#1 Деловая авиация, 7 сентября 2017
Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Успеть на последний борт

Фото: Алексей Никольский/РИА Новости
Фото: Алексей Никольский/РИА Новости
На вторичном рынке самолетов бизнес-авиации время покупателя, но оно близится к завершению.

Если необходимость в приобретении частного самолета уже осознана, а финансовые возможности не безграничны, самое время присмотреться ко вторичному рынку бизнес-джетов. По данным JetNet Evolution, крупнейшей онлайн-площадки по продажам самолетов частной авиации, в августе 2017 года на продажу было выставлено 2302 борта, что составляет 10,7% глобального парка бизнес-джетов. Принято считать, что рынок покупателя начинается, когда объем предложений составляет 10% и выше.

Эксперты, брокеры и аналитики в один голос говорят, что сейчас отличное время для покупки бизнес-джета на вторичном рынке. Правда, с приобретением стоит поторопиться: цены стабилизировались, предложение сокращается.

«Еще держится ситуация, при которой рынок диктуется условиями покупателей, — рассказывает Роман Малюшкин, директор по продажам брокерской компании LIS Trading Group (входит в ГК Aim of Emperor). — Сегодня представлено огромное количество моделей бизнес-джетов с широким диапазоном цен. Для примера: рыночная цена дальнемагистрального Global Express XRS выпуска 2010 года составляет $20–21 млн при стоимости нового $50 млн. Последние транзакции по данному типу судна показали, что покупатели выигрывали еще до 10% от этой стоимости при быстрой сделке». Цена восьмиместного Challenger 300, лидера продаж, начинается на вторичном рынке от $5,1 млн. Маленький семиместный самолет Cessna Citation CJ1 вообще можно купить за сумму от $1,3 млн. Однако, как отмечает Роман Малюшкин, такая ситуация не может длиться вечно.

О грядущем завершении периода больших распродаж говорят специалисты авиационного брокера ArcosJet. По данным компании, за год количество бизнес-джетов в продаже упало более чем на 2%, а среди тяжелых самолетов — на 5,7%. Цены по самым популярным моделям стабилизировались. «С одной стороны, в кои-то веки продавцы могут перевести дух: самолет, который по конкурентной обстановке и данным специализированных справочников должен стоить $20 млн, вполне возможно продать близко к этой цифре, а не с дисконтом в 25–30%, как это было совсем недавно, — говорит Иван Веретенников, директор по продажам компании ArcosJet. — С другой стороны, за первое полугодие 2016-го было 1706 сделок, а в этом году их пока лишь 1640».

Эксперты сходятся во мнении, что вторичный рынок приходит к равновесию. Нормализуются темпы амортизации, цены формируются пропорционально характеристикам и состоянию воздушных судов. По мнению Ивана Веретенникова, особую роль играют программы техобслуживания двигателей, которые могут стать решающим фактором почти в любой сделке. Отсутствие таких программ может повлечь за собой справедливую скидку в $2–3 млн, а если речь идет о самолетах ценой $5–7 млн, таких как Embraer Legacy 600, то это примерно половина начальной суммы.

Самыми ходовыми моделями бизнес-джетов на вторичном рынке среди российских покупателей считаются бразильский Legacy 650, канадский Challendger 300 и американский Gulfstream G200, а также дальнемагистральные Global Express XRS и его конкурент Gulfstream 550. Такие данные приводят в компании LIS Trading Group.

Понятно, что для продавцов многолетний «рынок покупателя» обернулся невыгодными сделками. Привыкнув к постоянному падению рынка, многие покупатели стали играть на опережение. «Сегодня ваш самолет стоит $15 млн, а завтра будет стоить $10 млн. Так давайте я вам сейчас дам эти $10 млн — и по рукам». Как поясняют в ArcosJet, такой подход в свое время был не лишен объективности. Предлагать сегодня половину от адекватной стоимости воздушного судна и надеяться на успех уже не стоит по многим причинам. Во-первых, цены действительно достигли некоего психологического дна, ниже которого владельцы просто не опустятся и, скорее, оставят себе актив, чем станут продавать. Во-вторых, снизилось количество самолетов, которые за любые деньги продавали банки-кредиторы и сами банкротящиеся компании, что в значительной степени определяло цены. И, наконец, спрос повысился. Если предложение адекватно рынку — покупатель найдется.

И все же пока ожидания собственников частных самолетов по рыночной стоимости их актива остаются завышенными. Как рассказывают в ArcosJet, логика примерно следующая: «Я купил самолет пять лет назад за $50 млн — значит, сейчас я готов продать его за $40 млн». Зачастую никакие консультанты, брокеры и аналитики рынка не могут убедить собственника вывести машину на рынок за $30 млн.

И покупателям, и продавцам бизнес-джетов еще предстоит скорректировать свои ожидания с учетом новых реалий вторичного рынка: продавцам придется умерить аппетиты, а покупателям — не ожидать распродаж по принципу «купи один — второй в подарок». Однако в отличие от 2007 года, когда трехлетний джет стоил дороже нового, потому что его можно было получить «здесь и сейчас», цены действительно стали более адекватными, а дальнейшую их динамику стало проще предсказать.

Компетенция Карты, деньги, два крыла
Содержание
Закрыть