Как реформируют космонавтику
Материалы выпуска
Как реформируют космонавтику Решения «Мы отправим к Луне миссию «Луна-25» для отработки технологии посадки» Инновации Деньги из вакуума Рынок На Марс через Луну: куда теперь полетят ракеты Инновации
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Как реформируют космонавтику
Роскосмос продолжает реформировать ракетно-космическую отрасль. Уже началось акционирование основных ФГУПов, внедрение производственных подходов, характерных для промышленности западных стран.
Фото: Игорь Агеенко/РИА Новости

Советское значит устаревшее

Отечественная космическая индустрия, некогда главная гордость страны, после распада СССР погрузилась в системный кризис. Резкое сокращение финансирования и вызванные им потеря кадров и деградация производителей компонентов привели к тому, что ситуация не изменилась, даже когда в отрасль вернулись деньги. С 2000 по 2013 год финансирование космических программ выросло в 28 раз, но этот период характеризовался большим числом аварий. В 2011 году занимавший пост главы Роскосмоса Владимир Поповкин констатировал упадок в индустрии, связанный со старением фондов, недозагрузкой предприятий, низким качеством компонентов и потерей среднего кадрового звена. Оргвыводы вылились в программу реформирования отрасли.

Ее контуры были намечены в 2013 году. Роскосмосу передавались функции государственного заказчика ракет и кораблей и единого координатора космической программы РФ. Тогда как все ключевые предприятия промышленности передавались новому управленцу — Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК), начавшей функционировать в 2014 году. Ключевой особенностью реформы стало отсутствие взаимного подчинения Роскосмоса и ОРКК: их взаимодействие должно было ограничиваться лишь размещением и выполнением госзаказов. Другими задачами реструктуризации назывались повышение качества, диверсификация производства, привлечение «частников» в отрасль, а также желание избавиться от непрозрачных схем управления предприятиями.

Второй этап реформы отрасли начался в 2015 году с выходом правительственного постановления о создании госкорпорации Роскосмос, начавшей активную работу в 2016 году. В ее состав вошла не только ОРКК со всеми начатыми процессами преобразования отрасли, но и другие основные институты и предприятия, например ФГУП ЦНИИмаш, которые также сейчас реформируются. Ранее глава госкорпорации Игорь Комаров заявлял о постепенном акционировании за пять лет предприятий отрасли как одной из задач трансформации отрасли.

Кроме того, на госкорпорацию возложили эксплуатацию Байконура и курирование строительства новой площадки — космодрома Восточный в Амурской области. В апреле 2016 года с Восточного был осуществлен первый старт: ракета-носитель «Союз-2.1а» вывела на орбиту два научных спутника и один учебный агрегат. Таким образом, продолжение реформы можно было считать успешным.

К тяжелой и сверхтяжелой

Впрочем, перед космической отраслью стоят куда более амбициозные задачи, что видно на примере того же Восточного. На космодроме уже есть комплекс для запуска легких и средних ракет класса «Союз». Но теперь нужно возводить стартовый стол для тяжелой ракеты «Ангара» (стоимостью около 38 млрд руб.), который бы обеспечивал не менее десяти пусков в год, а также создавать стартовый комплекс для перспективной ракеты среднего класса «Союз-5».

Строительство второй очереди начнется уже в 2018 году, а первый пуск планируется осуществить в 2021-м: тогда в космос должна отправиться «Ангара» со спутниками связи в качестве полезной нагрузки. Кроме того, сейчас специалистами Роскосмоса прорабатывается вопрос размещения стартового стола для сверхтяжелой ракеты (грузоподъемностью более 100 т). По первоначальным расчетам, этот комплекс мог появиться на Восточном к 2035 году. Однако сроки скорректировали — после распоряжения президента Владимира Путина ускорить разработку сверхтяжелой ракеты. По словам Игоря Комарова, к строительству приступят сразу после окончания работ по «Ангаре» и завершат к 2027 году. По оценкам экспертов, создание сверхтяжелой ракеты и инфраструктуры для нее на Восточном обойдется в 700 млрд руб. Так, согласно конкурсной документации, на космодроме появится комплекс на 95 тыс. кв. м с монтажным корпусом (высотой 118 м), залом испытаний, хранилищем блоков ракет и комплексом для пилотируемых кораблей. Впрочем, пока этот проект не вошел в Федеральную космическую программу (ФКП) на 2016–2025 годы.

