Порт для развития
Материалы выпуска
Субъекты стали привлекательнее Экспертиза Регионы примеряют кластеры Инструменты С товаром на выход Рынок Порт для развития Решения Оцифрованные киловатты Инновации «Будущее сейсморазведки — в использовании невзрывных технологий» Инновации Резиденты проявляют осторожность Экспертиза Уголь, золото, энергия Решения «Разговоры о том, что компании-гиганты заберут все, — от лукавого» Инструменты «США проспали момент сближения Китая и России» Экспертиза
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Порт для развития
Частные инфраструктурные проекты двигают экономику российских регионов.
Фото: Пресс-служба

Краснодарский край, самый южный из регионов России, занимает шестое место в стране по объему валового регионального продукта (в 2016 году он составил 2,2 трлн руб.). Базу экономического развития края создают строительный, промышленный, топливно-энергетический, агропромышленный, транспортный и туристический комплексы. Ключевым сегментом транспортного комплекса края являются девять незамерзающих морских портов, обеспечивающих прямой выход через Азовское и Черное моря на международные внешнеторговые пути. Сейчас на них приходится более 200 млн т грузов в год (около 30% морских российских и транзитных грузов), а также около трети российского нефтеэкспорта.

Краснодарский край стабильно занимает высокие строчки в различных рейтингах инвестиционной привлекательности. Так, в прошлом году он оказался на четвертом месте (максимальный потенциал, минимальный риск) в рейтинге «Инвестиционный климат регионов — 2017» агентства RAEX («Эксперт РА»), на седьмом — в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ (Агентство стратегических инициатив), на 13-м — в рейтинге инвестиционной привлекательности субъектов РФ (Национальное рейтинговое агентство). По данным администрации региона, в 2010–2017 годах на его территории были реализованы 440 крупных инвестпроектов на общую сумму 525,8 млрд руб., что позволило создать 32,8 тыс. новых рабочих мест; еще 341 проект на 1,5 трлн руб. реализуется в настоящее время.

Ожидается, что в ходе Российского инвестиционного форума в Сочи администрация края представит комплексную стратегию развития региона до 2030 года. По словам губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, она станет своеобразным законом, по которому будет жить экономика региона в ближайшие 12 лет. Документ предусматривает создание отраслевых кластеров в рамках семи территориально-экономических зон края (муниципалитеты на форуме представят потенциальным инвесторам 440 предложений).

Глубоководная Тамань

Одним из важнейших региональных проектов последних лет стало строительство порта Тамань в районе мыса Железный Рог. Тамань обладает уникальными преимуществами в сравнении с другими черноморскими портами благодаря глубоководности (глубина у причалов достигает 18–20 м) и наличию естественного укрытия из-за формы бухты. Порт, способный принимать суда дедвейтом до 160 тыс. т, откроет российским экспортерам доступ ко всей акватории Черного и Средиземного морей, а его географическая близость к Керченскому проливу позволит объединить транспортную инфраструктуру с возводимым мостом в Крым. Кроме того, в отличие от портов Новороссийска и Туапсе, расположенных в черте города, удаленность таманских терминалов от жилых массивов позволяет переваливать опасные и ядовитые грузы, такие как сжиженный газ, мазут и аммиак. Предполагается, что к 2030 году мощность порта должна превысить 100 млн т в год, а вместе с увеличением мощностей портов Новороссийска (более чем на 20 млн т в год) и Туапсе (на 7 млн т в год) совокупная мощность портов региона вырастет с 231 млн до 383–503,4 млн т.

В феврале 2017 года по распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева территория строящегося порта была расширена для строительства зернового терминала мощностью 14,5 млн т, причального комплекса сжиженных углеводородных газов и технологической эстакады мощностью до 3,5 млн. т в год. Кроме того, на искусственном насыпном участке предполагается построить перевалочную базу крупногабаритных и тяжеловесных грузов мощностью 0,3 млн т в год.

Экспортные ворота

Еще один крупный инфраструктурный проект в порту Тамани реализует ведущий российский производитель товарного аммиака «Тольяттиазот». Компания строит терминал, который позволит осуществлять перевалку 2 млн т аммиака и 3 млн т карбамида в год. Она одной из первых начала освоение прибрежного района, приступив к строительству еще в 2003 году, однако в 2005-м проект пришлось законсервировать из-за конфликта с местными властями. В 2015 году, несмотря на продолжающееся судебное разбирательство, возведение терминала было возобновлено. Сейчас объект включен правительством РФ в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России до 2020 года», схему территориального планирования в области федерального транспорта и в «дорожную карту» развития морских портов в Азово-Черноморском бассейне до 2020 года. Он объединит в себе три блока: береговой перевалочный комплекс, гидротехнический комплекс, способный принимать суда дедвейтом до 50 тыс. т (для этого уже построена специальная эстакада, уходящая в море на 2,5 км), и комплекс вспомогательных и инфраструктурных сооружений. К порту проведена железнодорожная ветка длиной 36 км, построена автомобильная дорога (грузопотоки перевалочного комплекса включены Минтрансом в схему развития Таманского транспортного узла в части железнодорожной составляющей). Ввод терминала в эксплуатацию запланирован на 2020 год.

«Проект по вводу в эксплуатацию портового комплекса по перевалке аммиака является одним из магистральных для ТоАЗа. Запуск объекта откроет перед Российской Федерацией новые возможности по расширению своего присутствия на мировых рынках и даст мощный импульс развития Югу России», — отмечает председатель совета директоров «Тольяттиазота» Петр Орджоникидзе. Кроме того, запуск терминала позволит компании снизить зависимость от украинского транзита: сейчас порядка 60% производимого «Тольяттиазотом» аммиака транспортируется по аммиакопроводу Тольятти — Одесса, однако логистический процесс осложняется регулярными конфликтами с украинской стороной из-за тарифов. Таманский проект не только позволит компании нарастить производство аммиака и карбамида, организовать стабильные и ритмичные поставки своей продукции зарубежным потребителям без оглядки на политическую ситуацию на Украине, но и увеличит налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ на 5,3 млрд руб. Таким образом, строительство терминала отвечает долгосрочным интересам ТоАЗа, региона и всей страны, подчеркивают в компании. «Создание независимых от внешних партнеров экспортных ворот даст «Тольяттиазоту» возможность значительного увеличения своего экономического потенциала и диверсификации бизнеса. Одновременно портовая инфраструктура создаст новые рабочие места в важном для Краснодарского края секторе и увеличит финансовые поступления в краевой бюджет. ТоАЗ напрямую вкладывает в инфраструктуру проекта более $300 млн частных инвестиций, что может рассматриваться как положительный кейс и пример для работы других участников рынка», — говорит Петр Орджоникидзе. По оценке компании, дополнительные поступления в бюджет Краснодарского края составят 2 млрд руб., будет создано 1,5 тыс. новых рабочих мест.

В «Тольяттиазоте» заверяют, что уделяют особое внимание вопросам социальной и экологической безопасности, минимизируя негативное воздействие комплекса на окружающую среду с соблюдением российских и международных норм и требований в области промышленной безопасности. Руководство компании также рассматривает возможность строительства третьей очереди комплекса с увеличением грузооборота до 13 млн т в год.