Компетенция , Весь мир ,  
0 

Каршеринг с коммерческой жилкой

Фото: Сергей Коньков/ТАСС
Фото: Сергей Коньков/ТАСС
Каршеринг конкурирует с владением машин и выдавливает с рынка традиционные сервисы аренды автомобилей. Теперь он нацелился на услуги для бизнеса, ведь покупать машину предпринимателю зачастую невыгодно.

Не замена, но удобно

Аренда стремительно становится моднее владения, и в автомобилях эта тенденция заметнее всего. Ежегодно мировой рынок каршеринга растет на 34%; к 2024 году такими темпами он достигнет объема $16,5 млрд, по данным отчета Global Market Insights. Но уже сейчас сегмент выглядит солидно: каршерингом в США в 2016 году пользовались 5% взрослого населения, а всего в мире, по данным Frost & Sullivan, в прошлом году в почасовом прокате находились 150 тыс. автомобилей, которыми пользовались 10 млн человек.

В России основной бизнес в этой сфере сконцентрирован в Москве. В августе 2017 года в сегменте было примерно 2600 машин и 600 тыс. пользователей, по данным правительства Москвы. Рост столичного рынка каршеринга за последний год составил 400%. Департамент транспорта столичного правительства оценивает емкость московского рынка каршеринга в 15 тыс. автомобилей, а значит, рост обеспечен на годы вперед.

У России в этом плане есть определенные особенности — у нас любят менять машины. «В России одним автомобилем владеют в среднем три-четыре года, тогда как в США, Японии, Германии — пять—семь лет. Речь, конечно, идет скорее о крупных городах, но причины у всех общие: как увеличение расходов на ремонт и обслуживание старой машины, так и просто частая смена потребностей», — утверждает управляющий партнер каршеринга YouDrive Борис Голиков.

Большинство пользователей каршеринга отнюдь не безлошадные владельцы прав, хотя на заре этого бизнеса сервис аренды предполагал, что это некий облегченный вариант использования автомобиля для тех, кому он не по карману. По данным департамента транспорта Москвы, 64% зарегистрированных пользователей московского каршеринга имеют личный автомобиль.

Такая ситуация не только в Москве. В мире 75% пользователей каршеринга имеют хотя бы один личный автомобиль, но им все равно удобно время от времени брать в прокат машины. Во многих городах, как и в Москве, каршеринг вдвое дешевле такси. Средний пользователь таких сервисов, по данным самих компаний, просто предпочитает самостоятельное вождение извозу и при этом хочет сэкономить. К тому же каршеринг — это не только поездка от дома до работы.

Багажник напрокат

Рядом с Costco, B&Q и IKEA в Великобритании Hertz сдает напрокат небольшие фургоны. Их можно взять в аренду по часам, чтобы самому доставить покупки до дома. Покупатели, как оказалось, не против возить тяжести самостоятельно даже при наличии доставки. Подобные фургоны стоят и рядом с магазинами Leroy Merlin и IKEA в других странах ЕС, рассказывает директор по маркетинговым коммуникациям Orange Business Services в России и СНГ Дарья Абрамова. Причем условный шкаф при желании можно увезти в другую страну — машины Hertz подключены к IoT-платформе при помощи телематических сим-карт Orange, так что водитель, взявший машину, к примеру, в Италии, не окажется без помощи в чрезвычайной дорожной ситуации, произошедшей с ним на дорогах Франции.

В России такого пока нет (компания Hertz недавно ушла из России), но легковушки каршерингов уже используются для коммерческих нужд. «Делимобиль» нередко используют как транспорт для малого бизнеса, например для курьерской доставки или перевозки небольшого объема грузов, — это заметно, когда пользователь тратит десятки тысяч в месяц. Понятно, что это предприниматель. Каршеринг ему выгоден — бесплатные парковки, отсутствие налогов и, главное, машину не нужно покупать», — объясняет заместитель генерального директора сервиса каршеринга «Делимобиль» Станислав Грошов.

