Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Расплата за качество

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
На российском рынке аудита готовится очередная масштабная реформа — контроль над аудиторами общественно значимых компаний будет передан Банку России.

Количество компаний, для которых аудит обязателен, уменьшится. За повышение качества аудита при этом заплатят его заказчики, а также мелкие аудиторские компании, которым придется уйти с рынка.

Новая метла

Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности)» был разработан на основе рекомендаций, согласованных Банком России и Минфином, и в настоящее время находится на рассмотрении в Госдуме. Новые правила игры, как ожидается, вступят в силу с 2019 года.

Первая группа новаций касается аудита общественно значимых организаций (ОЗО)  — к ним отнесены, в частности, публичные АО и компании, ценные бумаги которых обращаются на биржах, компании финансового сектора и организации с долей государства более 25%. Аудиторские услуги ОЗО смогут оказывать только те аудиторские организации, сведения о которых будут внесены в специальный реестр Банка России. Для включения в этот реестр необходимо выполнить ряд довольно жестких требований в отношении как опыта и деловой репутации аудиторской фирмы, так и количества и квалификации ее сотрудников. Например, по меньшей мере для семи аудиторов данная аудиторская организация должна быть основным местом работы, причем не менее чем у трех из них должны быть Единые квалификационные аттестаты (выдача таких аттестатов началась в 2011 году, на начало 2017 года их, по данным Минфина, получили лишь 3,6 тыс. из 19,6 тыс. российских аудиторов).

Второй серьезной новацией станет изменение требований к обязательному аудиту непубличных частных компаний. В настоящее время аудит для них является обязательным, если объем годовой выручки превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса — 60 млн руб. Предполагается, что эти требования будут существенно смягчены. Чтобы аудит стал обязателен, организации нужно будет удовлетворять двум из трех критериев: объем годовой выручки — не менее 800 млн руб. в течение двух лет подряд; сумма активов бухгалтерского баланса — не менее 400 млн руб. в течение двух лет подряд; среднесписочная численность работников — более ста человек в течение двух лет подряд.

Зачистка рядов

Участники рынка полагают, что введение новых правил игры может существенным образом повлиять на ситуацию на российском рынке аудита. «Конкуренция, скорее всего, усилится, — прогнозирует президент ФБК Grant Thornton Сергей Шапигузов. — Особенно в сегменте небольших аудиторских фирм — они будут вынуждены консолидироваться и создать некий интеллектуальный ресурс, который позволит им быть на уровне с крупными игроками, соответствовать требованиям профессиональных стандартов. Вероятно большое количество слияний и поглощений, увеличится средний размер аудиторской компании, но общая их численность сократится». Кроме того, эксперт ожидает увеличения конкуренции и в верхнем сегменте рынка — между «большой четверкой» и крупнейшими российскими компаниями, преимущественно в борьбе за клиентов — представителей среднего бизнеса.

«Аудиторы будут разделены на два блока — допущенные ЦБ к проверке ОЗО и все прочие, — говорит управляющий партнер АКГ «Финэкспертиза» Нина Козлова. — Конкурировать «все прочие» с аудиторами общественно значимых организаций не смогут в отличие от нынешней ситуации. Количество аудиторов ОЗО, скорее всего, будет в пределах нескольких сотен организаций — это в десятки раз меньше по сравнению с количеством аудиторских организаций, допущенных сейчас к аудиту общественно значимых организаций».

Число компаний на рынке, не имеющих доступа к аудиту ОЗО, по мнению Нины Козловой, также существенно сократится. Во-первых, за счет введения требования о наличии трех аудиторов в аудиторской компании по основному месту работы — только по этой причине количество аудиторских организаций, по ее оценкам, может уменьшиться почти вдвое. Во-вторых, игроки начнут уходить с рынка, поскольку в результате повышения количественных критериев для обязательного аудита произойдет снижение объема заказов на него примерно на 15–20%.

С ней солидарна генеральный директор компании «2К-Аудит» Тамара Касьянова. Она полагает, что есть много плюсов в требовании о наличии штатных аудиторов. Но, учитывая сложившуюся, особенно в регионах, ситуацию, а также сезонный характер аудиторской деятельности, содержать, например, в не особо крупном городе аудиторскую компанию, соответствующую новым критериям, проблематично — она просто не будет обеспечена достаточным количеством заказов. Потери рынка обязательного аудита в случае поднятия планки по минимальной выручке и минимальной валюте баланса Тамара Касьянова оценивает примерно в 30%. При этом, по ее мнению, с рынка уйдет больше 50% компаний, которые сейчас работают в сегменте обязательного аудита, в основном мелких. «Я присутствовала на совещании, в ходе которого участники рынка заявляли, что с рынка может уйти до 70% аудиторских компаний», — добавляет она.

Впрочем, ряд экспертов полагают, что реформа не сильно скажется на рынке в целом. Так, управляющий партнер «МЭФ-Аудит PKF» Эхтибар Мустафаев напоминает: согласно официальной статистике Минфина, две трети рынка аудиторских услуг принадлежит крупным аудиторским организациям с численностью сотрудников более 50 человек. «Большинство из них являются членами международных аудиторских сетей и альянсов, имеют устойчивые взаимоотношения с серьезными клиентами и долгий успешный опыт прохождения проверок контроля качества как со стороны регулятора и СРО, так и со стороны зарубежных партнеров», — отмечает он.

Цена вопроса

Ужесточение требований к аудиторам общественно значимых организаций вряд ли окажет какое-либо существенное влияние на себестоимость услуг данного сегмента аудиторского рынка, полагает Эхтибар Мустафаев. «Международные аудиторские компании и российские компании — партнеры международных сетей не первый год применяют высокие стандарты контроля качества», — поясняет он.

В свою очередь, Нина Козлова прогнозирует увеличение среднего чека на аудит примерно на 30–40%. По ее мнению, в совокупности последние изменения на рынке аудита — введение с 2017 года международных стандартов аудита, проводимая ЦБ реформа — могут привести к сокращению числа малых аудиторских организаций, снижению демпинга на рынке аудита, росту себестоимости аудиторских проверок.

«Цены вырастут, потому что количество компаний станет меньше, — уверена Тамара Касьянова. — А также поскольку компаниям придется содержать больше аудиторов в штате». Кроме того, она полагает, что вырастут цены и в сегменте аудита общественно значимых организаций — по причине увеличения себестоимости услуг в связи с дополнительными регуляторными требованиями, включая серьезное увеличение объемов анализируемой и раскрываемой информации.

Сергей Шапигузов, в свою очередь, считает, что текущая оценка стоимости работы аудиторов «явно неадекватна». Причем измениться она должна пропорционально во всех сегментах — и в обязательном, и в инициативном аудите, и в аудите ОЗО. «Надеюсь, что готовящиеся нововведения позволят привести стоимость аудиторских услуг в соответствие с теми затратами, ответственностью и рисками, которые аудиторские фирмы несут при их оказании, и с той добавленной стоимостью, которую они создают бизнесу клиентов», — говорит он.

Решения «Законопроект — это далеко не вся реформа»
Скачать Содержание
Закрыть