Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Деньги из вакуума

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Вслед за государственными агентствами на рынок космических услуг полетели частники: SpaceX запускает спутники, S7 покупает плавучий космодром, а Virgin Galactic привлекает саудовский $1 млрд в космический туризм.

Связь есть

Согласно отчету отдела коммерческих космических перевозок Федерального управления гражданской авиации США, общий объем рынка космической отрасли в 2016 году составил $335 млрд. В Роскосмосе приводят сравнимые оценки рынка — $320 млрд и ежегодный прирост на 5%. Примечательно, что в этой отрасли бюджеты государственных структур занимают вовсе не первое место. Так, $98 млрд приходится на бизнес спутникового телевидения, следом с $81 млрд идет сегмент глобальных навигационных спутниковых систем. При этом совокупный бюджет всех государственных космических агентств составляет $77 млрд. Все это говорит о том, что предприниматели научились неплохо зарабатывать на космосе.

Бизнесу в этой отрасли не так давно исполнилось полвека. В 1965 году США вывели на орбиту первый частный груз — это был коммерческий спутник связи Intelsat со скромными, по нынешним меркам, 240 телефонными каналами связи. С тех пор в космосе появились сотни подобных агрегатов, и 90% всех коммерческих запусков в мире выводят на орбиту именно телекоммуникационные спутники (еще 10% занимают старты экспериментальных аппаратов и научных зондов). В то время как в России рынок коммерческих стартов стал формироваться лишь в 90-х.

По оценке Федерального управления гражданской авиации США, в 2016 году в мире было произведено спутников на $17 млрд, тогда как вся пусковая деятельность (включая гражданские и военные старты) оценивается экспертами управления в $5,4 млрд. Из этой суммы на коммерческие полеты пришлось $2,5 млрд, причем за год обороты выросли более чем на 20%. В Роскосмосе эти данные связывают с высоким показателем возвратности инвестиций, поясняя, что, например, в сегменте спутниковой связи каждый вложенный в производство космических аппаратов доллар дает $16–30 прибыли. В госкорпорации считают, что в ближайшие десять лет в мире будет заказано 1,8 тыс. космических аппаратов на сумму свыше $300 млрд.

В 2016 году США осуществили 11 коммерческих полетов, Европа — восемь, тогда как Россия — лишь два таких старта. Между тем еще пять лет назад рынок был практически полностью поделен между Россией и Евросоюзом. Стабильны до тех пор были и цены на услуги: вывод спутника на геостационарную орбиту ракетой-носителем «Протон» обходился в $90–100 млн, а цена запуска европейским носителем Ariane 5 составляла $180–200 млн (на этой ракете можно установить сразу два спутника).

Передел рынка коммерческих стартов произошел из-за выхода в отрасль «частников», прежде всего американской компании SpaceX предпринимателя Илона Маска. В 2012–2015 годах американцы провели 20 удачных пусков ракеты Falcon, основательно сбив цены на эти услуги. К примеру, России пришлось снижать стоимость запуска «Протона» до $65–70 млн (у SpaceX старт обходится в $62 млн). Примечательно также, что сейчас в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева сейчас активно разрабатываются новые версии этого носителя — «Протон Medium» и «Протон Light», а также совместно с частными компаниями ведется работа по спасению универсальных ракетных модулей для «Ангары» с помощью уникальной парашютной системы, что также позволит снизить стоимость запуска для потребителей.

В октябре 2017 года американское государственное агентство NASA выдало SpaceX разрешение на вторичное использование ступеней многоразовых ракет. По мнению Илона Маска, это снизит затраты на последующие старты еще на 30% (то есть до $43 млн). Член Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского Александр Железняков считает, что себестоимость вряд ли уменьшится больше чем на 20%, но и этот показатель признает существенным.

Активно работают над подобными технологиями и в России. Так, компания «Атмосфера» вместе с Роскосмосом, ГКНПЦ им. М. В. Хруничева и РКЦ «Прогресс» проектируют специальные парашютные системы по спасению двигателей первой ступени ракет-носителей. По предварительным оценкам «Атмосферы», использование таких систем позволит сократить стоимость запусков на 15–20%. Иначе говоря, рынок ожидает дальнейшее обострение конкуренции.