Экономия в случае каршеринга для бизнеса очевидна. В качестве примера предприятия, которому выгодна аренда коммерческого автомобиля, генеральный директор онлайн-сервиса аренды автомобилей по схеме peer-to-peer Rent A Ride Александр Ладыгин приводит небольшую видеостудию. Таким компаниям обычно нужны малые коммерческие автомобили (Light Commercial Vehicle, LCV), которые есть на российском рынке каршеринга. Если съемочная группа перевозит оборудование один-два дня в неделю, получается 75 съемочных дней в год. Аренда Peugeut Partner на все эти дни обойдется в 150 тыс. руб. Очень редко такие компании используют машины чаще.

«Если же машину покупать, то при цене 1,1 млн руб. она за год потеряет в стоимости около 120 тыс. руб., при этом расходы на ТО, страховку, налог, сезонную резину составят порядка 130 тыс. руб. Это без учета платы по кредиту, то есть машина предполагает единовременные затраты в 1,1 млн руб.», — подсчитывает Александр Ладыгин.

Без вариантов

Несмотря на эти первые проявления новых направлений в аренде автомобилей, полноценного коммерческого каршеринга в России пока нет. Причина в том, что каршеринг эффективен как комплекс услуг: бесплатные парковки, обслуживание, бензин. Льготы в Москве и других городах в сфере эксплуатации автомобилей распространяются только на легковушки. «Для использования коммерческих автомобилей департамент транспорта правительства Москвы таких льгот не предоставляет, поэтому предприниматели за все платят сами. На сегодняшний день спрос на коммерческий каршеринг непонятен, а вложения высоки», — предупреждает Станислав Грошов.

Более того, по российскому законодательству для каршеринга запрещены перевозки в целях коммерческой деятельности. «Есть требования по габариту каршерингового автомобиля и его возрасту, парковочное разрешение на каршеринговый автомобиль более чем на год получить невозможно. Это обычная практика во всем мире, так как власти городов заинтересованы в том, чтобы каршеринг был экологичным видом транспорта и использовался жителями для обычных поездок», — поясняет сооснователь каршеринга BelkaCar Екатерина Макарова.

«Услугу по каршерингу коммерческого транспорта для перевозки грузов на данный момент предоставляет только один российский каршеринг — Anytime, в чьем арсенале автомобили Renault Kangoo. Размер модели вполне подходит для самостоятельной доставки мебели из магазина или небольшого переезда. В аренду автомобили сдаются по тарифу 3 руб. за минуту», — приводит пример основатель компании GetTransfer Александр Першиков.

Единственное, что может появиться при нынешнем существующем законодательстве, — грузовые перевозки для частных лиц по примеру фургонов у магазинов в ЕС. «Полугрузовые машины для частных лиц у каршерингов, скорее всего, в ближайшее время появятся. Ведь потребность что-то перевезти — одна из основных причин использования автомобиля», — объясняет Станислав Грошов.

Глава юридической компании «Право и практика» (специализируется на лизинге) Алексей Никитин считает, что никаких грузовиков в таком сервисе не должно быть вообще. «Каршеринг может эффективно работать, когда он существует в рамках одного населенного пункта и в системе постоянно участвуют десятки тысяч пользователей и тысячи автомобилей. На коммерческий транспорт спрос будет в сотни раз меньше, к тому же у большинства коммерческих автомобилей въезд в саму локацию — мегаполис ограничен. Меньше пользователей, меньше машин — «каршерный кровоток» в такой системе не запустить», — объясняет он.

Екатерина Макарова, в свою очередь, слышала от нескольких топ-менеджеров крупных компаний, у которых есть коммерческий транспорт, об интересе к этой теме. Чаще всего речь шла о каршеринге автомобилей между профессиональными водителями с целью увеличить оборачиваемость парка.

В компании YouDrive тоже заинтересованы в этом направлении и пытаются оценить рынок, но пока ориентируются только на b2c-сектор. Сектор b2b с арендой фур для перевозок, считают в YouDrive, возможен, но потребует отдельной разработки программного обеспечения и четкого регулирования.

Скачать Содержание
Закрыть