Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Железный подъем
Материалы выпуска
Железный подъем Рынок Резервуар для импортозамещения Решения «Между производством стали и ее потреблением сохраняется дисбаланс» Рынок Приемы для лома Экспертиза Металлургия в 3D Инновации
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Железный подъем
После двух лет падения российская металлургия вернулась к росту благодаря внутренним инфраструктурным проектам, автопрому и сокращению производства в Китае.
Фото: Getty Images Russia

В первые три квартала 2017 года, по данным Росстата, в стране опережающими темпами рос выпуск сразу нескольких видов металлургической продукции (в натуральном выражении): стальных труб — на 18,7%, чугуна — на 4,9%, готового проката — на 1,6%, в то же время изготовление проволоки из нержавеющей стали упало на 9,9%, из алюминия — на 17%. «Металлургия в целом преодолела спад по сравнению с 2016 годом, который отмечался еще в первом квартале 2017-го. Если даже по итогам первого полугодия, когда производство в отрасли упало на 5,3%, можно было прогнозировать лишь уменьшение падения до 1–2% за 2017 год, то сейчас есть все основания предполагать по крайней мере выход в ноль», — говорит ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. В частности, по его словам, падение производства в начале года было в значительной мере связано с уменьшением выпуска ряда первичных цветных металлов. Так, по причинам, связанным с экологическими требованиями, в 2016 году закрылось старое производство никеля в Норильске и свинца — во Владикавказе. Пока отрасль еще не полностью оправилась от кризиса, говорит заместитель генерального директора ИК «Финам» Ярослав Кабаков. Но она продолжает модернизироваться, «и производители готовы обеспечить потребителей почти всем необходимым», металлургия активно участвует в импортозамещении.

«Восстановлению отрасли способствовала реализация крупных инфраструктурных проектов — газопровода «Сила Сибири» и Керченского моста, а также рост производства в автомобильной промышленности — в совокупности их потребности составляют около половины всей продукции черной металлургии», — согласен доцент кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г.В. Плеханова Вадим Свирчевский. Действительно, по данным Росстата, в январе—сентябре 2017 года производство легковых автомобилей выросло на 21,4%, грузовых — на 14,2%, автобусов — на 12,3%, кузовов для автотранспортных средств — на 9,9%; производство труб — на 3,7%, конструкций из черных металлов — на 5,5%, а из алюминия — на 8,2%. Однако не только внутренний спрос подстегивает производство. Так, по данным American Iron and Steel Institute (AISI), за девять месяцев текущего года наибольший рост стального импорта в Соединенные Штаты среди всех стран был продемонстрирован Россией — он увеличился более чем вдвое.

Упаковка, здания, вагоны

«Операционные итоги первых трех кварталов мы оцениваем положительно и продолжаем реализацию стратегии по увеличению доли продукции с добавленной стоимостью в общем объеме продаж», — говорят в пресс-службе ОК «Русал». Так, по итогам третьего квартала 2017 года доля этой продукции в общем объеме реализации составила 50% по сравнению с 49% во втором квартале. «Основным драйвером роста спроса по-прежнему остается автомобильная индустрия, но заметны положительные тенденции и в других отраслях», — говорят в компании.

По данным «Русала», восстановление спроса на алюминий на российском рынке происходит в первую очередь за счет развития производства упаковки и восстановления спроса на кабельную продукцию.

Одновременно в течение девяти месяцев текущего года на металлургов играла конъюнктура рынка. «Цена на алюминий выросла на 30% — с $1700 до $2200 за тонну», — говорит начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. По его словам, причины — рост мировой экономики «и снижение складских запасов на фоне увеличения спроса на 5,9%». Выручка «Русала» за этот период выросла на 20% в годовом выражении, а прибыль — на 80%.

В свою очередь, в группе НЛМК в третьем квартале продажи на «домашних» рынках достигли рекордных 2,88 млн т. По итогам трех кварталов продажи группы с начала года выросли на 1,1%, а загрузка сталеплавильных мощностей достигла 100%, рассказали в компании. Как результат, НЛМК отчиталась о росте свободного денежного потока в третьем квартале 2017 года на 64%, до $533 млн.

В группе ММК общее производство стали за девять месяцев текущего года выросло на 1,9%, до 9,569 млн т, сообщил официальный представитель компании. По его словам, в тот же период общая загрузка сталеплавильных мощностей основной площадки в Магнитогорске с учетом графика текущих ремонтов превышала 93%. Наибольший рост за девять месяцев по сравнению с аналогичным периодом 2016 года у продукции глубокой переработки — 5,2%. Увеличение же реализации проката с полимерными покрытиями составило 61 тыс. т, или 21,7% к аналогичному периоду прошлого года. «Рост связан с восстановлением спроса на прокат стройназначения на внутреннем рынке», — объясняют в компании. В свою очередь, рост отгрузок гнутого профиля за девять месяцев 2017 года (с 577 тыс. за аналогичный период 2016-го до 766 тыс. т) был связан с восстановлением спроса со стороны вагоностроительных предприятий.

Ненадежная стройка

По оценке ММК, рост потребления металлопроката из черных металлов в России в 2017 году составил около 7%. «Это несколько выше того, что мы ожидали в конце 2016-го», — говорят в компании. По итогам 2017 года в ММК ожидают около 5–6% роста, а в 2018-м прогнозируют увеличение внутрироссийского спроса на 6–8%, а мирового — на 2–3%, делая, однако, оговорку, что последний во многом будет зависеть от ситуации в Китае. КНР — крупнейший производитель и потребитель металлургической продукции в мире, только стали здесь производится более 800 млн т в год (для сравнения: в России — 70 млн т).

Ключевым фактором для дальнейшего роста потребления продукции металлургии эксперты называют состояние строительной отрасли. По словам Вадима Свирчевского, в этом вопросе ясности нет. «Строительный комплекс демонстрирует отнюдь не позитивные тенденции», — говорит эксперт. По данным Росстата, за девять месяцев 2017 года объем жилищного строительства в целом по стране снизился на 6,4% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го, а в Новосибирской области — на 24,3%, в Москве — на 20,1%, в Башкирии — на 12,5%.

В свою очередь, с точки зрения развития экспортных поставок ключевым фактором является оптимизация транспортных маршрутов: подавляющее большинство предприятий черной металлургии находится в Западной Сибири и на Урале, вдалеке от основных потребителей продукции. «Есть потребность под увеличение объемов создавать новые транзитные маршруты», — говорит Георгий Ващенко. По его словам, конкретных планов пока никто не объявлял, соответствующие инвестиционные проекты, скорее всего, появятся в будущем году.

По словам Марка Гойхмана, дополнительные возможности для отрасли в смысле расширения круга потребителей и логистических направлений может создать реализация глобального инфраструктурного проекта «Один пояс — один путь». Речь идет о создании современной транспортно-логистической инфраструктуры на пути из Китая в Европу. «Это сформирует дополнительный спрос на сталь в мире на 5% в год, или на 20% к 2020 году», — говорит эксперт. По прогнозу World Steel Association, уже в 2017 году спрос на сталь поднимется в мире на 7%, в том числе в связи с закрытием не отвечающих экологическим требованиям устаревших металлургических мощностей в Китае.