Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Поставки повышенной комфортности
Материалы выпуска
Поставки повышенной комфортности Решения Что хочет поставщик Инструменты Корпорации в поисках надежных партнеров Экспертиза
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Поставки повышенной комфортности
Железнодорожники освободили путь к участию в закупках малым и средним предприятиям, упростив процедуры конкурсов за звание поставщиков отрасли.
Фото: Lori

Большой заказ

Растущий интерес крупных корпораций к предприятиям малого и среднего предпринимательства (МСП) в качестве поставщиков товаров и услуг отмечают большинство экспертов. С одной стороны, этот интерес стимулируется законодательством. Как напоминает доцент РЭУ имени Г.В. Плеханова Светлана Казанцева, согласно ч. 1 ст. 30 федерального закона № 44 от 05.04.2013 заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в размере не менее 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком.

С другой стороны, компании-заказчики, по словам доцента Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиля Мартиросяна, оценили гибкость и оперативность таких поставщиков, «эффективность их коммерческого предложения, начиная от цены предложения до сервиса и услуг». В то же время активность самих поставщиков во многом определяется тем, что тендеры все чаще проводятся на электронных торговых площадках (ЭТП).

А с 2018 года, указывает эксперт-аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев, правительство планирует перевести все закупки государства и госкомпаний в электронный вид. Он ссылается на данные рейтингового агентства RAEX, согласно которым в 2016 году более 90% государственных и 59% частных и иностранных компаний осуществляли закупки посредством электронных торговых площадок. Общий объем процедур, проводимых в электронном виде по закону № 223-ФЗ, в 2016 году достиг 25,7 трлн руб.

К услугам небольших компаний в качестве поставщиков прибегает и один из крупнейших и наиболее разветвленных холдингов в стране — «Российские железные дороги» (РЖД). Потребности его очень широки — от путевых инструментов, деталей техники до карандашей и ластиков. Холдинг постоянно наращивает объемы закупок, растет и количество компаний, которые хотят принять участие в конкурсах и аукционах. Все это дает шанс многим компаниям, в том числе МСП, предложить свои товары и услуги РЖД и дочерним обществам.

Объем заказа РЖД в 2017 году оценивается в 1,3494 трлн руб., в то время как в 2016-м он составил 1,144 трлн. Поучаствовать в поставках хотят уже 12 669 компаний — именно столько зарегистрировано на электронной торгово-закупочной площадке РЖД, что на 3 тыс. больше, чем годом ранее.

Упрощение процедуры

Причина роста активности поставщиков РЖД в том, что процедура участия в тендерах значительно упростилась. Как сообщил на конференции «Закупки ОАО «РЖД». Открытый диалог 2017» вице-президент — директор по внутреннему контролю и аудиту «Российских железных дорог» Анатолий Чабунин, компания на 40% сократила перечень юридически значимых документов, представляемых участниками в пакете заявки на участие в конкурсе. «Кроме того, участнику больше не требуется обращаться в государственные органы для выдачи документов, поскольку они могут представить их в электронном виде, — говорит Анатолий Чабунин. — Теперь большинство бумаг участник может подготовить самостоятельно. Исключение составляют лишь лицензии и допуски, которые нужно представить в оригиналах».

Так, из заявочного пакета исключены справки ФНС и требования о предоставлении финансово-коммерческого предложения. Срок заключения договора с победителем сокращен с 45 до 30 дней. Если объем закупок небольшой (не более 2 млн руб.), то используется упрощенная формула. Квалификационные требования к участникам не устанавливаются (кроме случаев, когда это специально предусмотрено законодательством), не нужен теперь и ряд справок. Если же закупка оценивается менее чем в 500 тыс. руб., то используется «электронный магазин», где процедура проходит онлайн (пока в тестовом режиме). В этом случае в торгах может участвовать неограниченный круг лиц, и договор заключается с участником, который предложил лучшую цену.

После того как условия участия в тендерах упростились, среди претендентов на право выступить поставщиком железнодорожного холдинга стало расти количество малых и средних предприятий.

«Доля и номенклатура закупок у представителей МСП постоянно растет, — говорит генеральный директор Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства Александр Браверман. — Но и мы значительно увеличили уровень конкуренции среди своих компаний, что положительно сказывается на закупках РЖД. Так, стоимость первого предложения упала на 17%, что помогает экономить средства».

По данным Минфина, средняя по стране стоимость договора, заключенного с компаниями МСП, оценивается в 8,3 млн руб., в то время как у РЖД она составляет 9,6 млн руб. По итогам первого полугодия 2017-го на долю МСП пришлось 52,8% закупок, при том что установленный государством обязательный уровень составляет 18%. Очевидно, свою роль сыграло и то, что для предприятий малого и среднего бизнеса проводятся семинары, где разъясняются условия участия в тендерах на закупки отрасли.

Борьба за конкуренцию

В июне текущего года совет директоров РЖД внес корректировки в положение о закупках товаров, работ и услуг, которым руководствуется компания. Эти изменения прямо работают в пользу потенциальных контрагентов и повышают прозрачность конкурсных процедур.

Так, в положение включена норма, по которой недопустимо заключать договор с победителем раньше, чем истечет срок обжалования действий заказчика, а именно ранее десяти календарных дней после подведения итогов. Сокращен перечень должностных лиц, имеющих право принимать решения о заключении договоров с единственным поставщиком. В частности, из него исключены вице-президенты компании, руководители филиалов и структурных подразделений железнодорожного холдинга. Теперь не требуется доказывать отсутствие просроченной задолженности перед РЖД и неисполненных обязательств, сокращен срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки (до десяти дней).

В результате роста конкуренции среди поставщиков экономия на закупках достигла в первой половине 2017 года 6,5 млрд руб. (4%), что на 1,4 млрд руб. больше, чем за тот же период прошлого года. По данным Минфина, среднее количество поданных заявок на один лот в закупках железнодорожников составляет 3,3, при том что у других крупных компаний, работающих по закону № 223-ФЗ, — 1,7 заявки, приводит статистику Анатолий Чабунин.

Тем не менее проблемы с конкурентностью торгов есть, в компании их объясняют объективными обстоятельствами. В частности, тем, что большой объем некоторых видов продукции, к примеру рельсы и локомотивы, производят одно-два крупных предприятия в стране. Причем это дорогая продукция, стоимость которой составляет значительную часть закупочного бюджета. Правда, доля конкурентных закупок все равно увеличивается: если в первом полугодии 2016-го она составила 63,8%, то за аналогичный период 2017 года — уже 65,7%. Однако эта доля должна быть выше.

«Все простые решения, которые можно было принять для повышения эффективности конкурентных процедур, уже приняты, — отметил президент «Российских железных дорог» Олег Белозеров. — Теперь необходимо точечно «донастраивать» систему, чтобы повышать эффективность закупок, но при этом не терять в качестве при снижении цен».

К такой точечной настройке можно отнести решение об увеличении авансирования работ заказчиков. Как пояснил Олег Белозеров, у РЖД высокий кредитный рейтинг, сравнимый со страновым, и холдинг имеет возможность занимать деньги на условиях лучших, чем любые строительные компании. При авансировании на длительный срок контрагентам не нужно самим брать займы под более высокий процент. В результате железнодорожники рассчитывают на снижение стоимости работ.

Сейчас на повестке дня вопрос о «выращивании» поставщиков, которые смогут поставлять отрасли инновационную продукцию. Для этого необходимо предоставлять определенные преференции таким компаниям, что иногда вызывает вопросы у Федеральной антимонопольной службы. Поэтому в РЖД считают, что законодательство о закупках требует корректировки.