Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Рост за счет власти
Материалы выпуска
Аудит мимо денег Рынок «Бухгалтеры часто ментально не готовы к раскрытию информации» Рынок «Для многих малых предприятий аудит выглядит неоправданной обузой» Решения Рост за счет власти Решения Плоды переходного периода Рынок Инвестиции ждут советов Экспертиза
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Рост за счет власти
Точки роста российского рынка консультационных услуг — это помощь в защите бизнеса от государства либо помощь бизнесу, участвующему в программах с господдержкой.
Фото: Александр Николаев/Интерпресс/ТАСС

Общие надежды

Консалтинговый рынок в гораздо большей степени, чем аудиторский, зависит от общего состояния экономики — здесь нет сектора обязательного заказа. Поэтому общеэкономическая стабилизация ситуации вселяет в ряд игроков надежду.

«Посткризисный период наконец активизировал рынок управленческого консалтинга, в числе быстрорастущих сегментов уже сейчас мы отмечаем следующие: оптимизация бизнес-процессов, анализ и оценка инвестиционных проектов и маркетинговые исследования рынков. Наметившаяся волна кредитной экспансии также подстегнула спрос на оценку. Поэтому в сегменте управленческого консалтинга рост может превысить 5–6% по итогам года», — полагает старший партнер АКГ «Деловой профиль» Армен Даниелян.

Наметившееся улучшение ситуации в российской экономике позволяет рассчитывать на усиление деловой активности всех участников рынка консалтинга, на существенный спрос как по отдельным направлениям услуг, так и положительно оценивать перспективы развития рынка в целом, считает управляющий партнер ГК «Нексиа Пачоли» Светлана Романова.

Компании «большой четверки» несколько более пессимистичны. «Согласно различным исследованиям и нашим оценкам, за последнее время рынок консультационных услуг в рублевом выражении вырос, что является следствием инфляционных процессов и удешевления рубля, — отмечает управляющий партнер департамента консалтинга компании «Делойт» (СНГ) Анастасия Осипова. — В долларовом выражении падение рынка консультационных услуг составляет примерно 15–20%. Связано это в первую очередь с невысокой покупательной способностью компаний на российском рынке и их недостаточной готовностью инвестировать деньги в консалтинг».

«В целом цены в рублевом выражении немного выросли, как и рынок консультационных услуг. Однако если мы конвертируем цены из рублей в доллары для сопоставления с ценами на услуги консультантов на мировом консалтинговом рынке, то увидим, что ставка на услуги консультантов в России, безусловно, падает и проигрывает ставке на услуги консультантов на рынках других стран», — говорит Анастасия Осипова.

Клиенты готовы платить за консалтинг, когда понимают и видят пользу, делится руководитель практики «Финансовое консультирование» КСК групп Елена Межуева: «Поэтому мы всегда стараемся использовать так называемый ROI-подход, «возврат на вложенное». Например, чтобы принять решение о вхождении в новый инвестиционный проект, собственнику нужно четко знать, какой финансовый результат получен от текущего бизнеса и какую сумму он сможет выделить на инвестиционные цели, не принеся вреда основному зарабатывающему бизнесу. Польза должна быть оцифрована».

Армен Даниелян также отмечает, что клиенты готовы к высоким расценкам консультантов по «точечным», четко понятным им наборам услуг. «Скажем, можно отметить, что именно в налоговом консалтинге у клиентов появилось понимание, что «дешево хорошо не бывает», ценовой фактор при выборе эксперта уходит на второй план. Главное — наличие успешного опыта решения проблем заказчика, глубокого знания отраслевой специфики, гибкости в подходах к решению проблем», — приводит он пример.

Светлана Романова, в свою очередь, отмечает значительную роль государства в процессах рыночного ценообразования. «Консалтинговые компании работают в жесткой конкурентной среде, которая во многом определяет их политику ценообразования. Среди факторов, влияющих на стоимость услуг, можно назвать регулирование системы закупок федеральными законами и соответствующими нормативными актами частных компаний, где ключевым критерием победы на конкурсе является цена предложения. Также на уровень цен влияет сохраняющийся демпинг ряда консалтинговых фирм», — говорит эксперт.

