Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Силовой прием
Материалы выпуска
Кто встанет на крыло Решения Лизинг на взлете Инструменты Силовой прием Инновации Перестраховка в воздухе Инструменты
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Силовой прием
Одной из самых перспективных разработок в российском авиапроме эксперты называют созданный Объединенной двигателестроительной корпорацией двигатель ПД-14.
Фото: Мария Лысцева/ТАСС

Как объясняют в Объединенной двигательной корпорации (ОДК), ПД-14 — это базовый турбовентиляторный двигатель, он создается в широкой кооперации предприятий ОДК для авиалайнера МС-21-300 с применением новейших технологий и материалов, в том числе композитных. По сути, это первая полностью российская силовая установка для пассажирских авиалайнеров, созданная за последние десятилетия. По данным разработчика, новый двигатель позволит снизить удельный расход топлива в крейсерском режиме на 12–16%. В ходе реализации программы разработаны и внедрены 16 базовых критических технологий, которые и позволили создать двигатель современного уровня. «Новый двигатель создается с учетом огромного опыта отечественного двигателестроения, при этом активно используются современные технологии, новые материалы, проекту оказывается государственная поддержка», — говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Летные испытания, проведенные в 2015–2017 годах, подтвердили работоспособность двигателя и его систем в условиях, приближенных к эксплуатационным. На 2017 год запланирован еще целый ряд испытаний, в том числе на попадание посторонних предметов — льда, града, а также крупных и мелких птиц. По словам доцента кафедры экономики РЭУ имени Г.В. Плеханова Александра Тимофеева, широкое применение двигателей семейства ПД должно обеспечить необходимый объем серийного производства и помочь окупить затраты на проект ПД-14. Общий объем инвестиций в него еще в 2015 году составлял 70 млрд руб., из них 35 млрд — бюджетные средства. «ПД-14 — ключевой проект для отечественного авиационного двигателестроения. Он дал огромный импульс не только головному разработчику — пермскому «ОДК-Авиадвигатель», но и всем задействованным в кооперации КБ и заводам, научно-исследовательским институтам», — согласен исполнительный директор компании «Авиапорт» Олег Пантелеев.

ОДК уже продвигает новый двигатель за рубежом, с потенциальными покупателями самолета МС-21 идут переговоры о возможности его поставки с двигателями ПД-14 после того, как самолет получит сертификат летной годности. В частности, презентации прошли на рынках СНГ, Азии, Латинской Америки и Африки. «Потребность только российских авиакомпаний в магистральных самолетах размерности МС-21 исчисляется сотнями машин, а именно домашний рынок является приоритетным для ОДК на начальном этапе. Очевидно, что проще первые год-два эксплуатировать технику в своей стране, обеспечивая присутствие полевых представителей производителя на базе у эксплуатанта», — говорит Олег Пантелеев. «Отечественные ведомства и некоторые госкомпании, которые будут закупать магистральные самолеты, сделают выбор в пользу ПД-14, однако у ОДК есть перспективы значительно расширить перечень эксплуатантов и за счет коммерческих перевозчиков, и за счет иностранных компаний, если производителю удастся подтвердить, что совокупная стоимость владения двигателем ниже, чем у конкурентов», — отмечает Пантелеев. По его словам, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров оценил потенциал продаж МС-21 в тысячу бортов, и нужно бороться за то, чтобы две трети самолетов заказчики выбирали с отечественным двигателем.

«В дальнейшем планируется создать целую линейку двигателей для магистральных пассажирских и транспортных самолетов, для тяжелого вертолета. Огромный потенциал есть у наземных газотурбинных установок, которые будут созданы на базе ПД-14», — говорит Олег Пантелеев. По его словам, ряд технологий, отработанных в проекте ПД-14, будет развит и в двигателе большой тяги ПД-35, который создается с прицелом на широкофюзеляжные лайнеры. «Помимо установки на новый лайнер модификации двигателя могут помочь в обновлении ряда эксплуатируемых воздушных судов, то есть он может поставляться отдельно, в том числе на экспорт. Рассматривается возможность создания на базе двигателя промышленных газотурбинных установок», — говорит Дмитрий Баранов.