Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте rbcplus.ru в белый список. Как это сделать.
Инкубатор российской сборки
Материалы выпуска
Дивиденды цифровой эпохи Рынок «Технологии проще, чем кажутся» Инновации Инкубатор российской сборки Решения Бизнес загрузили в программу Решения Агрегатор меняет все Рынок Хакеры последнего поколения Экспертиза
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Инкубатор российской сборки
Идеи и скорость их внедрения — главные слагаемые успеха стартапов. Инновационная среда в России развивается, но эффективных партнерств для монетизации разработок еще явно недостаточно.
Фото: Пресс-служба

В рейтинге Global Startup Ecosystem Ranking 2015 от компании Compass Москва занимала 13-е место среди лучших стартап-экосистем мира. А в Global Startup Ecosystem Report 2017 от Startup Genome она уже не попадает в топ-20. Лидируют в этом списке Кремниевая долина, Нью-Йорк, Лондон, Пекин и Бостон.

Экосистема, как отмечают аналитики, это не только развитая инфраструктура и хорошее интернет-покрытие, но и активность инвесторов, благоприятный экономический климат, хорошая конъюнктура, количество экзитов, объемы коммерциализации продуктов и глобальный охват.

«Топливом любой экосистемы стартапов является венчурный капитал. Обжегшись на девальвации рубля и ограниченной емкости рынка, в России он сейчас больше сфокусирован на проектах с амбициями выхода или присутствием на глобальных рынках», — комментирует партнер Ernst & Young (EY), руководитель группы по оказанию услуг компаниям отрасли связи, сектора технологий и медиасектора в СНГ Антон Устименко.

Новый хай-тек

Высокотехнологичный сектор по-прежнему лидирует по числу новых проектов. В России, по данным PricewaterhouseCoopers (PwC), более трети инкубаторов и акселераторов специализируется на стартапах, занимающихся информационно-коммуникационными технологиями. По данным исследования EY, за первое полугодие 2017 года существенный объем сделок — как по входу, так и по выходу — пришелся на разработку программного обеспечения (ПО), электронную коммерцию, интернет, финансовые технологии, медицинские технологии и инфраструктуру для онлайн-видео (CDN-сервисы). В OC&C отмечают разносторонность существующей в России экосистемы стартапов — проекты присутствуют во множестве отраслей и развиваются по разным бизнес-моделям на фоне лидерства финтеха и e-commerce. Около 80% всех команд пока сосредоточены в Москве.

У нас хорошая база для появления изобретателей и разработчиков новых технологий, сервисов, считает генеральный директор «SAP Labs СНГ» Андрей Биветски. Россия поставляет стартапы с технологиями мирового уровня, например NtechLab, VisionLabs, Prisma в сфере распознавания изображений и видео, Group IB и Wallarm — в сфере информационной безопасности, Skillaz — в сфере цифровизации подбора персонала и многие другие.

Однако проблемой отечественного рынка долгое время оставалась монетизация проектов. «Успех технологического бизнеса зависит не только и не столько от прорывной технологии, сколько от возможности ее реализовать и построить бизнес-модель, которая себя окупает или интересна покупателю за счет синергетического эффекта», — поясняет Антон Устименко.

Cреди всех запущенных к 2016 году инкубационных и акселерационных программ наиболее успешными показали себя те, которые связаны с университетами, отмечают авторы национального рейтинга высокотехнологичных быстроразвивающихся компаний «ТехУспех», организованного Российской венчурной компанией (РВК). Именно в такой связке проще привлекать таланты и апробировать на практике результаты исследований.

«Экосистема поддержки стартапов на государственном и частном уровнях в России сложилась. Она не отстает от Германии или Франции», — считает Андрей Биветски. Есть институты развития (РВК, «Роснано», «ВЭБ Инновации»), стартап-акселераторы, которые помогают начинающим командам (ФРИИ, Generation S и др.), государственные и частные венчурные фонды, которые поддерживают проекты на разных стадиях, — Skolkovo Ventures, Almaz Capital, Runa Capital и пр. Однако перечисленные источники финансирования не покрывают потребностей российских стартапов, а ключевым вызовом для отечественной экосистемы остается некоторая изолированность от компаний реального сектора, крупного бизнеса, считает старший партнер и управляющий директор, председатель «BCG Россия» Владислав Бутенко.

Портрет стартапа

По данным исследования РВК «ТехУспех», быстрорастущая технологическая компания в России — это команда сильных технических специалистов с оригинальными техническими решениями и развитым R&D. В большинстве случаев (93%) исследования и разработки проводятся за счет собственных средств.

По мнению 62% опрошенных, производимые ими продукты обладают достаточно высоким потенциалом конкурентоспособности на мировом рынке. Для реального же успеха необходимы доступ к ресурсам и поддержка со стороны государства (например, в части госзаказа на НИОКР, налаживания коммуникаций с крупными корпорациями, обеспечения прозрачности процессов принятия решений, локализации производств и пр.).

«Как правило, команда стартапа сфокусирована на продвижении одной технологической идеи или двух, что позволяет им не распыляться на продвижение широкого портфеля продуктов, как у корпораций. Преимущество структуры стартапа позволяет довести эти идеи до стадии монетизации. При условии, что они будут действительно прорывными», — комментирует Андрей Биветски.

В то же время по-настоящему ярких технологических проектов в России пока мало, считают в «BCG Россия». А на готовые технологии нет выраженного спроса со стороны отечественных компаний, что повышало бы окупаемость проектов по их разработке. «Несмотря на то что инвестиции в НИОКР (особенно государственные) относительно высоки, количество идей (публикаций, патентов) в расчете на рубль таких расходов гораздо ниже, чем у стран — лидеров инноваций. Количество цитирований отечественных публикаций и патентов в разы, а то и на порядок ниже, чем у стран-лидеров», — говорит Владислав Бутенко.

Сильной стороной российской экосистемы остается человеческий капитал. «Мы видим зарождающийся класс новых предпринимателей — такие компании и люди ищут скорее не институты и инструменты господдержки, но среду единомышленников и партнеров», — считает партнер-эксперт BCG, глава практики по работе с госсектором BCG Константин Полунин. Ключевым сдерживающим фактором для стартапов, по его мнению, является недостаточный спрос со стороны зрелых компаний. Это в конечном счете приводит к тому, что технологические решения и их носители покидают страну, устремляясь в сложившиеся инновационные хабы». 

×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.