Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Легкий, как фургон
Материалы выпуска
Господдержка разгоняет грузовики Рынок «К нам потянулись владельцы небольших магазинов, мастерских, булочных» Инструменты Трудный метан Экспертиза Легкий, как фургон Экспертиза Каршеринг с коммерческой жилкой Экспертиза
Экспертиза
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Легкий, как фургон
На рынке легкой коммерческой техники появляются новые модели и дополнительные модификации уже существующих. Какие из них оптимальны для бизнеса в городских районах, куда запрещен въезд тяжелых грузовиков?
Фото: Пресс-служба

Национальное большинство

Две трети продаж на российском рынке LCV делают отечественные бренды. Первое место с большим отрывом держит ГАЗ, на втором месте выступает УАЗ, а замыкает тройку лидеров Lada. По моделям все вроде бы понятно: у Горьковского автозавода это неизменные «Газели» — как новая Next, так и старая «Бизнес» — плюс немолодой «Соболь Бизнес». Ульяновский завод в комтрансе держится главным образом за счет классического коммерческого ряда, костяк которого составляют винтажные сверх всякой меры «буханки» и «головастики». АвтоВАЗ же в коммерческом секторе представлен единственной машиной — фургоном на базе Lada Largus.

На прошедшей в начале сентября в столичном «Крокус Экспо» выставке Comtrans были показаны машины, которые в обозримом будущем появятся в продаже. Фургон Lada Largus с высокой крышей (+280 мм к стандарту) и увеличенным внутренним объемом (2000 л) составит конкуренцию европейским «каблучкам». И хотя цены на эту версию пока не обнародованы, нетрудно догадаться, что «Ларгус» сохранит за собой титул самого дешевого «коммерсанта» на российском рынке. А еще в первой половине следующего года АвтоВАЗ может начать продажи фургона с газобаллонным оборудованием, работающим на метане, — опытные образцы таких машин сейчас проходят испытания.

А вот новый «УАЗ Профи» заступит на поляну, где пасутся «Газели»: бортовой грузовичок из Ульяновска стал полуторкой, то есть грузоподъемность у него в два раза выше, чем у модели «Карго», производство которой завершено. По цене (от 750 тыс. руб.) «Профи» выходит дешевле «Газели Бизнес», к тому же за доплату можно получить двойную кабину и полный привод. Но сейчас принимают заказы только на заднеприводную версию.

Когда в стане ГАЗа появится долгожданный «Соболь Next», все еще неизвестно, хотя прототип машины показали уже довольно давно. Разговоры о возрождении бренда «Волга» тоже пока ни к чему не привели — напомним, что полгода назад председатель совета директоров и совладелец «Русских машин» (куда входит и группа ГАЗ) Зигфрид Вольф обмолвился, что Горьковскому автозаводу не хватает автомобиля, который мог бы выступать в том же классе, что и Volkswagen Caddy, и такой «каблучок» вполне мог бы называться «Волгой».

Зато на Comtrans-2017 нижегородцы представили «Газель Next» с автоматической коробкой передач. Шестиступенчатую трансмиссию производства французской компании Punch Powerglide подружили с дизелем Cummins объемом 2,8 л (150 л.с.). Кроме того, в недалекой перспективе автомобили «ГАЗ» начнут комплектовать двухлитровыми турбодизелями Volkswagen. Цена таких модификаций пока неизвестна.

Главной новинкой ГАЗа в сегменте LCV стала «ГАЗель Next» полной массой 4,6 т и грузоподъемностью 2,6 т. Появление этой модели означает выход российского производителя в сегмент больших LCV, где ранее не был представлен ни ГАЗ, ни какая-либо еще из российских компаний. Новинка была представлена сразу в двух версиях: грузовая модель, продажи которой начнутся уже в первом квартале 2018 года, и микроавтобус на 20 мест, который появится на рынке в конце 2018 года. Кроме этих модификаций на базе «Газели Next 4,6» будет создан грузовой фургон с объемом кузова 15,5 куб. м (у действующей модели — 13,5 куб. м).

По легковому счету

Lada Largus за полмиллиона рублей сейчас самый доступный развозной фургон на рынке. Других машин подобного класса за сопоставимые деньги не найти: схожие по функционалу «каблучки» Citroen Berlingo, Peugeot Partner и Volkswagen Caddy в версии Kasten стоят от 1,1 млн руб. Зато эти машины можно заказать с дизелем, доплатив от 50 тыс. (Citroen/Peugeot) до 82 тыс. (VW)  руб. Некоторое время назад аналогичный автомобиль был и в модельном ряду Renault, однако сейчас Kangoo уже не продается. Зато французы готовятся выпустить на рынок Renault Dokker, конвертировав его из аналогичной модели румынской марки Dacia, — такая машина, к слову, продается на Украине. Цены будут объявлены непосредственно перед началом продаж, которые должны стартовать до конца этого года.

Кстати говоря, Renault Kangoo и сейчас можно купить в России — правда, под маркой Mercedes-Benz: «каблучок» Citan — это полный аналог Renault, только со слегка видоизмененной внешностью и отредактированным салоном. Цены — от 1,524 млн руб.

