Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Бизнес загрузили в программу
Материалы выпуска
Дивиденды цифровой эпохи Рынок «Технологии проще, чем кажутся» Инновации Инкубатор российской сборки Решения Бизнес загрузили в программу Решения Агрегатор меняет все Рынок Хакеры последнего поколения Экспертиза
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Бизнес загрузили в программу
Государство готово финансировать цифровизацию публичного сектора и ожидает инвестиций частных компаний в развитие этого процесса в различных отраслях экономики.
Фото: Сергей Коньков/ТАСС

Цифровые данные должны стать ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности — таков главный посыл программы «Цифровая экономика», утвержденной правительством этим летом. Целью цифровизации российской экономики, согласно документу, является повышение конкурентоспособности страны, качества жизни граждан и обеспечение экономического роста и национального суверенитета. В программе, рассчитанной до 2024 года, определены пять базовых направлений: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность. Впрочем, по словам замглавы аппарата правительства Максима Акимова, курирующего развитие цифровой экономики, в конце нынешнего или в начале следующего года этот перечень может быть расширен. Среди приоритетных направлений чиновник называет здравоохранение, госуправление, финансовые технологии, включая блокчейн, логистику и сельское хозяйство — уровень зрелости технологий в этих областях позволяет добиться быстрого успеха при минимальных затратах.

В партнерстве с капиталом

Однако, как неоднократно подчеркивали в правительстве, ведущую роль в реализации программы должно играть не государство, а бизнес. «Мы не собираемся ничего делать директивным способом. Цифровизация — это вопрос конкурентоспособности бизнеса, он сам в ней заинтересован», — заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на недавнем форуме «Открытые инновации». В российском правительстве четко дают понять: государство ожидает от бизнеса проактивности, а само намерено выступать в роли модератора, реагирующего на запросы игроков рынка и формирующего институциональную рамку для цифровой трансформации экономики.

Эти задачи отражает и структура управления программой. Так, разработкой планов мероприятий занимаются центры компетенций и рабочие группы на базе автономной некоммерческой организации (АНО) «Цифровая экономика», учредителями которой выступили 16 ведущих российских технологических компаний: «Ростелеком», «МегаФон», «Росатом», «Ростех», Сбербанк, АСИ, «Яндекс», «Открытая мобильная платформа», «1С», Mail.Ru Group, МТС, фонд «Сколково», «ВЭБ Инновации», «Рамблер», «Почта России» и «ВымпелКом». АНО станет площадкой взаимодействия для бизнеса и научного сообщества, займется информационной поддержкой технологических стартапов и малого бизнеса, а также будет следить за развитием цифровых технологий и составлять прогнозы.

От бизнеса ждут и основных инвестиций. По словам Максима Акимова, государство готово брать на себя финансирование цифровизации лишь публичного сектора — например, образования и здравоохранения. Все остальные мероприятия должны осуществляться за счет частных компаний, государство готово оказывать лишь административную и организационную поддержку их инициативам. Речь также может идти о финансовом стимулировании в виде субсидий по кредитам или участия институтов развития (одним из источников финансирования проектов может стать ВЭБ)  — например, при развертывании в городах-миллионниках сетей 5G.

«Наша задача — соединить усилия, чтобы прыжок человечества в цифровой мир был неплохо подготовлен», — заявил Дмитрий Медведев. По словам же главы Сбербанка Германа Грефа, в цифровом мире невозможно продвинуться без кооперации бизнеса и правительства.

Безбарьерная среда

Первоочередной задачей представители бизнеса видят устранение регуляционных барьеров, мешающих развитию цифровых технологий, — эксперты фонда «Сколково», являющегося центром компетенций в сфере нормативно-правового регулирования, насчитали их в действующем законодательстве 250. По словам президента фонда Виктора Вексельберга, в первую очередь необходимо отрегулировать вопросы идентификации субъектов цифровой экономики, причем как физических, так и юридических лиц. Например, покупки товаров в интернете не охвачены регулированием Гражданского кодекса — как можно юридически доказать, что по ту сторону экрана находились именно вы и что покупка была авторизована? Четкий юридический статус должны получить разнообразные цифровые документы, включая записи в популярных среди пользователей распределенных реестрах. Сложной задачей как с технической, так и с правовой точки зрения будет регулирование деятельности искусственного интеллекта и так называемых киберфизических систем — роботов, дронов, беспилотных автомобилей. Действующее законодательство (в том числе антимонопольное) также практически никак не регламентирует вопросы доступа и оборота данных — новой валюты и главной ценности в системе цифровой экономики. Все эти вопросы войдут в концепцию первоочередных изменений законодательства, которую бизнес представит правительству до конца года.

