Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Как реформируют космонавтику
Материалы выпуска
Как реформируют космонавтику Решения Деньги из вакуума Рынок На Марс через Луну: куда теперь полетят ракеты Инновации
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Как реформируют космонавтику
Роскосмос продолжает реформировать ракетно-космическую отрасль. Уже началось акционирование основных ФГУПов, внедрение производственных подходов, характерных для промышленности западных стран.
Фото: Игорь Агеенко/РИА Новости

Советское значит устаревшее

Отечественная космическая индустрия, некогда главная гордость страны, после распада СССР погрузилась в системный кризис. Резкое сокращение финансирования и вызванные им потеря кадров и деградация производителей компонентов привели к тому, что ситуация не изменилась, даже когда в отрасль вернулись деньги. С 2000 по 2013 год финансирование космических программ выросло в 28 раз, но этот период характеризовался большим числом аварий. В 2011 году занимавший пост главы Роскосмоса Владимир Поповкин констатировал упадок в индустрии, связанный со старением фондов, недозагрузкой предприятий, низким качеством компонентов и потерей среднего кадрового звена. Оргвыводы вылились в программу реформирования отрасли.

Ее контуры были намечены в 2013 году. Роскосмосу передавались функции государственного заказчика ракет и кораблей и единого координатора космической программы РФ. Тогда как все ключевые предприятия промышленности передавались новому управленцу — Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК), начавшей функционировать в 2014 году. Ключевой особенностью реформы стало отсутствие взаимного подчинения Роскосмоса и ОРКК: их взаимодействие должно было ограничиваться лишь размещением и выполнением госзаказов. Другими задачами реструктуризации назывались повышение качества, диверсификация производства, привлечение «частников» в отрасль, а также желание избавиться от непрозрачных схем управления предприятиями.

Второй этап реформы отрасли начался в 2015 году с выходом правительственного постановления о создании госкорпорации Роскосмос, начавшей активную работу в 2016 году. В ее состав вошла не только ОРКК со всеми начатыми процессами преобразования отрасли, но и другие основные институты и предприятия, например ФГУП ЦНИИмаш, которые также сейчас реформируются. Ранее глава госкорпорации Игорь Комаров заявлял о постепенном акционировании за пять лет предприятий отрасли как одной из задач трансформации отрасли.

Кроме того, на госкорпорацию возложили эксплуатацию Байконура и курирование строительства новой площадки — космодрома Восточный в Амурской области. В апреле 2016 года с Восточного был осуществлен первый старт: ракета-носитель «Союз-2.1а» вывела на орбиту два научных спутника и один учебный агрегат. Таким образом, продолжение реформы можно было считать успешным.

К тяжелой и сверхтяжелой

Впрочем, перед космической отраслью стоят куда более амбициозные задачи, что видно на примере того же Восточного. На космодроме уже есть комплекс для запуска легких и средних ракет класса «Союз». Но теперь нужно возводить стартовый стол для тяжелой ракеты «Ангара» (стоимостью около 38 млрд руб.), который бы обеспечивал не менее десяти пусков в год, а также создавать стартовый комплекс для перспективной ракеты среднего класса «Союз-5».

Строительство второй очереди начнется уже в 2018 году, а первый пуск планируется осуществить в 2021-м: тогда в космос должна отправиться «Ангара» со спутниками связи в качестве полезной нагрузки. Кроме того, сейчас специалистами Роскосмоса прорабатывается вопрос размещения стартового стола для сверхтяжелой ракеты (грузоподъемностью более 100 т). По первоначальным расчетам, этот комплекс мог появиться на Восточном к 2035 году. Однако сроки скорректировали — после распоряжения президента Владимира Путина ускорить разработку сверхтяжелой ракеты. По словам Игоря Комарова, к строительству приступят сразу после окончания работ по «Ангаре» и завершат к 2027 году. По оценкам экспертов, создание сверхтяжелой ракеты и инфраструктуры для нее на Восточном обойдется в 700 млрд руб. Так, согласно конкурсной документации, на космодроме появится комплекс на 95 тыс. кв. м с монтажным корпусом (высотой 118 м), залом испытаний, хранилищем блоков ракет и комплексом для пилотируемых кораблей. Впрочем, пока этот проект не вошел в Федеральную космическую программу (ФКП) на 2016–2025 годы.

