектов Est-a-Tet Владимир Богданюк.

В строительстве уже пытаются внедрить паспорта энергоэффективности зданий. Сейчас на любой строящийся объект необходимо получить документ, который доказывает, что здесь установлены счетчики воды и тепла, информация с которых поступает поставщикам, говорит руководитель проектов девелопмента и развития территорий Becar Asset Management Group Александр Кириятских. Он обращает внимание также на редкие примеры применения солнечных панелей на пешеходных переходах. «В столице Урала была принята программа «Екатеринбург — энергоэффективный город», — рассказывает Мария Литинецкая. К этому проекту привлечены инвесторы из Германии, до 2020 года планируется направить на реализацию программы €3 млрд. В ее рамках проводятся энергоаудиты в муниципальных предприятиях, внедряется автоматизированная система управления жилищно-коммунальным хозяйством города, модернизируются узлы учета расхода энергии.

Отстающие столицы

«Концепция «умного» города может сместить приоритеты стратегического управления городским хозяйством в сторону информатизации на фоне игнорирования других важнейших аспектов», — предупреждает Максим Соколов. Россия, например, существенно отстает от развитых стран в утилизации мусора. «В вопросе утилизации отходов преуспели неожиданно не Москва и не Санкт-Петербург. На первом месте сейчас стоит Саранск, на втором — Мытищи, на третьем — Оренбург», — говорит глава пресс-службы «Гринпис России», координатор проекта «Ноль отходов» Виолетта Рябко. По ее словам, «Гринпис России» проанализировал открытые данные более 160 крупных городов с населением от 100 тыс. человек. Выяснилось, что из 73,7 млн человек доступ к инфраструктуре раздельного сбора имеют 6,8 млн (9,2%) горожан. Причем только в пяти городах РФ более половины жителей имеют доступ к раздельному сбору: Волжском, Мурманске, Мытищах, Оренбурге и Саранске, ставшем лидером рейтинга.