Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Частная и государственная медицина: проблемы и перспективы

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com
Как частная медицина сосуществует с государственной, каковы тенденции данного рынка, и что даст ориентация на не пролеченных, а вылеченных пациентов, рассказывают эксперты

Проблемы и решения

Как утверждает замдиректора практики по работе с компаниями сектора здравоохранения и фармацевтики КПМГ в России и СНГ Дамир Сухов, за период 2012-2015 годов рынок частной медицины увеличился на 62% со средневзвешенным темпом роста в 15%. Спустя год было отмечено снижение до 8%, а в 2017 году показатель может опуститься до 5%. Рынок ДМС за последние 2 года показывает прирост 4-7%. Это говорит о том, что по динамике общественный сегмент медицины отстает от частного.

По мнению министра здравоохранения Новосибирской области Олега Иванинского, основные проблемы отрасли — дефицит кадров и необходимость в укреплении материально-технической базы. Стационары города укомплектованы, но наблюдается постоянный дефицит участковых врачей, терапевтов, специалистов поликлиник. Внедрять новые технологические решения и новые медикаменты затратно из-за бюджетных ограничений.

Хотя частное здравоохранение занимает значительную долю рынка, подавляющее большинство таких медицинских центров занимается профосмотром и диагностикой, а также высокотехнологичными медицинскими услугами, включая магнитно-резонансную терапию, компьютерную томографию, процедуры экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), гемодиализа.

«Общественная и частная медицина призваны работать как тандем, — считает медицинский маркетолог Ирина Овдина. — Однако частная киника обычно имеет преимущество по качеству оборудования. Мотивация врачей в данном секторе выше. Чтобы оставаться конкурентоспособными, им необходимо постоянно вкладывать в самообучение».

Как признают оба эксперта, профильные образовательные учреждения каждый год выпускают массу молодых специалистов, но ликвидировать кадровый дефицит не могут. «Значительная часть выпускников работать по профессии не хочет. Это связано с низким статусом врача и невысоким вознаграждением за труд — комментирует Ирина Овдина». Олег Иванинский подчеркивает, что идет смена поколений, а медик «штучный товар» и профессионально растет долго.

Тенденции и прогнозы

Медицинский бизнес очень конкурентен. Как утверждает директор медицинского агентства «Медассистанс» Елена Бобяк, на начало прошлого года на 153 государственных и 462 муниципальных организации в Новосибирске приходилось 1220 организаций частной формы собственности и 129 частных предпринимателей. В 2016 году прекращено действие 39 лицензий.

«Открытые 5-7 лет назад медицинские проекты часто закрываются, — сетует Елена Бобяк. — Это связано с тем, что они плохо позиционируют себя и пытаются разрабатывать заполненные ниши. Близкими к перегреву сегментами медицинского рынка является лабораторная диагностика, стоматология, многопрофильные медицинские центры (кроме районов новостроек). А также МРТ (магнитно-резонансная томография) и КТ (компьютерная томография).

Относительно свободными нишами остаются ПЭТ-КТ (позитронно-эмиссионная компьютерная томография), частная практика в отдаленных районах, услуги детского круглосуточного терапевтического стационара, дома по уходу за пациентами с деменцией в продвинутой стадии (деменция или приобретенное слабоумие — стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков, и затруднением или невозможностью приобретения новых). А также такие сложные для любого сегмента медицины здравоохранения направления как персонализированная (основанная на индивидуальных особенностях), Anti-Age (основанная на общее оздоровление и омоложение и профилактическая медицина».

По словам Олега Иванинского, государственному здравоохранению не хватает кадров вообще. Частной медицине требуются опытные узкие специалисты, но она не способна обеспечить им 100-процентную занятость. В связи с этим востребованные врачи часто практикуют совмещение.

«Недавно частные клиники боролись за клиентов, теперь концентрируются на том, что у них получается лучше, — делится директор по маркетингу клиники «Дентал Сервис» Евгения Куприна. — Если частная медицинская организация ставит своей целью стратегическое сотрудничество с клиентами, то качество для нее важнее быстрой прибыли. В связи с этим начали возникать альянсы. Например, если клиника на каком-то направлении не способна предоставить клиентам все возможное, она может их направить их в другую частную клинику, будь то в Новосибирске, Москве, Санкт-Петербурге или за границей».

По мнению Евгении Куприной, «хорошего врача в любом сегменте медицины должен отличать не только высокий уровень компетентности, но и умение объяснить пациенту суть медицинской проблемы простыми словами. Качество лечения во многом зависит от уровня взаимодействия между врачом и клиентом. Не говоря о том, что это помогает пациенту сопоставить свой уровень ожиданий с возможностями данной медицинской организации».

Однако основной тенденцией Автор Forbes.ru Павел Богомолов считает переход к здравоохранению, основанному на конечный результат: «Когда все медицинские учреждения будут бороться за количество реально излечившихся, а не пролеченных пациентов, выиграют участники рынка, реализующие максимально эффективные методики лечения, а в конечном итоге, пациенты».