Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Водитель под наблюдением
Материалы выпуска
Водитель под наблюдением Инновации «Это уже не перевозки, а чистой воды математика» Инструменты Грузовой разгон Рынок Мегаполис под «каблуком» Рынок Школьные и городские Решения
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Водитель под наблюдением
Объезд пробок — далеко не единственное, что дают транспортникам бортовые электронные системы. Телематика позволяет даже следить из центрального офиса за тем, пристегнут ли водитель и не забыл ли он включить фары.
Фото: Lori

Счетчик для бизнеса

Все больше перевозчиков используют комплексные телематические решения, улучшая сервис и экономя собственные средства. Традиционные навигационные приложения, говорит директор по продажам телематической компании «Группа Т-1» Сергей Пономарев, по-прежнему используются для построения маршрута, но теперь они также учитывают временные окна доставки товара в точку разгрузки, параметры груза, ремонтные работы и законодательные ограничения. Все знают мобильные приложения для сервисов такси, но и компании-грузоперевозчики часто применяют аналогичные решения, добавляет гендиректор логистической компании Nawinia Rus Марат Зайнетдинов.

«Мы используем систему, которая выстраивает маршруты доставки заказов и отправляет их водителям на смартфоны. А клиенты получают СМС-уведомления с указанием местоположения водителя и прогнозом времени прибытия с учетом дорожной ситуации», — объясняет Зайнетдинов. Как и в такси, после выполнения заказа клиент может оценить качество доставки, а общий рейтинг водителя потом учитывается в алгоритмах распределения заказов.

Процесс перевозки оператор контролирует с помощью систем мониторинга, который давно перестал быть просто средством слежения за транспортом, говорит директор компании-интегратора LocMe Александр Иванов. «Мы сейчас контролируем все, что можно посчитать или измерить, вплоть до того, пристегнут ли ремень безопасности и включены ли в машине фары», — подчеркивает эксперт. Кроме того, комплексы помогают вести технический учет и делают напоминания о необходимости обслуживания в соответствии с заложенными настройками.

Простейшая система, объясняет Иванов, представляет собой комплекс из GPS-трекера и датчика уровня топлива в баке: «Такой вариант позволяет контролировать местоположение, скоростной режим, учитывать моточасы и контролировать заправки, расход и сливы топлива». Стоимость одного трекера, говорит эксперт, начинается от 6 тыс. руб., каждый датчик уровня топлива добавляет еще столько же. Кроме того, существуют ежемесячные платежи в пределах от 300 до 600 руб. и более, если объект работает за границей.

Мониторингом данных по отдельной машине дело не ограничивается, утверждает менеджер по развитию бизнеса Meta System Сергей Вислов: «Можно отслеживать протекание практически любого бизнес-процесса, связанного с автомобилем. При большом автопарке нужен не просто набор данных, а бизнес-анализ».

В итоге система, построенная под конкретного клиента, становится мощным аналитическим комплексом для бизнеса с интерфейсами для клиента. Оперируя массивом данных, владелец транспорта может использовать сложные решения для снижения затрат на сервис и формирования адресных услуг вплоть до автоматической оплаты парковки.

Директор по операциям FM Logistic Александр Павлов считает экономию от использования телематики довольно ощутимой. «Расходы на топливо снизились на 10%, время работы на маршруте водителя — на 15%», — подсчитал он. Александр Иванов озвучивает более конкретные цифры: «Подмосковный сельхозпроизводитель за полгода сэкономил с нашей помощью 20 т дизельного топлива, и это с учетом того, что система внедрялась не разом, а поэтапно все это время».

Большой брат

Контроль за работой водителей, утверждают эксперты, позволяет существенно снизить необязательные издержки, включая штрафы за нарушения ПДД и прямое воровство. «Основная цель — не допустить нарушения ПДД», — подчеркивает Александр Павлов.

Телематика позволяет оценить качество вождения, которое непосредственно влияет на вероятность попадания в аварии и нагрузку на узлы машины, что влечет рост затрат на содержание парка и увеличивает риски повреждения груза. Сооснователь Raxel Telematics Дмитрий Рудаш полагает, что в структуре стоимости владения автомобилем затраты на амортизацию составляют 40–45%. «При правильном использовании транспортного средства показатель можно снизить до 30%, а это — сокращение стоимости владения автомобилем в среднем на 12%», — подсчитал эксперт.