Полеты на фоне санкций

Впрочем, Роскосмос вынужден действовать в условиях конкуренции, которую вряд ли можно назвать справедливой. Главный аналитик ГЛОНАСС Андрей Ионин напомнил РБК+, что в 2014 году в отношении России были введены американские санкции. Несмотря на это, в самой государственной космической корпорации коммерциализацией занимаются крайне активно, тем более что в мае 2017 года о важности этой задачи говорил президент Владимир Путин. В Роскосмосе приводят в пример сотрудничество с масштабным британским проектом OneWeb, который планирует вывести около 700 спутников на околоземную орбиту для обеспечения всей жителей планеты высокоскоростным интернетом. В 2017 году госкорпорация подписала соглашение о создании с OneWeb совместного предприятия. В его рамках российское АО «Спутниковая система «Гонец» будет поставлять услуги интернета, а заводы «Прогресс» и «Факел» — ракеты-носители «Союз» и двигатели для спутников OneWeb. Кроме того, Роскосмос активно развивает сотрудничество с компанией S7 в рамках проекта плавучего экваториального космодрома Морской Старт.

Отпуск космического масштаба

Чуть более новым способом заработка в ракетно-космической индустрии, чем доставка коммерческих грузов, выступает отправка на орбиту туристов. Хотя первые работы в этой сфере были представлены еще в 1967 году (сын основателя империи Hilton Баррон Хилтон тогда выступил с идеей создания сети отелей Orbiter в космосе), серьезно эта индустрия стала развиваться лишь в конце XX века. Точкой отсчета принято считать доклад 1986 года «Вероятные экономические последствия развития космического туризма», а также трагические события того же года, связанные с гибелью учительницы Кристы Маколифф вместе со всей командой корабля Challenger. В итоге первого туриста в космос запустил СССР: в 1990 году станцию «Мир» посетил японский журналист Тоехиро Акияма. Впрочем, это была скорее командировка: за отправку японца в космос заплатила телерадиокомпания Tokyo Broadcasting System (TBS). А первым собственно туристом стал в 2001 году на МКС американец Деннис Тито, самостоятельно заплативший за билет $20 млн.

Роскосмос по-прежнему курирует доставку туристов на орбиту. На МКС успели побывать еще шесть туристов, а цена билета существенно выросла. Например, основатель  Cirque du Soleil клоунГи Лалиберте заплатил за вояж на орбиту $35 млн. Интересно, что многим желающим отказали в полетах на МКС, и не только из-за проблем со здоровьем. Так, экстравагантный предприниматель Сергей Полонский не прошел в 2004 году контроль по росту и весу.

В итоге космические туристы приносят агентствам не так много, в сравнении с доходами от доставки спутников. К примеру, Роскосмос в 2016 году заработал на коммерческих стартах $130 млн (по оценке Федерального управления гражданской авиации США).

Однако и в туризме на пятки государственным агентствам мира наступают частники. Так, в США развитием космического туризма занимаются несколько компаний. Например, Virgin Galactic американского предпринимателя Ричарда Бренсона обещает отправлять желающих в космос уже через полгода. Речь, правда, идет об суборбитальных, а не полноценных космических полетах (на высоте около 100 км с использованием самолета в качестве разгонного блока). Но и билеты на такой полет продаются дешевле — за $250 тыс. Столь «доступная» цена привела к образованию очереди из сотни желающих, в которой числятся певица Леди Гага, актер Том Хэнкс и другие знаменитости. Кстати, недавно Бренсон обзавелся мощным инвестором: Саудовская Аравия заявила о желании вложить в проект Virgin Galactic $1 млрд, а в дальнейшем добавить еще $480 млн.

Кроме фирмы Бренсона, на ниве космического туризма работают еще несколько компаний, в том числе и российские, в частности «Космокурс» Павла Пушкина. Пушкин — выходец из отрасли, работал в ГКНПЦ им. М. В. Хруничева и сейчас, получив лицензию Роскосмоса на осуществление космической деятельности, разрабатывает многоразовую систему для суборбитальных полетов. Согласно предварительным планам «Космокурса», полететь в космос можно будет после 2021 года. По мнению Александра Железнякова, именно такие космические вояжи в перспективе могут стать массовыми. Ну, а для более состоятельных космических туристов в РКК «Энергия» изучают возможность запустить в 2021 году новую услугу — облет Луны на специально подготовленном корабле «Союз».

Инновации На Марс через Луну: куда теперь полетят ракеты
Содержание
Закрыть