Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Контракты на 400 млрд руб.: чем запомнится МАКС-2017
Материалы выпуска
«Будут даже воздушные бои с элементами сверхманевренности» Рынок Решающий match: как будут заключать контракты на МАКС-2017 Инструменты «Черные» крылья: как авиация отказывается от дюралюминия Инновации Контракты на 400 млрд руб.: чем запомнится МАКС-2017 Рынок
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Контракты на 400 млрд руб.: чем запомнится МАКС-2017
Авиакосмический салон в Жуковском, который был знаменит преимущественно как авиашоу, приобретает статус деловой площадки.
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Открытый урок

Организаторы XIII Международного авиационно-космического салона заранее уверяли, что он будет более насыщенным, чем авиакосмический салон двухлетней давности. «Ожидаем повышенного количества участников, экспонентов и зрителей», — говорил в интервью РБК генеральный директор ОАО «Авиасалон» Александр Левин.

Уже в первые два дня работы МАКС-2017 стало ясно, что это утверждение справедливо по крайней мере в отношении количества участвующих в нем российских и зарубежных компаний. В 2015 году, согласно официальным данным, их было около 700, а в этом году 880, в том числе около 180 иностранных производителей из 35 стран мира. Не ошиблись организаторы и в прогнозах в отношении зрителей. Если два года назад их было немногим более 400 тыс., то в этом году, по предварительным данным, за пять дней работы МАКС-2017 его посетили около полумиллиона человек.

На МАКСе было немало студентов профильных вузов. Российский авиапром пару лет назад взял курс на омоложение отрасли, особенно в ее инженерной части. 20 июля одно из мероприятия для молодежи проводил президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь. Организаторы авиакосмического салона, в свою очередь, 21 июля объявили днем студента, и учащиеся вузов получили возможность посетить МАКС бесплатно. Почти у каждого стенда в любой день авиасалона можно было встретить молодые лица, причем не только из России. «Я сегодня отпросился с работы, специально пришел посмотреть на «Русских витязей», много слышал о них. Еле дождался начала полетов», — говорит 26-летний венесуэлец Хорхе Чангаротти, аспирант РУДН, работающий экскурсоводом и переводчиком в Москве. Очевидный интерес вызвали экспозиция спортивного самолета для сборных команд и «МИГ-35», было видно, как растет очередь к многоцелевому истребителю «Су-35С», где можно было пообщаться с летчиками.

Идея провести студенческий день признана плодотворной уже потому, что молодежь получила возможность пообщаться с потенциальными работодателями. «Нередко можно было видеть, как к тому или иному стенду подходил молодой человек и начинал представляться, давая понять о своем стремлении попасть в компанию. Здесь и вправду было из чего выбрать, — говорит заместитель гендиректора компании-устроителя «Авиасалон» Николай Занегин. «К нам за все время работы на стенде подошли, наверное, сотни молодых людей. Это будущие программисты, инженеры, ученые», — говорит Ольга Максимова, помощник генерального директора «Экспериментальной мастерской НаукаСофт». — Думаю, некоторым из них мы в будущем предложим штатное место».

Встречи со студентами провели дочерние компании ОАК, предприятия госкорпорации «Ростех» и несколько вузов. В рамках экспозиции раздела «Вузовская наука и авиационно-техническое творчество молодежи» прошла ярмарка вакансий ведущих предприятий авиационно-промышленного и ракетно-космического комплексов. Информацию о вакансиях разместило 12 работодателей, а участие в программе приняли около 8,3 тыс. студентов.

Брифинги MatchMaking

В рамках МАКС-2017 проведено около 150 конференций, круглых столов, брифингов, семинаров и презентаций. Открыл деловую программу второй Евразийский аэрокосмический конгресс, собравший около 680 делегатов.

Конгресс-центр не пустовал ни минуты. «На мероприятиях на площадке МАКС-2017 обсуждались магистральные направления развития аэрокосмического сектора, технические и технологические новации, вызовы, стоящие перед индустрией, — сообщили РБК в пресс-службе компании «Авиасалон». — Эксперты в области самолетостроения и беспилотных летательных аппаратов представили свое видение перспектив развития рынка. Центральными темами для дискуссий стали перспективы цифровизации промышленности и перехода к «Производству 4.0», вопросы развития кадрового потенциала».

Деловая программа включала в себя сразу несколько нововведений. ОАК и холдинг «Вертолеты России» провели деловые брифинги, в рамках которых отечественные авиапроизводители представили этим корпорациям свои бизнес-планы с прицелом на дальнейшее сотрудничество. Эти конференции проходили в течение первых трех дней в разных местах, в частности в конгресс-центре.

Что было совсем новым в деловой программе МАКСа, так это бизнес-встречи в формате MatchMaking, практикуемом на Западе. Программу в проактивном режиме формировали специалисты контактного центра. Представитель любой компании, подавшей за несколько месяцев заявку на участие в этих встречах, получал от организаторов список компаний, которые могли бы стать его контрагентами. Затем он выбирал из предложенного списка наиболее подходящих партнеров и встречался с ними в рамках салона.

