Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Промышленности подбирают замер
Материалы выпуска
Промышленности подбирают замер Решения «Экологические проекты могут быть окупаемыми» Инструменты «Зеленые» ростки благотворительности Экспертиза
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Промышленности подбирают замер
Объем вредных веществ в атмосфере России растет. Чтобы снизить выбросы или хотя бы взять их под контроль, нужна единая система промышленных экологических стандартов, которая в стране пока только формируется.
Фото: AP

За прошлый год в России в атмосферу было выброшено 31,6 млн т загрязняющих веществ — на 1,1% больше, чем в 2015-м. Среди опасных соединений — в том числе фтор и его производные, аммиак, оксид углерода, хлор и его соединения, тяжелые металлы, ксилол, бензол, алифатические углеводороды, оксиды азота, гидроксибензол, сероводород и другие. Такие данные приводятся в докладе «О состоянии и охране окружающей среды», подготовленном Минприроды РФ.

Согласно исследованию в городах страны, прежде всего в 20 городах — лидерах по уровню выбросов вредных промышленных соединений, растет число случаев заболеваний, провоцируемых загрязнением воздуха, в частности астмы. Практически вся «грязная двадцатка» расположена в Западной Сибири, где ведется добыча и переработка нефти и газа, сконцентрированы алюминиевые и металлургические производства. В списке, например, Благовещенск, Красноярск, Магнитогорск, Новокузнецк, Норильск, Улан-Удэ и Чита. Росту концентрации вредных веществ в атмосфере этих городов помимо деятельности предприятий способствуют также географические и климатические условия, отмечается в исследовании. Красноярск, например, известен как город «черного неба» — в безветренную погоду над городом образуется смог.

Инструментальное решение

С прошлого года Росприроднадзор совместно с региональными властями ведет учет предприятий с присвоением им категорий экологической опасности. По данным Минприроды, на июнь 2017 года поступило 670 тыс. заявок от предприятий, выдано около 130 тыс. свидетельств о постановке на учет, 5 тыс. объектов отнесены к первой категории опасности. Согласно критериям Минприроды, к первой группе относятся предприятия, имеющие самое мощное негативное влияние на окружающую среду или выбрасывающие наиболее опасные вещества и соединения, — это металлургические комбинаты, производители серосодержащих углеводородов, химических веществ и пестицидов.

По закону об охране окружающей среды наиболее вредные предприятия должны были установить автоматические датчики на источники промышленных выбросов и сбросов уже к началу 2018 года.

Однако компании сопротивлялись автоматизации учета вредных выбросов, ссылаясь на невозможность вкладываться в дополнительное оборудование в условиях значительного износа фондов и дорогих заемных денег. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) неоднократно критиковал экологическую инициативу, выражая опасение, что она увеличит нагрузку на бизнес, а рост количества штрафов в итоге не приведет к улучшению качества воздуха.

Минприроды под давлением аргументов бизнеса готово смягчить сроки и условия автоматизации отчетности по выбросам. Как сообщал «Коммерсантъ», Минприроды и РСПП согласовали новый проект поправок к закону об охране окружающей среды. Документ предусматривает установку счетчиков с момента получения комплексных экологических разрешений, которые начнут выдавать не ранее 2019 года.

«С учетом срока, необходимого предприятиям на разработку соответствующих проектов, экспертизы, закупку и установку оборудования, оснащение системами автоматического контроля должно быть произведено предприятиями в течение максимум четырех лет. Исключение из этого правила может быть сделано только при конструктивных изменениях источников выбросов в рамках модернизации», — заявил на форуме в РСПП в марте этого года глава Минприроды России Сергей Донской. По его словам, изменения в закон должны быть внесены до конца этого года.

Может быть смягчена и норма о государственной экоэкспертизе, которая с 1 января 2018 года должна была стать обязательной для всех предприятий первой категории опасности. По словам министра, норма не должна распространяться на уже работающие предприятия и может применяться на стадии выбора места размещения промышленного объекта.