«Наша первая задача — решить накопившийся массив регуляторных проблем», — говорит Максим Акимов. Найти баланс между опасением чиновников перед разрушительной силой новых технологий для сложившихся рынков и потребностями бизнеса поможет создание так называемых регуляционных песочниц для апробирования новых моделей. По словам чиновника, государству предстоит быстро «создать пространство, где можно будет делать то, что не совсем пока разрешено»: «Надо дать новому родиться, прежде чем его запрещать». Впрочем, считает Герман Греф, власти могут дать бизнесу не только пространственную, но и временную фору. «Немножко отставать — очень важное качество правительства. Оно должно дать бизнесу попробовать, сначала увидеть, потом отрегулировать», — отмечает он.

Задачи для бизнеса

Правительство, в свою очередь, ждет от бизнеса не просто скорейшего внедрения новых технологий и развития инфраструктуры, а готовности к кардинальным изменениям. «Цифровая экономика — это не перевод аналоговых форм в цифру, это когда такой перевод приводит к трансформации бизнес-модели», — подчеркивает Максим Акимов. Главной задачей подобной трансформации должен стать рост производительности, а значит, и всей национальной экономики.

Не менее остро перед государством стоят и задачи обеспечения информационной безопасности, импортозамещения и поддержания конкурентоспособности на глобальном рынке. По мнению генерального директора компании InfoWatch и главы рабочей группы по информационной безопасности Натальи Касперской, доминирование на рынке технологий одной страны — или одной системы — не оставляет остальным странам выбора. «Это делает их абсолютно прозрачными и абсолютно уязвимыми. Это новый тип цифровой колонизации», — говорит она. Поэтому для поддержания национального суверенитета остро встает необходимость создания собственной инфраструктуры, включая дата-центры, программного обеспечения и оборудования.

«Учитывая развитие технологии интернета вещей, можем ли мы допустить, чтобы такая деятельность контролировалась из-за рубежа?» — спросил у участников форума «Открытые инновации» Дмитрий Медведев. Впрочем, наличие в программе «Цифровой экономики» пункта о строительстве федеральной беспроводной сети стандарта LPWAN свидетельствует о том, что ответ на этот вопрос у правительства уже есть. Эта технология, предполагающая передачу данных на большие расстояния, но с низкой скоростью, предназначена для межмашинных коммуникаций и сбора данных с устройств, объединенных в интернете вещей. Предполагается, что сеть LPWAN, использующая оборудование отечественного производства, появится в городах-миллионниках к третьему кварталу 2019 года, а к 2024 году в зону покрытия войдут уже все малые города и поселки городского типа, а также участки, прилегающие к федеральным авто— и железнодорожным трассам. Реализацией проекта может заняться АО «ГЛОНАСС».


Цифровой зарубежный опыт

В 2016 году Всемирный экономический форум поставил Сингапур на первое место в рейтинге стран, наиболее подготовленных к цифровой экономике. Достичь такого результата помогла широкомасштабная госпрограмма цифровизации. Национальная оптоволоконная сеть обеспечила 5,5 млн жителей доступом к дешевому широкополосному интернету. 3,3 млн из них используют систему цифровой идентификации личности SingPass для доступа ко всем госуслугам. Правительство страны также запустило собственный чат-бот для ответов на обращения граждан — сейчас он обрабатывает порядка 60% запросов. Власти делают ставку на открытые данные: вся госстатистика — от уровня рождаемости до загрязнения воздуха — доступна для использования гражданами и бизнесом, а в ближайшие пять лет 10 тыс. чиновников обучат обращению с цифровыми данными.

Правительственная программа «Цифровая Индия» предусматривает, что к 2022 году национальная цифровая экономика вырастет в три—пять раз и достигнет $1 трлн. Для этого власти страны активно развивают систему широкополосного доступа в интернет и цифровую платежную систему, платформу «электронного правительства» и планируют переобучить 1 млн граждан на ИT-специальности.

Британское правительство намерено выделить более £1 млрд, чтобы «стать мировым лидером» в области сетей 5G помимо действующей программы развития широкополосного доступа в интернет с покрытием так называемой последней мили.