Впрочем, обустройство Восточного далеко не единственный приоритет программы, бюджет которой — 1,4 трлн руб. корпорации удалось отстоять перед Минфином в условиях финансового кризиса. Правда, предварительно Роскомосу все равно пришлось оптимизировать первоначальный вариант ФКП стоимостью около 2 трлн руб. В результате упор в обновленной программе сделали на решение практических задач, например на модернизации и наращивании российской группировки спутников, а также на создании аппаратов для первого этапа освоения Луны, которое начнется уже в 2019 году. Число аппаратов дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) планируется довести с восьми до 23 единиц к 2025 году, а орбитальных аппаратов связи — с 25 до 41. В планах также значится оснащение новых метеорологических спутников системой оповещения о бедствиях КОСПАС-САРСАТ. Работу МКС решили при этом продлить до 2024 года, дооснастив ее более современными модулями. Наконец, по словам Игоря Комарова, к 2025 году планируется вдвое сократить количество используемых видов ракет-носителей, доведя их с 12 типов до шести.

Деньги и темпы

При этом в исследованиях может пригодиться опыт космического челнока «Буран-Энергия». В ГКНПЦ им. М. В. Хруничева его разработчики были собраны в восстановленный департамент по многоразовым средствам выведения: они занялись проектированием возвращаемой ступени ракеты-носителя. Кроме того, РКЦ «Прогресс» и Центр имени Хруничева прорабатывают вопрос о спасении первых ступеней и двигателей ракет совместно с частной компанией «Атмосфера» с помощью особых парашютных систем. Параллельно Роскосмос работает над созданием в Казахстане нового комплекса «Байтерек» на Байконуре для ракет нового поколения. Его эксплуатация начнется в 2022 году запуском нового носителя среднего класса «Союз-5» с беспилотной версией нового пилотируемого корабля «Федерация», разрабатываемого РКК «Энергия».

Параллельно работы по созданию сверхтяжелого носителя SLS ведет космическое агентство NASA, полет американской ракеты может состояться уже через три-четыре года.

Примечательно, что еще 300 млрд руб. Роскосмос планирует привлечь в космическую программу за счет «внебюджетных источников». Деньги госкорпорация рассчитывает выручить как за счет традиционных коммерческих пусков, так и в результате государственно-частного партнерства (например, в рамках сотрудничества с компанией S7, купившей за $160 млн экваториальный космодром Морской Старт), создания венчурных фондов и реализации проекта «Цифровая Земля». Важность коммерциализации космоса в мае 2017 года подчеркивал президент Владимир Путин, и в Роскосмосе рассчитывают к 2025 году нарастить выручку от коммерческих проектов с нынешних 70,5 млрд руб. до 180 млрд руб. в год.

В презентации программы Роскосмоса говорится, что львиная доля вырученных внебюджетных средств должна пойти на наращивание спутниковой группировки. Впрочем, в этом же документе сообщается и о рисках, которые могут помешать реализации планов: низком качестве управления проектами создания космических аппаратов, недостаточных темпах перевооружения промышленности, медленном обновлении кадров и разрыве в поколениях работников индустрии. Со всеми этими проблемами индустрии еще предстоит справиться, однако и первые результаты реформы отрасли уже есть. В Роскосмосе также дают понять, что космическая промышленность РФ сохраняет за собой лидерство ряду направлений, например в области обеспечения систем жизнедеятельности в космосе, жидкостных ракетных двигателях и по-прежнему конкурентоспособных ракетах-носителях. В корпорации надеются, что реализация госпрограммы позволит «дать импульс к развитию имеющегося космического потенциала».