Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Успеть на последний борт
Материалы выпуска
Полет нормальный Рынок «Наш пилот рисковать никогда не будет» Решения Высокая мода Экспертиза Успеть на последний борт Рынок Карты, деньги, два крыла Экспертиза
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Успеть на последний борт
На вторичном рынке самолетов бизнес-авиации время покупателя, но оно близится к завершению.
Фото: Алексей Никольский/РИА Новости

Если необходимость в приобретении частного самолета уже осознана, а финансовые возможности не безграничны, самое время присмотреться ко вторичному рынку бизнес-джетов. По данным JetNet Evolution, крупнейшей онлайн-площадки по продажам самолетов частной авиации, в августе 2017 года на продажу было выставлено 2302 борта, что составляет 10,7% глобального парка бизнес-джетов. Принято считать, что рынок покупателя начинается, когда объем предложений составляет 10% и выше.

Эксперты, брокеры и аналитики в один голос говорят, что сейчас отличное время для покупки бизнес-джета на вторичном рынке. Правда, с приобретением стоит поторопиться: цены стабилизировались, предложение сокращается.

«Еще держится ситуация, при которой рынок диктуется условиями покупателей, — рассказывает Роман Малюшкин, директор по продажам брокерской компании LIS Trading Group (входит в ГК Aim of Emperor). — Сегодня представлено огромное количество моделей бизнес-джетов с широким диапазоном цен. Для примера: рыночная цена дальнемагистрального Global Express XRS выпуска 2010 года составляет $20–21 млн при стоимости нового $50 млн. Последние транзакции по данному типу судна показали, что покупатели выигрывали еще до 10% от этой стоимости при быстрой сделке». Цена восьмиместного Challenger 300, лидера продаж, начинается на вторичном рынке от $5,1 млн. Маленький семиместный самолет Cessna Citation CJ1 вообще можно купить за сумму от $1,3 млн. Однако, как отмечает Роман Малюшкин, такая ситуация не может длиться вечно.

О грядущем завершении периода больших распродаж говорят специалисты авиационного брокера ArcosJet. По данным компании, за год количество бизнес-джетов в продаже упало более чем на 2%, а среди тяжелых самолетов — на 5,7%. Цены по самым популярным моделям стабилизировались. «С одной стороны, в кои-то веки продавцы могут перевести дух: самолет, который по конкурентной обстановке и данным специализированных справочников должен стоить $20 млн, вполне возможно продать близко к этой цифре, а не с дисконтом в 25–30%, как это было совсем недавно, — говорит Иван Веретенников, директор по продажам компании ArcosJet. — С другой стороны, за первое полугодие 2016-го было 1706 сделок, а в этом году их пока лишь 1640».

Эксперты сходятся во мнении, что вторичный рынок приходит к равновесию. Нормализуются темпы амортизации, цены формируются пропорционально характеристикам и состоянию воздушных судов. По мнению Ивана Веретенникова, особую роль играют программы техобслуживания двигателей, которые могут стать решающим фактором почти в любой сделке. Отсутствие таких программ может повлечь за собой справедливую скидку в $2–3 млн, а если речь идет о самолетах ценой $5–7 млн, таких как Embraer Legacy 600, то это примерно половина начальной суммы.

Самыми ходовыми моделями бизнес-джетов на вторичном рынке среди российских покупателей считаются бразильский Legacy 650, канадский Challendger 300 и американский Gulfstream G200, а также дальнемагистральные Global Express XRS и его конкурент Gulfstream 550. Такие данные приводят в компании LIS Trading Group.

Понятно, что для продавцов многолетний «рынок покупателя» обернулся невыгодными сделками. Привыкнув к постоянному падению рынка, многие покупатели стали играть на опережение. «Сегодня ваш самолет стоит $15 млн, а завтра будет стоить $10 млн. Так давайте я вам сейчас дам эти $10 млн — и по рукам». Как поясняют в ArcosJet, такой подход в свое время был не лишен объективности. Предлагать сегодня половину от адекватной стоимости воздушного судна и надеяться на успех уже не стоит по многим причинам. Во-первых, цены действительно достигли некоего психологического дна, ниже которого владельцы просто не опустятся и, скорее, оставят себе актив, чем станут продавать. Во-вторых, снизилось количество самолетов, которые за любые деньги продавали банки-кредиторы и сами банкротящиеся компании, что в значительной степени определяло цены. И, наконец, спрос повысился. Если предложение адекватно рынку — покупатель найдется.

И все же пока ожидания собственников частных самолетов по рыночной стоимости их актива остаются завышенными. Как рассказывают в ArcosJet, логика примерно следующая: «Я купил самолет пять лет назад за $50 млн — значит, сейчас я готов продать его за $40 млн». Зачастую никакие консультанты, брокеры и аналитики рынка не могут убедить собственника вывести машину на рынок за $30 млн.

И покупателям, и продавцам бизнес-джетов еще предстоит скорректировать свои ожидания с учетом новых реалий вторичного рынка: продавцам придется умерить аппетиты, а покупателям — не ожидать распродаж по принципу «купи один — второй в подарок». Однако в отличие от 2007 года, когда трехлетний джет стоил дороже нового, потому что его можно было получить «здесь и сейчас», цены действительно стали более адекватными, а дальнейшую их динамику стало проще предсказать.