Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Высокая мода
Материалы выпуска
Полет нормальный Рынок «Наш пилот рисковать никогда не будет» Решения Высокая мода Экспертиза Успеть на последний борт Рынок Карты, деньги, два крыла Экспертиза
Экспертиза
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Высокая мода
От ультрадальнего к суперсреднему — так изменились предпочтения российских владельцев бизнес-джетов.
Фото: Пресс-служба

Тренд на снижение

За последние годы предпочтения российских владельцев воздушных судов заметно изменились, говорят эксперты. «Если раньше безоговорочным лидером был так называемый ультрадальний класс, то сейчас из-за оптимизации расходов все большее предпочтение отдается бюджетным моделям суперсреднего и среднего классов», — рассказывает руководитель проекта BizavNews Дмитрий Петроченко.

Его мнение разделяет Алишер Эльмурадов, совладелец чартерного брокера LL Jets, входящего в группу компаний Aim of Emperor. Он подтверждает, что джеты большого класса (Heavy Jets) Bombardier Challenger 605 и Embraer Legacy 600/650 неизменно популярны среди российских пассажиров, заказывающих чартерные перевозки: «В первой половине 2017 года самыми «кассовыми» бизнес-джетами на чартерном рынке оказались машины большого класса Embraer Legacy 600/650, Bombardier Challenger 605, их «брат-близнец» Bombardier Challenger 300 и среднего — Cessna Citation XLS+».

Почему российские владельцы, настоящие и потенциальные, выбирают именно эти лайнеры? Bombardier Challenger 605 в эксплуатацию поступил десять лет назад и остается в числе лидеров не только по комфортности, но и по соотношению цена-качество. Просторный пассажирский салон Challenger 605 шириной 2,49 м и высотой 1,85 м способен вместить 19 пассажиров, но оптимальными признаны компоновки на 9–12 мест. Этот джет обеспечивает довольно широкие возможности в перевозках: максимальная скорость перелетов — 870 км/ч, дальность — порядка 7500 км. Среди его преимуществ также низкий уровень шума (помех, затрудняющих восприятие речи), который не превышает 55 дБ, что позволяет проводить совещания на борту. Ну и, конечно, цена: каталожная стоимость начинается от $31 млн. Стоимость часа на чартерном рейсе начнется от €5 тыс. — такие данные приводит чартерный брокер LL Jets.

К классу суперсредних самолетов, в пользу которого делают выбор российские собственники, относится также бразильский Embraer Legacy 600. Он уступает Challenger 605 в дальности полета (5900 км) и скорости (834 км/ч). Вместимость примерно одинаковая — 13 человек, но начальная стоимость Legacy 600 значительно более привлекательна — от $26 млн. При этом стоимость летного часа такая же, как на Challenger 605.

Совсем к другому классу — Long Range Jets, или дальнемагистральному, — относится Bombardier Global 6000. Дальность его полета достигает 11 100 км, крейсерская скорость — 944 км/ч. В этом комфортабельном бизнес-офисе можно легко сделать межконтинентальный безостановочный перелет, к примеру, Москва — Калифорния, Токио — Нью-Йорк, Чикаго — Тайпей. Этот «канадец» — неотъемлемая часть управления бизнесом капитанов трансконтинентальных глобальных корпораций, которые имеют несколько штаб-квартир и подразделений в разных странах мира. Каталожная стоимость этого лайнера начинается от $62,3 млн. Алишер Эльмурадов говорит, что в чартере час полета на этот вместительном самолете стоит от €7 тыс. Но, как утверждает Дмитрий Петроченко, в течение нескольких следующих лет существенного омоложения парка машин с ценником «50+» (в миллионах долларов) ждать не стоит: «Эти джеты будут прибывать в распоряжение российских владельцев за счет контрактов, подписанных ранее, год—полтора назад». Новые модели, например Falcon 8X, — это, скорее, глубокий апгрейд популярных Falcon 7Х, который дает некий имиджевый импульс для владельца, но в современных российских экономических реалиях выбор в пользу очень дорогой машины едва ли будет иметь место, уверен эксперт.

Долгожданные новинки

Разработка бизнес-джета Dassault Falcon 8X была начата французской авиастроительной корпорацией Dassault Aviation в 2007 году на базе Falkon 7X. Компания улучшила ряд технических, летных и дизайнерских характеристик. В отличие от модели Falcon 7X новый самолет этого семейства имеет увеличенный по длине фюзеляж, что позволяет разместиться на его борту большему числу пассажиров (до 18), но оптимальным для дальности и скорости полета будет перевозка 12–14 пассажиров.

Этот самолет имеет эффективную топливную систему, позволяющую экономить, как заявляет производитель, до 35% топлива при полете на крейсерских скоростях по сравнению с другими воздушными судами административного класса.

Falcon 8X может преодолевать расстояние в 11 945 км (это прямой беспосадочный рейс из Москвы до Лос-Анджелеса, Кейптауна или Токио). Ожидается, что самолеты станут массово производиться уже в начале 2018 года. Каталожная цена Falcon 8X ($55 млн) — где-то посередине между ценниками канадских конкурентов.

Каталожная цена на новейший суперсредний бизнес-джет Gulfstream G500 начинается с $43,5 млн. Среди производителей самолетов деловой авиации американский гигант Gulfstream Aerospace, производитель «небесных Rolls-Royce», всегда стоял особняком. Каждая его модель — это произведение аэродинамического искусства и, конечно, жесткого маркетингового расчета. G500 позиционируется не только как самолет для работы, но и как дом, поскольку большинство клиентов Gulfstream либо работают в джетах, либо спят. Новая модель сможет принять на борт 19 пассажиров на сидячих местах или восемь — на полноценных спальных. Ожидается, что «потомственный аристократ» G500 поступит на рынок США в 2017 году, а спустя год — в Европу. Заказать новый «дом на крыльях» можно уже сейчас.

Легким джетом, который символизирует второе дыхание «малышей» бизнес-авиации, эксперты называют первый японский самолет HondaJet. При стоимости $4,95 млн (без учета дополнительных опций) HondaJet обладает отличными характеристиками: самолет развивает крейсерскую скорость до 777 км/ч с практической дальностью полета более 2200 км. Пассажиров приятно удивит полноценная туалетная кабина, чего нет не только в «одноклассниках», но и в самолетах классом выше. В HondaJet есть вместительное багажное отделение, которое даже просторнее, чем в бизнес-джетах легкого класса.

Исторически самолеты легкого и малого классов не пользовались популярностью у российских владельцев, но HondaJet может переломить эту тенденцию «благодаря отличной экономике», считает Дмитрий Петроченко.