Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Рынок по правилам геймеров
Материалы выпуска
Лэптопы снова в топе Рынок «Игровые ноутбуки покупают как мотоцикл — для эмоций» Экспертиза Рынок по правилам геймеров Инновации
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Рынок по правилам геймеров
Сегмент игровых ноутбуков недавно отметил свое первое десятилетие. Аналитики предрекают геймерским устройствам ежегодный рост поставок свыше 20%: к 2021 году мировой объем продаж может превысить $22 млрд.
Фото: Getty Images Russia

Игра на повышение

Датой рождения игровых ноутбуков как отрасли можно считать сентябрь 2006 года, когда в продажу поступил 17-дюймовый лэптоп c видеокартой Nvidia GeForce с гигабайтом памяти на борту. Сейчас подобными характеристиками могут похвастаться самые бюджетные и вовсе не игровые устройства, а тогда производителю новинки компании Alienware, чтобы набрать заветный гигабайт, пришлось встроить в первый в мире аппарат для геймеров сразу два видеоадаптера. В том же году свои ноутбуки со «взрослыми» видеокартами выпустили и другие компании, например Asus.

Спустя десятилетие ноутбуки с высокопроизводительными видеоадаптерами для игр окончательно оформились в отдельное и важное направление — наряду, скажем, с ультрабуками «для бизнесменов» или нетбуками «для студентов». Так, компания MSI вообще практически избавилась от «гражданских» лэптопов, сосредоточившись на ноутбуках и прочей технике исключительно для геймеров. В MSI поясняли такой шаг возросшей конкуренцией. И действительно: год назад к основным поставщикам лэптопов (HP, Asus, Lenovo, Acer, Apple, Toshiba) добавились новые игроки — Microsoft, Huawei и Xiaomi.

Продажи игровых лэптопов показывают впечатляющую динамику. Если в 2015 году, по данным тайваньского издания DigiTimes, мировой рынок переварил около 3,8 млн таких устройств (порядка 3% поставок всех лэптопов), то через год продажи уже превысили 4,5 млн штук.

Бонус в производительности

Очередная технологическая революция в отрасли произошла прошлым летом. Производитель видеочипов компания Nvidia выпустила новые адаптеры десятой серии для ноутбуков, после чего те стали способны тягаться по производительности с настольными игровыми станциями. В результате некоторые эксперты стали предрекать геймерским лэптопам еще более безоблачное будущее. Так, в DigiTimes со ссылкой на отраслевые источники прогнозируют, что в этом году будет продано 5,5 млн игровых устройств. А аналитики Technavio считают, что в ближайшие три года продажи геймерских ноутбуков будут ежегодно расти на 21%, в результате чего объем этого сегмента рынка может к 2021 году перевалить за $22,5 млрд. Если эти прогнозы верны, ежегодно к этому сроку будет продаваться 9 млн таких устройств, а игровые лэптопы займут 5–6% всего рынка ноутбуков (при сохранении нынешнего числа отгрузок последних).

Похожая динамика наблюдается и на российском рынке, где в 2016 году было продано, по данным GfK, игровых ноутбуков на 8 млрд руб. Это на 17% больше позапрошлогодних показателей, констатируют аналитики компании. В этом году поставки выросли еще сильнее. Согласно прогнозам GfK, по итогам 2017 года рынок вырастет до 8,8 млрд руб. По оценке гендиректора Acer в России Дмитрия Кравченко, в количественном отношении за последний год рынок игровых лэптопов вырос более чем вдвое, и сейчас каждый десятый проданный ноутбук — геймерский (еще год назад игровые устройства занимали примерно 4% всего рынка РФ). Эксперт отмечает, что в денежном выражении геймерские лэптопы занимают еще большую долю продаж, поскольку их средняя цена превышает 60 тыс. руб.