По данным Raxel Telematics, превышение средней скорости по городу всего на 20 км/ч вдвое повышает риск попадания в ДТП, а резкие ускорения, торможения и перестроения являются причиной каждой пятой аварии. С помощью технологий транспортная компания может не только контролировать соблюдение ПДД, но и давать обратную связь водителю для улучшения его манеры вождения, поясняет представитель компании. Гендиректор телематической компании Omnicomm Борис Паньков, в свою очередь, утверждает, что контроль за поведением водителя снижает риск попадания в ДТП до 70%.

Полис со скидкой

Внедрение телематических систем позволяет сэкономить и на страховых полисах. Транспортники не получат такую же скидку, как владельцы легковых машин, но в отдельных случаях дисконт может составлять от 20 до 50%. Все подобные продукты направлены на контроль стиля вождения ради оценки рисков попадания в ДТП. Заместитель гендиректора «АльфаСтрахования» Татьяна Пучкова объясняет, что есть решения как на базе специального оборудования, так и использующиеся в рамках мобильных приложений: «Такое приложение также помогает получить информацию об обстоятельствах угона или хищения транспортного средства».

Ключевой особенностью таких систем специалист считает возможность конфигурации страхового продукта для уменьшения премии. «Например, от угона можно страховать на весь год, а от ущерба в ДТП — лишь на конкретный километраж. Или исключить из полиса риски ДТП в ночное время, когда автомобиль стоит в гараже. За счет современных IT-решений мы имеем возможность предлагать клиенту тариф с оплатой только за реальное время эксплуатации автомобиля», — объясняет Татьяна Пучкова.

Частные владельцы действительно могут сэкономить на страховке до 50%, но в случае с коммерческими парками такой дисконт маловероятен, уточняет представитель Raxel Telematics. «Во-первых, не работает эффект самоселекции, поскольку страховщика выбирает компания, а не водитель. Во-вторых, когда в парке больше сотни автомобилей, можно и без телематики с высокой точностью спрогнозировать объем убытков. Наконец, у водителя нет мотивации ездить безопаснее, потому что расходы на автомобиль несет работодатель», — говорит Дмитрий Рудаш.

Кадровый вопрос

После внедрения телематических систем транспортникам иногда приходится менять персонал, поскольку не все водители готовы работать под постоянным контролем. «Водители портят оборудование, режут провода, заливают приборы чаем, кофе или водой. Иногда используют глушители GPS/ГЛОНАСС», — делится опытом Александр Иванов. Однако все эти вопросы решаются в течение полугода, говорит эксперт, после первых выплат водителя за ремонт системы. Как правило, договор предусматривает существенные штрафы за поломку системы.

Текучка кадров действительно увеличивается, зато в конечном итоге в компании остается только ответственный персонал, говорят эксперты. «Системы слежения отсеивают нерадивых водителей, которые приходят не зарабатывать, а нагонять зарплату всевозможными приписками, а иногда и прямыми хищениями», — уверяет Марат Зайнетдинов.

Специалисты знают, что объяснять сотрудникам нюансы работы нужно еще на этапе собеседования. Кроме того, приходится перестраивать систему мотивации водителей вплоть до введения соревновательной составляющей. Дмитрий Рудаш уверен, что такой подход опять-таки выгоднее: «После обновления штата при внедрении систем вознаграждения и вовлечения водителей текучка значительно сокращается. В итоге компании сокращают расходы на наем и обучение водителей уже через один-два квартала».

Сервис под вопросом

Сами автопроизводители не предлагают штатных телематических систем, а к их установке на стороне относятся настороженно. Представитель Citroen на запрос РБК+ ответил, что некорректное вмешательство в конструкцию может привести к ограничению гарантии: «По правилам с гарантии будут сниматься те узлы, агрегаты, детали и системы автомобиля, в которые происходило несанкционированное вмешательство. Скорее всего, это электрооборудование, кузовные панели или элементы салона, подвергавшиеся переделке».

При корректной установке, не влияющей на работу штатных систем автомобиля, проблем у владельца не будет, пояснил производитель. А в офисе Volkswagen NFZ также напомнили о том, что любые изменения должны согласовываться с производителем. «При соблюдении этих условий гарантия на переоборудованные автомобили будет распространяться в полном объеме и на прежних условиях. Гарантия на любое дополнительное оборудование поддерживается только через его производителя или продавца», — сказал РБК+ представитель немецкой марки.