Впрочем, обустройство Восточного далеко не единственный приоритет программы, бюджет которой — 1,4 трлн руб. корпорации удалось отстоять перед Минфином в условиях финансового кризиса. Правда, предварительно Роскомосу все равно пришлось оптимизировать первоначальный вариант ФКП стоимостью около 2 трлн руб. В результате упор в обновленной программе сделали на решение практических задач, например на модернизации и наращивании российской группировки спутников, а также на создании аппаратов для первого этапа освоения Луны, которое начнется уже в 2019 году. Число аппаратов дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) планируется довести с восьми до 23 единиц к 2025 году, а орбитальных аппаратов связи — с 25 до 41. В планах также значится оснащение новых метеорологических спутников системой оповещения о бедствиях КОСПАС-САРСАТ. Работу МКС решили при этом продлить до 2024 года, дооснастив ее более современными модулями. Наконец, по словам Игоря Комарова, к 2025 году планируется вдвое сократить количество используемых видов ракет-носителей, доведя их с 12 типов до шести.

Деньги и темпы

При этом в исследованиях может пригодиться опыт космического челнока «Буран-Энергия». В ГКНПЦ им. М. В. Хруничева его разработчики были собраны в восстановленный департамент по многоразовым средствам выведения: они занялись проектированием возвращаемой ступени ракеты-носителя. Кроме того, РКЦ «Прогресс» и Центр имени Хруничева прорабатывают вопрос о спасении первых ступеней и двигателей ракет совместно с частной компанией «Атмосфера» с помощью особых парашютных систем. Параллельно Роскосмос работает над созданием в Казахстане нового комплекса «Байтерек» на Байконуре для ракет нового поколения. Его эксплуатация начнется в 2022 году запуском нового носителя среднего класса «Союз-5» с беспилотной версией нового пилотируемого корабля «Федерация», разрабатываемого РКК «Энергия».

Параллельно работы по созданию сверхтяжелого носителя SLS ведет космическое агентство NASA, полет американской ракеты может состояться уже через три-четыре года.

Примечательно, что еще 300 млрд руб. Роскосмос планирует привлечь в космическую программу за счет «внебюджетных источников». Деньги госкорпорация рассчитывает выручить как за счет традиционных коммерческих пусков, так и в результате государственно-частного партнерства (например, в рамках сотрудничества с компанией S7, купившей за $160 млн экваториальный космодром Морской Старт), создания венчурных фондов и реализации проекта «Цифровая Земля». Важность коммерциализации космоса в мае 2017 года подчеркивал президент Владимир Путин, и в Роскосмосе рассчитывают к 2025 году нарастить выручку от коммерческих проектов с нынешних 70,5 млрд руб. до 180 млрд руб. в год.

В презентации программы Роскосмоса говорится, что львиная доля вырученных внебюджетных средств должна пойти на наращивание спутниковой группировки. Впрочем, в этом же документе сообщается и о рисках, которые могут помешать реализации планов: низком качестве управления проектами создания космических аппаратов, недостаточных темпах перевооружения промышленности, медленном обновлении кадров и разрыве в поколениях работников индустрии. Со всеми этими проблемами индустрии еще предстоит справиться, однако и первые результаты реформы отрасли уже есть. В Роскосмосе также дают понять, что космическая промышленность РФ сохраняет за собой лидерство ряду направлений, например в области обеспечения систем жизнедеятельности в космосе, жидкостных ракетных двигателях и по-прежнему конкурентоспособных ракетах-носителях. В корпорации надеются, что реализация госпрограммы позволит «дать импульс к развитию имеющегося космического потенциала».