Игрок игрока видит издалека

Геймерские устройства можно отыскать на любой бюджет: цены на модели таких ноутбуков могут отличаться десятикратно. Разумеется, и предназначаются они разным категориям любителей развлечений. Так, специалисты Technavio выделяют три группы в этой аудитории: обычные (casual) игроки, садящиеся за развлечения время от времени; увлеченные граждане (hardcore gamers) и профессионалы. По данным Technavio, в 2016 году на первую группу пришлось около половины продаж игровых лэптопов в мире, а вторая категория обеспечила 39% покупок. Наконец, профи, для которых устройства являются источником заработка, купили примерно каждый десятый ноутбук.

Исследователи предрекают, что и продажи в каждой целевой группе будут расти по-разному. Так, обычные граждане ежегодно станут покупать в среднем на 9% больше геймерских устройств, в то время как увлеченные игроки станут приобретать их на 21% больше, а профессионалы — больше почти на 24%. Что касается потребителей самых дорогих моделей, то чаще всего эксперты говорят об увлеченных игроках, поясняя, что профессионалам самая мощная и дорогостоящая техника не всегда бывает нужной.

Грядущий рост поставок в DigiTimes связывают с несколькими факторами — падением цен на устройства, повышением спроса на контент в формате виртуальной реальности (VR) и популяризация киберспорта во многих странах, например в России, Китае и Южной Корее. Так, один из чемпионатов по играм Dota и Counter Strike недавно собрал в сервисе Twitch около 90 млн зрителей. Сами киберспортсмены сформировали отдельный рынок, на котором клубы устраивают трансферы игроков ценой почти четверть миллиона долларов, а в команды и игровые холдинги вкладываются крупные инвесторы — например, потративший на это $100 млн предприниматель Алишер Усманов. Дмитрий Кравченко говорит, что на фоне растущей популярности киберспорта в России вновь стали популярными компьютерные клубы, причем зачастую это большие площадки — например, в столичном Cyberspace зрительный зал вмещает 500 человек. При этом, поясняет эксперт, киберспортсмены выбирают игровые ноутбуки, а не, скажем, консоли, поскольку их производительность выше, что означает лучшее качество изображения и большее число кадров в секунду в играх. «К тому же в России игры для компьютеров стоят заметно дешевле, чем те же самые программы для консолей», — добавляет Дмитрий Кравченко. По оценке SuperData Research, через два-три года мировая аудитория киберспорта может достичь 300 млн человек — показателя, сравнимого с количеством телезрителей финала Лиги чемпионов.

В этой ситуации многие производители стремятся удивить игроков новыми сериями геймерских ноутбуков, уделяя внимание агрессивному дизайну и эксклюзивной начинке. Так, компания Lenovo представила на выставке электроники в Лас-Вегасе первую геймерскую серию Legion c четырехъядерными процессорами Intel Core i7, ускорителем Nvidia GTX 1060 и IPS-дисплеем с повышенной цветопередачей и разрешением 4К. Производитель Asus имеет для этих целей серию ROG (Republic of Gamers): на российском рынке сейчас продаются около трех десятков ее модификаций. Сконцентрировавшаяся на игроках компания MSI ежегодно представляет и по 50 новых моделей. Компания Acer выпускает для этого рынка специальную серию Predator. В этом году производитель представил мощнейший в мире ноутбук Predator 21X — с изогнутым 21-дюймовым экраном, топовым процессором i7–7820HK, сразу двумя видеоускорителями Nvidia GTX 1080, шестью динамиками и системой отслеживания взгляда Tobii. Восьмикилограммовое устройство получилось во всех смыслах мощным — для его работы требуется два блока питания. При этом его выход напомнил о релизах эксклюзивных часов: всего выпущено 300 номерных устройств, первая партия мгновенно распродалась как в России, так и на других крупнейших рынках — в Германии, США, ОАЭ. Впрочем, в Acer подумали и о геймерах, не нашедших 700 тыс. руб. на подобное устройство: за сумму в десять раз меньшую можно купить Predator Helios — ноутбук, оснащенный мощным ускорителем Nvidia GTX 1060 и IPS-матрицей. Эксперты называют этот лэптоп одним из самых конкурентоспособных в своей ценовой категории.