Бизнес-встречи в формате MatchMaking проходили в двух местах: на столичном стенде «Сделано в Москве» и в конгресс-центре. Маленькие столики со стеклянными столешницами почти всегда были заняты, партнеры по переговорам сменяли друг друга. «За четыре дня мы с коллегами провели порядка 150 встреч, пообщались с потенциальными контрагентами. Треть контактов, полученных здесь, точно выстрелит. Формат очень удобен, это как первое свидание: мы смотрим на потенциального партнера, а он на нас, и решаем, чем мы можем быть полезны друг другу», — рассказал РБК+ Григорий Улькин, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании «Сенсор», производителя оборудования и ПО. «В этот раз на МАКСе мы заявили о себе в полный голос, надеемся на контракты в будущем», — говорит Ольга Максимова.

Всего, по данным организаторов, в рамках MatchMaking состоялось 1521 встреча, в которых приняли участие 1027 компаний. «Проведенное анкетирование участников переговоров позволило оценить масштаб сделок, которые заключались либо обсуждались на полях МАКС-2017. Деловой потенциал салона оценивается более чем в 600 млрд руб., включая подписанные твердые контракты и соглашения о намерениях на поставку отечественной авиатехники российским и зарубежным эксплуатантам и лизингодателям на сумму 394 млрд руб., соглашения и меморандумы о сотрудничестве на 171 млрд руб., а также переговоры о поставках продукции на сумму около 36 млрд руб.», — рассказал РБК+ председатель наблюдательного совета конгрессно-выставочного бюро Москвы Андрей Жуковский.

Деловые итоги мероприятия оценил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. «Важно, что МАКС превращается в деловую площадку, участие в которой становится не только вопросом престижа, но и эффективным инструментом для установления партнерских отношений. За три дня были проведены переговоры по системе MatchMaking с участием преимущественно малых и средних компаний», — подчеркнул он.

«Мы уверены, что МАКС-2017 станет отправной точкой в новой истории отечественной авиационной промышленности», — подытожил генеральный директор компании «Авиасалон» Александр Левин.

Итоги переговоров

В рамках МАКС-2017 были проведены переговоры с представителями более 50 иностранных делегаций, по их результатам подписаны 15 контрактов и соглашений о сотрудничестве, организаторы провели около 50 презентаций для делегаций из 20 стран, в целом свою продукцию представили более 650 российских и зарубежных компаний.

«МАКС стал площадкой подписания крупных контрактов в авиапроме, которые готовились несколько месяцев, здесь для этого были самые комфортные условия. Со временем МАКС станет одним из ведущих маркетинговых каналов для российского бизнеса», — полагает Андрей Жуковский.

Крупнейшими сделками салона стали твердый контракт на поставку 20 самолетов Sukhoi Superjet-100 авиакомпании «Аэрофлот — Российские авиалинии» и контракт на поставку в операционный лизинг 16 самолетов МС-21 авиакомпании Red Wings, включая четыре лайнера с отечественными двигателями ПД-14. Лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко.» помимо контракта с Red Wings заключила соглашения о намерениях с авиакомпаниями «ВИМ-Авиа», АЛРОСА и «Саратовские авиалинии», перевозчики рассчитывают приобрести в операционный лизинг 27 самолетов МС-21. Кроме того, три МС-21 планирует эксплуатировать авиакомпания «Ангара». Соглашение, предполагающее приобретение до 50 самолетов Ил-114-300, заключила с Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК) Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Авиакомпания «Азимут» выразила намерение приобрести четыре Sukhoi Superjet-100.

Также ГТЛК подписала соглашения о приобретении 12 вертолетов Ми-8АМТ, шести Ми-171 и 12 «Ансат». Два «Ансата» в 2018 году получит компания «Русские вертолетные системы». Заказчики из Китайской Народной Республики договорились о приобретении 13 вертолетов российского производства, включая четыре Ми-171, два Ка-32А11ВС и семь «Ансат».

Полтора десятка контрактов и соглашений о намерениях подписано в ходе МАКС-2017 руководством компании «Рособоронэкспорт».


Асы в небе

В летной программе МАКС-2017 приняли участие 90 воздушных судов. На протяжении шести дней свое мастерство демонстрировали пилоты восьми пилотажных групп. Воздушно-космические силы России представили группы «Русские витязи», «Стрижи» и «Соколы России», а также «Русь», «Первый полет» и Chelavia Team. Кроме того, в полетах приняли участие зарубежные гости — Fursan Al Emarat (ОАЭ) и прибалтийская Baltic Bees Jet Team.


Представительский класс

Западные антироссийские санкции не оказали существенного влияния на МАКС-2017. На выставке были оборудованы национальные павильоны Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Чехии, Китая, Индии, Канады, Белоруссии, Ирана. В целом в авиасалоне было задействовано 200 воздушных судов, из них 80 участвовали в летной программе, а еще 116 летательных аппаратов демонстрировали посетителям на статической стоянке.

Мировые авиастроительные компании также не отказались от участия в российском авиакосмическом салоне. Например, как сообщили РБК на стенде компании Boeing, вопрос отказа от участия в выставке не рассматривался. В свою очередь, Airbus представил не только самолет А350-900, но и новейший вертолет ВК117С2. Многие страны уменьшили размеры стендов, но не отменили участия, объяснил заместитель гендиректора компании «Авиасалон» Николай Занегин.