Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Инкубатор российской сборки
Материалы выпуска
Дивиденды цифровой эпохи Рынок «Технологии проще, чем кажутся» Инновации Инкубатор российской сборки Решения Бизнес загрузили в программу Решения Агрегатор меняет все Рынок Хакеры последнего поколения Экспертиза
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Инкубатор российской сборки
Идеи и скорость их внедрения — главные слагаемые успеха стартапов. Инновационная среда в России развивается, но эффективных партнерств для монетизации разработок еще явно недостаточно.
Фото: Пресс-служба

В рейтинге Global Startup Ecosystem Ranking 2015 от компании Compass Москва занимала 13-е место среди лучших стартап-экосистем мира. А в Global Startup Ecosystem Report 2017 от Startup Genome она уже не попадает в топ-20. Лидируют в этом списке Кремниевая долина, Нью-Йорк, Лондон, Пекин и Бостон.

Экосистема, как отмечают аналитики, это не только развитая инфраструктура и хорошее интернет-покрытие, но и активность инвесторов, благоприятный экономический климат, хорошая конъюнктура, количество экзитов, объемы коммерциализации продуктов и глобальный охват.

«Топливом любой экосистемы стартапов является венчурный капитал. Обжегшись на девальвации рубля и ограниченной емкости рынка, в России он сейчас больше сфокусирован на проектах с амбициями выхода или присутствием на глобальных рынках», — комментирует партнер Ernst & Young (EY), руководитель группы по оказанию услуг компаниям отрасли связи, сектора технологий и медиасектора в СНГ Антон Устименко.

Новый хай-тек

Высокотехнологичный сектор по-прежнему лидирует по числу новых проектов. В России, по данным PricewaterhouseCoopers (PwC), более трети инкубаторов и акселераторов специализируется на стартапах, занимающихся информационно-коммуникационными технологиями. По данным исследования EY, за первое полугодие 2017 года существенный объем сделок — как по входу, так и по выходу — пришелся на разработку программного обеспечения (ПО), электронную коммерцию, интернет, финансовые технологии, медицинские технологии и инфраструктуру для онлайн-видео (CDN-сервисы). В OC&C отмечают разносторонность существующей в России экосистемы стартапов — проекты присутствуют во множестве отраслей и развиваются по разным бизнес-моделям на фоне лидерства финтеха и e-commerce. Около 80% всех команд пока сосредоточены в Москве.

У нас хорошая база для появления изобретателей и разработчиков новых технологий, сервисов, считает генеральный директор «SAP Labs СНГ» Андрей Биветски. Россия поставляет стартапы с технологиями мирового уровня, например NtechLab, VisionLabs, Prisma в сфере распознавания изображений и видео, Group IB и Wallarm — в сфере информационной безопасности, Skillaz — в сфере цифровизации подбора персонала и многие другие.

Однако проблемой отечественного рынка долгое время оставалась монетизация проектов. «Успех технологического бизнеса зависит не только и не столько от прорывной технологии, сколько от возможности ее реализовать и построить бизнес-модель, которая себя окупает или интересна покупателю за счет синергетического эффекта», — поясняет Антон Устименко.

Cреди всех запущенных к 2016 году инкубационных и акселерационных программ наиболее успешными показали себя те, которые связаны с университетами, отмечают авторы национального рейтинга высокотехнологичных быстроразвивающихся компаний «ТехУспех», организованного Российской венчурной компанией (РВК). Именно в такой связке проще привлекать таланты и апробировать на практике результаты исследований.

«Экосистема поддержки стартапов на государственном и частном уровнях в России сложилась. Она не отстает от Германии или Франции», — считает Андрей Биветски. Есть институты развития (РВК, «Роснано», «ВЭБ Инновации»), стартап-акселераторы, которые помогают начинающим командам (ФРИИ, Generation S и др.), государственные и частные венчурные фонды, которые поддерживают проекты на разных стадиях, — Skolkovo Ventures, Almaz Capital, Runa Capital и пр. Однако перечисленные источники финансирования не покрывают потребностей российских стартапов, а ключевым вызовом для отечественной экосистемы остается некоторая изолированность от компаний реального сектора, крупного бизнеса, считает старший партнер и управляющий директор, председатель «BCG Россия» Владислав Бутенко.

Портрет стартапа

По данным исследования РВК «ТехУспех», быстрорастущая технологическая компания в России — это команда сильных технических специалистов с оригинальными техническими решениями и развитым R&D. В большинстве случаев (93%) исследования и разработки проводятся за счет собственных средств.

По мнению 62% опрошенных, производимые ими продукты обладают достаточно высоким потенциалом конкурентоспособности на мировом рынке. Для реального же успеха необходимы доступ к ресурсам и поддержка со стороны государства (например, в части госзаказа на НИОКР, налаживания коммуникаций с крупными корпорациями, обеспечения прозрачности процессов принятия решений, локализации производств и пр.).

«Как правило, команда стартапа сфокусирована на продвижении одной технологической идеи или двух, что позволяет им не распыляться на продвижение широкого портфеля продуктов, как у корпораций. Преимущество структуры стартапа позволяет довести эти идеи до стадии монетизации. При условии, что они будут действительно прорывными», — комментирует Андрей Биветски.

В то же время по-настоящему ярких технологических проектов в России пока мало, считают в «BCG Россия». А на готовые технологии нет выраженного спроса со стороны отечественных компаний, что повышало бы окупаемость проектов по их разработке. «Несмотря на то что инвестиции в НИОКР (особенно государственные) относительно высоки, количество идей (публикаций, патентов) в расчете на рубль таких расходов гораздо ниже, чем у стран — лидеров инноваций. Количество цитирований отечественных публикаций и патентов в разы, а то и на порядок ниже, чем у стран-лидеров», — говорит Владислав Бутенко.

Сильной стороной российской экосистемы остается человеческий капитал. «Мы видим зарождающийся класс новых предпринимателей — такие компании и люди ищут скорее не институты и инструменты господдержки, но среду единомышленников и партнеров», — считает партнер-эксперт BCG, глава практики по работе с госсектором BCG Константин Полунин. Ключевым сдерживающим фактором для стартапов, по его мнению, является недостаточный спрос со стороны зрелых компаний. Это в конечном счете приводит к тому, что технологические решения и их носители покидают страну, устремляясь в сложившиеся инновационные хабы».