Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Опора на будущее
Материалы выпуска
Опора на будущее Рынок Машина мечты Инструменты Лизингу меняют правила Решения Волна модернизации Экспертиза
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска
Опора на будущее
Лизинг стал стимулом продаж во всех сегментах рынка, связанных с транспортом и строительством.
Фото: Станислав Залесов/КоммерсантЪ

Объемы лизингового бизнеса в России растут. В первом полугодии 2017 года, по данным агентства RAEX («Эксперт РА»), объем лизинговых сделок вырос на 55% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го и составил 427 млрд руб. Это рекордный результат за всю историю российского рынка лизинга. Общее количество сделок, заключенных в течение первых шести месяцев текущего года, выросло на 27% и превысило 80 тыс. штук. Средняя сумма одной сделки увеличилась с 6,5 млн до 8 млн руб.

Увеличение объема лизингового бизнеса более чем на треть специалисты RAEX зафиксировали еще по итогам 2016-го — рынок вырос на 36% и составил 742 млрд руб., что соответствует показателю благополучного 2011 года. Особенно сильный рост был отмечен в четвертом квартале, на который пришлось около 39% нового бизнеса за 2016 год.

Поддержку рынку лизинга оказали отложенный спрос, ряд крупных сделок и реализация госпрограмм по субсидированию продаж транспорта, утверждают эксперты. Основные участники рынка смогли удешевить свои источники фондирования, отмечает руководитель юридической компании «Право и практика» Алексей Никитин. «Например, «Сбербанк Лизинг», лидер рынка по итогам первого полугодия 2017-го, преодолел последствия введения американских санкций и нарастил объемы нового бизнеса на 187% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — говорит эксперт.

По всем фронтам

Рост количества и объемов сделок наблюдается во всех сегментах лизингового рынка. Например, прирост объема нового бизнеса в секторе железнодорожной техники в первом полугодии 2017-го к аналогичному периоду прошлого года составил 77%. Это результат реализации спроса на вагоны нового поколения и общего оживления на рынке перевозок — летом 2017 года суточная ставка аренды на полувагоны выросла с 350–400 руб. до 1500–1700 руб. «Учитывая сохраняющуюся положительную тенденцию на рынке угля и предстоящий вывод из эксплуатации достаточно большого количества вагонов, рынок железнодорожных перевозок закрепляется на высоких ставках, что положительно сказывается на развитии этого сегмента лизинга», — констатирует Алексей Никитин.

Еще более серьезная прибавка наблюдается в сегменте воздушной техники. По данным RAEX, за вторую половину прошлого года и первую текущего объем сделок с авиатранспортом увеличился на 91%. В России активно реализуется ряд государственных программ по поддержке аренды российских судов Sukhoi Superjet 100 и санитарных вертолетов «Ансат». Кроме того, весной 2017 года в России было локализовано производство малых самолетов L-410, которые закупают Минобороны и медицинские ведомства. Наконец, важным стимулом отрасли стал уход компании «ВИМ-Авиа» с рынка при сохранении тренда на рост пассажиропотока, напоминает Алексей Никитин.

Рынок лизинга растет вслед за ростом спроса на строительную технику, вызваннного оживлением жилищного и дорожного строительства. По словам руководителя JCB Finance в России и СНГ Оксаны Евтушевской, отрасль вернулась к активной реализации отложенных в кризис инвестиционных проектов. Рост в этом сегменте связан также со снижением ключевой ставки Центробанка и стоимости фондирования для лизинговых компаний, а также запуском в текущем году госпрограммы поддержки лизинга спецтехники с отработанным и эффективным механизмом субсидирования.

Помимо госпрограмм субсидирования лизинга производители спецтехники предлагают клиентам также собственные финансовые программы, и тренд на рост доли продаж спецтехники в лизинг, по мнению Оксаны Евтушевской, сохранится в 2018 году. Аналогичную тенденцию отмечает член правления «Carcade лизинг» Дмитрий Чернышев: «Количество лизинговых сделок в строительном сегменте у нашей компании выросло на 59% по сравнению с прошлым годом».

