Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Плексиглас с новыми перспективами
Материалы выпуска
Путь к «зеленой» химии Решения Санкции в обмен на технологии Инструменты Кирпичи из отходов Решения Плексиглас с новыми перспективами Инновации Хай-тек на примерку Инновации Курс на изоляцию Инновации
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Плексиглас с новыми перспективами
На рынке хорошо известного материала — органического стекла — по-прежнему появляются новые ниши и факторы роста.
Фото: Пресс-служба

90 лет в строю

Сегодня с трудом верится, что первое в мире органическое стекло появилось почти 90 лет назад. Родилось оно из полиметилметакрилата (ПММА), синтезированного немецким химиком Отто Ремом, а в 1933 году торговая марка термопласта на основе метилметакрилата — Plexiglas была зарегистрирована компанией Röhm & Haas (вошла в концерн Evonik Industries AG). В 1930–1940-е годы плексиглас получил всемирную известность как материал для остекления кабин самолетов, но на самом деле сфера его применения была гораздо шире, и, несмотря на то что после него появились другие синтетические разновидности прозрачных пластиков, плексиглас во многих языках стал синонимом понятия «оргстекло» в самом широком понимании.

Без оргстекла трудно представить современную индустрию, наверное, нет отрасли, где оно бы не применялось. Объем мирового рынка органического стекла превышает $6 млрд. Главный потребитель оргстекла — Азиатско-Тихоокеанский регион: на него приходится около 59% потребления оргстекла (почти половину глобального потребления обеспечивают всего две страны — Китай и Индия). Даже российский рынок, из-за кризиса сократившийся с 2014 года почти на треть, ежегодно потребляет около 20 тыс. т листов органического стекла.

«Стекольные» инновации

Технологии получения оргстекла постоянно совершенствуются, его производители разрабатывают инновационные материалы, которые отличаются как новыми областями применения (например, 3D-печать), так и экологичностью при производстве. Например, крупнейшие производители акриловой кислоты — BASF, Dow Chemicals, Cargill, Novozymes — инвестируют в создание технологии, которая позволяла бы получать эту кислоту из сырья биологического происхождения, но при этом обладала себестоимостью, сопоставимой с ее «химическими» соперниками. В этой области уже достигнуты серьезные успехи: компания OPX Biotechnologies разработала дешевую биотехнологию получения акриловой кислоты из декстрозы и сахарозы. Стоимость сырья не превышает $1 за килограмм, в то время как сырье для обычного процесса получения акриловой кислоты стоит от $1,2 за килограмм.

Не забывают и старый добрый плексиглас. Например, среди последних разработок — инновационный материал Plexiglas LED 0M200 SC концерна Evonik Industries AG, соединивший в себе, казалось бы, несовместимые качества — высокое светопропускание и сильное светорассеивание, воплотив в жизнь мечту производителей лайтбоксов. Именно такое сочетание свойств является ключевым при использовании источников света с «точечными» светодиодами, где требуется оптимизация оптических свойств рассеивателей.

Но инновационный потенциал исходных физических свойств полиметилметакрилата (ультрафиолетовая стабильность, твердость, тепло— или светоотражение, диффузия, уменьшение шума, прозрачность и т.д.) далеко не исчерпан. «Количество областей применения этого замечательного полимера постоянно растет, так как он делает жизнь в буквальном смысле светлее и легче», — уверен технический скаут концерна Evonik Industries AG доктор Аркадий Майзельс.​

К этому можно лишь добавить, что это касается и других разновидностей органического стекла, которых ждут новые ипостаси в нашей жизни и новые ниши на рынках.