Снижению образования отходов и выбросов промышленности должен способствовать переход на наилучшие доступные технологии (НДТ). Списки оборудования, отвечающего наилучшим экологическим стандартам, сейчас составляются в отраслевых справочниках НДТ. Процесс стартовал в 2014 году, и в течении четырех лет начиная с 2019 года на НДТ предстоит перейти крупнейшим загрязнителям. В целом на перевооружение, по оценке Минприроды, понадобится порядка восьми лет. Ожидается, что эти меры могут сократить число городов с высоким уровнем загрязнения воздуха более чем в два с половиной раза. Впрочем, действующие предприятия это действительно побудило к модернизации производств. Многие из них приняли участие в составлении справочников, внося в них свои решения.

Однако справочники, опирающиеся на более ранние документы, начали устаревать еще в момент их составления, говорит руководитель Института природопользования и экологической политики НИУ ВШЭ Александр Багин: «В моей практике были случаи, когда предприятие не соответствует справочнику потому, что использует самые современные технологии или некий «гибрид», в нем не учтенный».

Экологи считают, что введение инструментального контроля необходимо, оно позволит более объективно оценивать «вклад» каждого предприятия в загрязнение воздуха. Однако контроль за выбросами не устранит недостатки самой системы.

Главная проблема — отсутствие четкой позиции и единого регулятора, единообразной системы оценки наносимого экосистеме вреда. За чистотой воздуха в России следят сразу несколько ведомств: Минприроды, Росприроднадзор и Роспотребнадзор, замеры делает также Гидрометцентр, а нормы помимо упомянутых организаций разрабатывают также Минпромторг и Минэнерго.

«Не выработаны единые стандарты воздействия на окружающую среду, что считать нормой, а что — отклонением», — подчеркивает Александр Багин. Экологические измерения, по его словам, проводятся выборочно, в форме рейдов. Например, если жители жалуются, что пахнет сероводородом, на место выезжают специалисты контролирующего ведомства и замеряют уровень именно этого вещества. Жалобы на посторонние запахи поступают, как правило, утром, а к тому моменту, когда приезжают специалисты, вещества-загрязнители в значительной степени уносятся ветром. Для получения же объективной картины нужно вести постоянный комплексный мониторинг, говорят экологи, только он позволит зафиксировать и оценить в том числе и ночные выбросы загрязняющих веществ. Технологически возможность подобных наблюдений обеспечивают онлайн-приборы, отмечает Александр Багин. Пока, по данным Минприроды, система мониторинга в принципе работает только в 22 из 85 регионов России.

Деньги за выхлоп

Руководитель отдела экологического проектирования НП ЦИВТ «Концепт» Дарья Литвинова отмечает, что законодательство и сейчас позволяет обязать предприятия, которые выбрасывают в атмосферу загрязняющие вещества с превышением предельно допустимой концентрации, устанавливать дополнительные очистные сооружения или менять технологии. Однако на практике этим не пользуются. «В большинстве случаев нарушитель просто платит штраф и продолжает работать по-прежнему до следующей проверки», — говорит эксперт.

По мнению Александра Багина, нужно переходить от жесткого нормирования к стандартам качества, сделать контроль промпредприятий более гибким. «Меры по защите окружающей среды должны быть направлены на реальное улучшение ситуации, а не на сбор денег», — подчеркивает эксперт. Пока же штрафы заводов-нарушителей растворяются в местных бюджетах, а не направляются на целевое использование для улучшения экологической ситуации, что, по его мнению, было бы куда логичнее.


Чистые и бедные

По данным Минприроды РФ, самый чистый атмосферный воздух зафиксирован в трех регионах — республиках Ингушетия, Кабардино-Балкария и Севастополе.

Ингушетия — аграрно-индустриальная республика со слабо развитой экономикой. Больше 60% земель занимают пашни, больше половины населения проживает в сельской местности. Основные отрасли — растениеводство и животноводство. Представлены также нефтедобыча и производство строительных материалов. Регион входит в создаваемый кластер курортов Северного Кавказа, но пока туристическая индустрия развита слабо.

Кабардино-Балкария — преимущественно аграрный регион. Развито садоводство, животноводство и промышленное виноградарство. 65% территории республики занимают горы, здесь находятся все «пятитысячники» России, кроме Казбека, что способствует притоку горных туристов и альпинистов. Республика не относится к промышленно развитым регионам. Крупнейшее предприятие — Нальчикский машиностроительный завод.

Треть территории Севастополя занимают заповедники, заказники, ландшафтные и гидрологические парки. В советское время город развивался как военный порт и центр военного судостроения. Другие сферы деятельности представлены слабо. Экономика региона является дотационной.