Скоростной режим

Самым динамичным сегментом рынка эксперты считают автомобильный лизинг, объемы которого растут четвертый год подряд. В первом полугодии 2017-го доля автолизинга в объеме нового бизнеса составила 35%. По данным RAEX, прирост объема лизингового бизнеса в грузовом сегменте составил 55%, в легковом — 24%. Сегодня две трети грузовиков оформляются по договорам лизинга.

По оценкам агентства, общая доля лизинга на автомобильном рынке за последние годы выросла с 5 до 10%. Высокие показатели лизингового бизнеса в этом сегменте в первом полугодии 2017-го связаны с восстановлением экономики, удешевлением ресурсов и увеличивающейся потребностью бизнеса в обновлении изношенных автопарков, утверждает Дмитрий Чернышев.

Производители и дилеры начали активнее работать с лизинговыми компаниями, а самую мощную поддержку автомобильному сегменту оказала программа льготного лизинга Минпромторга. В первом полугодии с использованием госпрограммы был реализован каждый пятый автомобиль. За последние два года по госпрограммам было продано более 70 тыс. машин. А без субсидий, по оценкам RAEX, доля лизинга в совокупных продажах новых грузовых и легковых автомобилей достигла бы только 8%.

При этом специалисты лизингового рынка отмечают некоторый перекос в пользу грузовой техники. Существующие программы господдержки больше ориентированы на поддержку рынка грузового транспорта, и доля лизинга на нем продолжает расти быстрыми темпами. А обновление условий госпрограмм в середине года, когда субсидия по грузовому автотранспорту и спецтехнике была увеличена с 10 до 12,5% от стоимости транспортного средства, позволит привлечь на этот рынок новых клиентов.

Рынок лизинга легкового транспорта растет заметно медленнее и на фоне грузового сегмента даже теряет позиции. По данным RAEX, проникновение лизинга в продажи легкового автотранспорта в первом полугодии 2017 года снизилось с 8 до 5%, хотя в количественном и денежном выражении объемы сделок растут. «В абсолютном выражении объем сегмента прирастает второй год подряд. По итогам первого полугодия объем лизинга легковых автомобилей достиг 86 млрд руб. против 55 млрд годом ранее. С учетом роста производства легковых автомобилей объем лизингового бизнеса в этом сегменте по итогам года вырастет на 30%», — подсчитал ведущий аналитик RAEX Павел Жолобов.

Перспективы рынка

Сегодня лизинговые продажи в легковом сегменте в основном обеспечивают корпоративные сделки с крупными автопарками и таксомоторными компаниями. В условиях кризиса рынок хорошо принимал все новые финансовые инструменты, напоминает заместитель гендиректора каршеринга «Делимобиль» Станислав Грошов. «Столкнувшись со спадом оплаченного спроса, автопроизводители стали активно раздавать машины в долг. Стали расти бизнесы, построенные на продаже права аренды, например каршеринг», — утверждает эксперт. эксперт. Новые проекты в сфере каршеринга нацелены на региональные рынки.

Распространение на физлиц и ИП программы льготного лизинга легковых автомобилей, произведенных в России, должно стимулировать рынок в конце этого года — соответствующая программа действует с 25 октября по 1 декабря.

Однако для частного покупателя такая форма финансирования по-прежнему остается экзотикой. «Лизинг для физических лиц не так востребован, как более традиционный продукт — кредит. Большая часть наших клиентов рассматривает лизинг для физических лиц по остаточному принципу, по крайней мере пока», — объясняет руководитель отдела корпоративных продаж компании «Авилон BMW» Надежда Фролова (о том, почему эта схема мало популярна у частных покупателей, см. на с. 2).

Аналитики RAEX полагают, что при сохранении позитивных трендов экономики и продолжении программ господдержки общий объем рынка лизинга к концу года вырастет на 15% и достигнет рекордных 850 млрд руб. Такой сценарий считается реальным при уровне инфляции не более 4% годовых и поддержании ключевой ставки ЦБ на уровне 8–8,25% годовых.

Дальнейшему росту популярности лизинга помогут системные изменения, которые вводят ЦБ и Министерство финансов. Дмитрий Чернышев утверждает, что перенастройка бизнеса, принятие единой для всех участников рынка формы отчетности и оцифровка многих бизнес-процессов дадут новый импульс для развития лизинга.