Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Тяга к технологиям
Материалы выпуска
Составы уходят в ниши Рынок Минтранс даст свою отцепку Экспертиза Тяга к технологиям Инструменты Пригородный заказ Решения Охрана на монопольном положении Решения
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Тяга к технологиям
Качество подвижного состава российского производства растет, но насколько отечественная техника отвечает современным требованиям?
Фото: Владислав Лоншаков/КоммерсантЪ

Главный аналитик НПК «Объединенная вагонная компания» Лейсана Коробейникова считает, что за последние годы российские вагоностроители осуществили технологический прорыв. «Вагоны на тележке с повышенной осевой нагрузкой 25 тс не только были выведены на рынок, но и стали отраслевым стандартом. Уже появляются модели на тележке следующего поколения с нагрузкой 27 тс. Но все-таки развитие отечественного вагоностроения пока существенно отстает от мирового, прежде всего американского и австралийского, рынка, где выпускают вагоны с нагрузкой 32–40 тс», — сообщила она РБК+.

По мнению эксперта, выпуск таких вагонов в России можно было бы наладить уже сейчас. Однако для организации их движения нужно соответствующее полотно.

По словам заместителя исполнительного директора союза «Объединение вагоностроителей» Евгения Реутова, предприятия продолжают прорабатывать инновации — например, в обеспечении прогрева вагонов для специализированных грузов. В ООО «УК «Рейлтрансхолдинг» ранее отмечали, что при строительстве вагона-цистерны модели 15–9544 для расплавленной серы была применена новая система разогрева, исключающая термические деформации нижней части котла. А улучшенная теплоизоляция позволяет сохранять грузы в горячем состоянии до десяти суток. Активно развиваются и информационные сервисы — системы отслеживания перемещения вагона по сети и т.д.

Евгений Реутов также отметил, что российские производители используют марки металла, состав которых в лучшую сторону отличается от зарубежных аналогов, в частности китайских, по показателям надежности и долговечности. В этом году совместными усилиями вагоностроительной компании «РМ Рейл», производителя алюминия «Русал» и производителя алюминиевых полуфабрикатов «Арконика СМЗ» были произведены первые в России инновационные вагоны-хопперы с применением алюминиевых сплавов. Такая технология позволяет уменьшить массу вагона, снизить нагрузку на железнодорожную инфраструктуру и при этом увеличить грузоподъемность.

Сложившаяся экономическая и политическая ситуация подтолкнула предприятия железнодорожного машиностроения к развитию импортозамещения. Например, предприятия «РМ Рейл» уже готовы выпускать цистерны для жидкого пека, ранее такой подвижной состав выпускался только на украинском «Азовмаше». На Тихвинском вагоностроительном заводе налажено производство некогда американской тележки Barber.

Тренд на локализацию при производстве локомотивов также заметен. Директор по сбыту департамента «Мобильность» компании Siemens в России Олег Дорофеев отмечает, что развитие отрасли осуществляется совместно с ГК «Синара».

«Мы постоянно работаем над снижением стоимости жизненного цикла, продолжая внедрять инновационные энергосберегающие решения. На совместном предприятии «Уральские локомотивы», в частности, налажено локальное производство локомотива «Гранит» (2ЭС10) с асинхронным тяговым двигателем. В локомотиве использовано 60% инженерных решений, которые ранее не применялись в России», — пояснил он.

Предприятия также совместно работают над производством электропоездов «Ласточка», уровень локализации которых должен достигнуть в ближайшее время 80%.

Некоторые эксперты также задаются вопросом, почему при развитой отечественной инженерной школе основные работы по проектированию подвижного состава для реализации проекта «ВСМ Москва — Казань» будут выполнять китайские специалисты. Вопрос, в какой пропорции будут применяться технологии КНР и РФ, до сих пор открыт.

«Какие-то технологии для ВСМ, безусловно, мы можем создавать уже сейчас, например современные тормозные системы. Однако, что в конечном итоге будет взято от российских, а что от китайских разработчиков, пока неизвестно. Соглашение о создании предприятия по производству подвижного состава только подписано, его детали не разглашаются. Экспертное и техническое сопровождение разработки будет готово только в декабре этого года, если сроки не сдвинут. Поскольку китайцы проектируют поезд, то очевидно, что они будут в большой степени решать, какие именно российские технологии к нему подойдут», — считает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.