Частные случаи

Рассуждая о наиболее востребованных видах консультационных услуг, эксперты выделяют два больших сегмента, связанных либо с желанием бизнеса оптимизировать расходы, либо с желанием защититься от возможных потерь из-за действий государственных органов.

«Безусловно, сейчас очень сильно востребовано консультирование в сфере налогообложения, — рассказывает Армен Даниелян. — Прессинг со стороны налоговых органов, доначисления по результатам проверки, нововведения в работе ФНС, позволяющие видеть все применяемые способы оптимизации, — все это делает услуги в сфере налогового консалтинга востребованными. При этом не с точки зрения стандартного налогового аудита, а именно проведение, если можно так сказать, аналога выездной налоговой проверки». Также, по словам эксперта, можно отметить растущий спрос на услуги в сфере трансфертного ценообразования. И не только у крупных холдинговых структур. «Вопросы к формированию цен между зависимыми компаниями возникают и в ходе обычных выездных налоговых проверок по вопросам возможного получения необоснованной налоговой выгоды», — добавляет Армен Даниелян.

«Очень востребованы консультационные услуги в сфере снижения рисков — налоговых, правовых, финансовых, — подтверждает Елена Межуева. — В данном случае консультанты настоятельно рекомендуют клиентам переходить от порочной практики решения проблем по мере их возникновения к профилактическому подходу. Профилактика всегда дешевле».

Второй большой сегмент консультационных услуг, который всегда выходит на первый план в условиях спада или стагнации экономики, — сокращение издержек бизнеса.

Будут оставаться востребованными услуги в области повышения операционной эффективности и сокращения расходов, разработки комплексных программ управления эффективностью, прогнозирует Светлана Романова: «Особенно остро этот вопрос в условиях сокращения бюджетного финансирования будет стоять перед компаниями с госучастием», — считает она.

«По нашему опыту, до сих пор востребованы услуги, которые помогают компаниям различных отраслей сократить операционные затраты, — говорит Анастасия Осипова. — Сюда входят и проекты, связанные с оптимизацией затрат на поддерживающие функции внутри организаций, и с созданием общих центров обслуживания, и с оптимизацией цепочек поставок, и некоторые другие».

Тем не менее консультанты отмечают и признаки роста спроса на их услуги, связанные со ставкой заказчиков на развитие бизнеса, — правда, пока лишь по отдельным направлениям. «Можно отметить спрос на услуги в сфере развития бизнеса, — говорит Елена Межуева. — К данному направлению я бы отнесла вопросы постановки бизнес-процессов и постановки управленческого учета. Российский бизнес крайне неэффективен. Поэтому многие сейчас задумались о внутренних ресурсах для повышения эффективности. Именно выстраивание четких бизнес-процессов, внедрение бюджетирования, управленческого учета, финансового анализа позволяют добиться хороших результатов».

«Мы видим положительную тенденцию в том, что клиенты все больше рассматривают комплексные проекты по развитию и трансформации их бизнеса, начиная от разработки стратегии и построения оптимальной операционной модели и до оптимизации бизнес-процессов и внедрения ИT-решений», — отмечает Анастасия Осипова.

Светлана Романова считает, что конечный спрос заказчиков на услуги консультантов в обозримом будущем станет во многом определяться государственной политикой. «Будет наблюдаться особая активность по направлениям, в которых присутствует масштабная господдержка, связанная с реализацией приоритетных для страны направлений — развитие промышленных технологий, управление интеллектуальной собственностью, инновационные программы развития, проекты цифровой экономики», — полагает она. Основные потребители — это компании с госучастием, в том числе ОПК и госкорпорации, а также крупные частные компании. Также будет сохраняться спрос на консультационные услуги со стороны государственных организаций и учреждений, министерств и ведомств.