Все перечисленные модели — это, по сути, легковые автомобили как с точки зрения водителя, так и с точки зрения законодательства. Все они берут на борт порядка 800 кг груза, а полная масса составляет около 2,2 т. То есть такие машины могут совершенно беспрепятственно перемещаться по всей Москве, проезжая внутрь Третьего транспортного кольца (ТТК) и покидая пределы грузового каркаса в тех автономных округах, где он действует. Однако московская специфика организации дорожного движения породила такое явление, как довольно крупные цельнометаллические фургоны с ограниченной грузоподъемностью. Пионером здесь стало российское подразделение Fiat Professional, которое на основе базовой модификации модели Ducato (L1H1 — низкий, короткий) сделало версию с полной массой 2,5 т. У такой машины заявленная грузоподъемность составляет всего 560 кг (меньше, чем у «Ларгуса»), зато объем кузова достигает 8 куб. м. Сейчас же выбор «закаркасных» Ducato стал еще больше: появились «сверхлегкие» модификации со средней длиной колесной базы и средней по высоте крышей. То есть можно купить фургон с правом проезда за пределы каркаса с объемом грузового отделения до 13 кубов!

Peugeot Boxer и Citroen Jumper — «родственники» Fiat Ducato, но с другим мотором: у «итальянца» под капотом стоит 2,3-литровый дизель F1AE3481D от Iveco, а у «французов» — фордовский дизель серии Puma объемом 2,2 л. Базовый Fiat стоит 1,53 млн руб. против 1,64 млн и 1,66 млн руб. за Citroen Jumper и Peugeot Boxer соответственно. В том, что облегченные версии пользуются спросом, сомневаться не приходится: по словам представителя пресс-службы PSA, такие машины составляют до 80% объема продаж фургонов.

Есть возможность выбора полной массы и у Mercedes-Benz Sprinter Classic нижегородской сборки — это бесплатная опция в конфигураторе. Прайс-лист на такие фургоны начинается с отметки 1,605 млн руб.

Новые вэны Citroen Jumpy и Peugeot Expert только появились на рынке. Это более компактная техника, но по весовым параметрам они пересекаются со старшими моделями. Базовые версии (от 1,3 млн руб.) имеют полную массу до 2,5 т, остальные тяжелее, но все они — въездные в пределы Третьего транспортного кольца.

Массой не вышел

Аналогичная ситуация и с Mercedes-Benz, в модельном ряду которого есть фургон Vito, полной массой базовой версии менее 2,5 т. Правда, стоит Vito от 1,8 млн руб. в базовой версии. Зато он способен предложить не только моторы различной мощности (как дизельные, так и бензиновые), но и позволяет выбрать полный привод и автоматическую трансмиссию. Ничуть не менее разнообразен Volkswagen Transporter, но и по цене он не уступает Mercedes — от 1,83 млн руб. и практически до бесконечности.

Ford Transit Custom доступнее — от 1,75 млн руб., однако многообразием комплектаций не блещет. Более крупный «просто» Transit (без Custom) стоит даже немного дешевле (от 1,73 млн руб.) и дает возможность поиграть с длиной и высотой кузова. Любопытно, что более легкие модификации имеют передний привод, а тяжелые версии — задний. Есть и модификации с полным приводом (от 2,2 млн руб.).

У Renault Master (от 1,66 млн руб.) схема трансмиссии также зависит от грузоподъемности: машины полегче идут с передним приводом, потяжелее — с задним. Полноприводных вариантов не предусмотрено. Базовая версия — проходная в ТТК, остальные — нет.

Наиболее демократичная техника в этом сегменте — нижегородские «Газели» и «Соболи». Фургон «Соболь Бизнес» с бензиновым мотором ульяновского производства (107 л.с.) оценили в 765 тыс. руб. Такой автомобиль грузоподъемностью 865 кг проедет внутрь «трешки», но за пределы грузового каркаса ему путь заказан по причине полной массы 2,8 т. «Газель Бизнес» с аналогичным силовым агрегатом стоит 890 тыс. руб., но на ней официально насквозь ТТК не проехать. Зато за доплату 65 тыс. можно получить полный привод.

В сентябре 2017 года сертифицированы и начали продаваться автомобили «Соболь» полной массой 2,5 т (как в версиях 4х2, так и в версиях 4х4), которые имеют право въезда в пределы грузового каркаса.

И другие

Все прочие модели на рынке условно легкового комтранса погоды не делают — они, как правило, стоят дорого, побуждая выбирать более доступных «коммерсантов». Однако зажиточные организации могут позволить себе самую продвинутую технику вроде нового Volkswagen Crafter (от 2 млн руб.) или Mercedes-Benz Sprinter (от 2,45 млн). Последний не стоит путать со Sprinter Classic нижегородского розлива — это машины разных поколений, уже через год в России появится совсем новый Sprinter — только что был опубликован тизер фургона третьего поколения, а серийный автомобиль покажут в начале 2018 года.

В следующем году могут начаться поставки фургона MAN TGE — это перелицованный VW Crafter. Правда, цена этой машины может оказаться еще выше «фольсквагеновской».

И наконец, Iveco Daily. Техника достойная: прочная, надежная, к тому же довольно разнообразная — огромный выбор силовых агрегатов и вариантов исполнения. Но нет «московских» модификаций, да и цены высокие.