#1 Деловая авиация, 7 сентября 2017
Компетенция , Весь мир ,  
0 

Высокая мода

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
От ультрадальнего к суперсреднему — так изменились предпочтения российских владельцев бизнес-джетов.

Тренд на снижение

За последние годы предпочтения российских владельцев воздушных судов заметно изменились, говорят эксперты. «Если раньше безоговорочным лидером был так называемый ультрадальний класс, то сейчас из-за оптимизации расходов все большее предпочтение отдается бюджетным моделям суперсреднего и среднего классов», — рассказывает руководитель проекта BizavNews Дмитрий Петроченко.

Его мнение разделяет Алишер Эльмурадов, совладелец чартерного брокера LL Jets, входящего в группу компаний Aim of Emperor. Он подтверждает, что джеты большого класса (Heavy Jets) Bombardier Challenger 605 и Embraer Legacy 600/650 неизменно популярны среди российских пассажиров, заказывающих чартерные перевозки: «В первой половине 2017 года самыми «кассовыми» бизнес-джетами на чартерном рынке оказались машины большого класса Embraer Legacy 600/650, Bombardier Challenger 605, их «брат-близнец» Bombardier Challenger 300 и среднего — Cessna Citation XLS+».

Почему российские владельцы, настоящие и потенциальные, выбирают именно эти лайнеры? Bombardier Challenger 605 в эксплуатацию поступил десять лет назад и остается в числе лидеров не только по комфортности, но и по соотношению цена-качество. Просторный пассажирский салон Challenger 605 шириной 2,49 м и высотой 1,85 м способен вместить 19 пассажиров, но оптимальными признаны компоновки на 9–12 мест. Этот джет обеспечивает довольно широкие возможности в перевозках: максимальная скорость перелетов — 870 км/ч, дальность — порядка 7500 км. Среди его преимуществ также низкий уровень шума (помех, затрудняющих восприятие речи), который не превышает 55 дБ, что позволяет проводить совещания на борту. Ну и, конечно, цена: каталожная стоимость начинается от $31 млн. Стоимость часа на чартерном рейсе начнется от €5 тыс. — такие данные приводит чартерный брокер LL Jets.

К классу суперсредних самолетов, в пользу которого делают выбор российские собственники, относится также бразильский Embraer Legacy 600. Он уступает Challenger 605 в дальности полета (5900 км) и скорости (834 км/ч). Вместимость примерно одинаковая — 13 человек, но начальная стоимость Legacy 600 значительно более привлекательна — от $26 млн. При этом стоимость летного часа такая же, как на Challenger 605.

Совсем к другому классу — Long Range Jets, или дальнемагистральному, — относится Bombardier Global 6000. Дальность его полета достигает 11 100 км, крейсерская скорость — 944 км/ч. В этом комфортабельном бизнес-офисе можно легко сделать межконтинентальный безостановочный перелет, к примеру, Москва — Калифорния, Токио — Нью-Йорк, Чикаго — Тайпей. Этот «канадец» — неотъемлемая часть управления бизнесом капитанов трансконтинентальных глобальных корпораций, которые имеют несколько штаб-квартир и подразделений в разных странах мира. Каталожная стоимость этого лайнера начинается от $62,3 млн. Алишер Эльмурадов говорит, что в чартере час полета на этот вместительном самолете стоит от €7 тыс. Но, как утверждает Дмитрий Петроченко, в течение нескольких следующих лет существенного омоложения парка машин с ценником «50+» (в миллионах долларов) ждать не стоит: «Эти джеты будут прибывать в распоряжение российских владельцев за счет контрактов, подписанных ранее, год—полтора назад». Новые модели, например Falcon 8X, — это, скорее, глубокий апгрейд популярных Falcon 7Х, который дает некий имиджевый импульс для владельца, но в современных российских экономических реалиях выбор в пользу очень дорогой машины едва ли будет иметь место, уверен эксперт.

Долгожданные новинки

Разработка бизнес-джета Dassault Falcon 8X была начата французской авиастроительной корпорацией Dassault Aviation в 2007 году на базе Falkon 7X. Компания улучшила ряд технических, летных и дизайнерских характеристик. В отличие от модели Falcon 7X новый самолет этого семейства имеет увеличенный по длине фюзеляж, что позволяет разместиться на его борту большему числу пассажиров (до 18), но оптимальным для дальности и скорости полета будет перевозка 12–14 пассажиров.

Этот самолет имеет эффективную топливную систему, позволяющую экономить, как заявляет производитель, до 35% топлива при полете на крейсерских скоростях по сравнению с другими воздушными судами административного класса.

Falcon 8X может преодолевать расстояние в 11 945 км (это прямой беспосадочный рейс из Москвы до Лос-Анджелеса, Кейптауна или Токио). Ожидается, что самолеты станут массово производиться уже в начале 2018 года. Каталожная цена Falcon 8X ($55 млн) — где-то посередине между ценниками канадских конкурентов.

Каталожная цена на новейший суперсредний бизнес-джет Gulfstream G500 начинается с $43,5 млн. Среди производителей самолетов деловой авиации американский гигант Gulfstream Aerospace, производитель «небесных Rolls-Royce», всегда стоял особняком. Каждая его модель — это произведение аэродинамического искусства и, конечно, жесткого маркетингового расчета. G500 позиционируется не только как самолет для работы, но и как дом, поскольку большинство клиентов Gulfstream либо работают в джетах, либо спят. Новая модель сможет принять на борт 19 пассажиров на сидячих местах или восемь — на полноценных спальных. Ожидается, что «потомственный аристократ» G500 поступит на рынок США в 2017 году, а спустя год — в Европу. Заказать новый «дом на крыльях» можно уже сейчас.

Легким джетом, который символизирует второе дыхание «малышей» бизнес-авиации, эксперты называют первый японский самолет HondaJet. При стоимости $4,95 млн (без учета дополнительных опций) HondaJet обладает отличными характеристиками: самолет развивает крейсерскую скорость до 777 км/ч с практической дальностью полета более 2200 км. Пассажиров приятно удивит полноценная туалетная кабина, чего нет не только в «одноклассниках», но и в самолетах классом выше. В HondaJet есть вместительное багажное отделение, которое даже просторнее, чем в бизнес-джетах легкого класса.

Исторически самолеты легкого и малого классов не пользовались популярностью у российских владельцев, но HondaJet может переломить эту тенденцию «благодаря отличной экономике», считает Дмитрий Петроченко.

Рыночный расклад Успеть на последний борт
Содержание
Закрыть