Цифра — двигатель торговли
Материалы выпуска
Цифра — двигатель торговли Рынок «Цифровизация необходима для диалога между правительством и гражданами» Решения Прибыль в облаках Инструменты
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Цифра — двигатель торговли
Традиционные магазины все больше товаров реализуют через интернет, а онлайн-ретейлеры открывают физические точки. Развитие всех каналов продаж обеспечивают цифровые технологии.
Фото: Bloomberg

Розничная торговля — третья после производства и финансового сектора отрасль по потенциалу цифровизации бизнеса, отмечают аналитики американской Cisco (исследование 2016 года Where to Begin Your Journey to Digital Value in the Private Sector 2015–2024). Доход, который в течение ближайших десяти лет принесет ретейлерам внедрение цифровых решений, оценивается в $2,8 трлн.

Магазины будущего

Ретейл одним из первых претерпел серьезные изменения в результате массовой цифровизации потребления и бизнеса: появилась динамично набирающая обороты подотрасль — электронная торговля. По расчетам российской компании Softline, темпы роста мирового цифрового ретейла в ближайшие шесть лет более чем вдвое опередят показатели традиционного сектора офлайн-торговли. Объем рынка цифрового ретейла в 2018-м достигнет $3,2 трлн и увеличится к 2024 году до $8,7 трлн, рынок традиционного ретейла — $19,6 трлн и $23,1 трлн соответственно.

Когда в 1995 году компания Amazon начала продавать книги в интернете, представители отрасли забили тревогу, вспоминают авторы исследования 2017 Retail Industry Trends из PricewaterhouseCoopers (PwC)  — самые пессимистичные эксперты предрекали полную смерть традиционным магазинам. Однако недавно крупнейший интернет-ретейлер (выручка в 2016 году — $136 млрд; третья компания мира по капитализации) запустил Amazon Go — офлайн-магазин нового формата: в полки встроены датчики компьютерного зрения, которые распознают все манипуляции с товаром, покупки фиксируются в виртуальной корзине, а их стоимость автоматически списывается со счета покупателя.

Физические точки продаж, несмотря на популярность онлайн-магазинов, по-прежнему актуальны, отмечает руководитель департамента развития облачной платформы Microsoft в России Татьяна Делягина. 67% представителей поколения Z (родившиеся после 1995 года) совершают покупки офлайн. Восемь из десяти покупателей любят офлайн-шопинг — для них это развлечение, социализация и возможность получить покупку немедленно, отмечается в исследовании рынка Changing the Retail Labor Model for a New Retail Environment (2016) американской EKN.

Очевидно, что в ретейле правит омниканальность. Потребители, которые делают покупки с использованием разных платформ — в онлайне, через мобильные устройства и посещая «физический» магазин, тратят в два раза больше тех, кто ходит только в магазин, пишут в исследовании «Глобальные силы розничной торговли — 2018» аналитики международной консалтинговой компании Deloitte. Одним из основных трендов 2017 года стал выход цифровых гигантов в офлайн и активная диджитализация традиционных ретейлеров. Помимо Amazon физические торговые площадки открыли крупные американские интернет-магазины одежды Athleta, Bonobos и Boston Proper.

По данным Deloitte, в 2017 году на 30% выросли интернет-продажи продуктов питания. Лидерами в цифровизации бакалеи стали Китай (плюс 52%), Южная Корея (41%), Великобритания (8%), Франция (7%), Япония и США (5% для обеих стран).

Традиционные игроки не просто реагируют на тренды, диктуемые онлайн-площадками, но и сами запускают волну цифровых новаций. Развитие электронной коммерции — стратегическое направление для крупнейшего в мире традиционного ретейлера WalMart, а также для Metro Group Future Store. Итальянский Coop, например, оснастил один из своих новых супермаркетов датчиками движения и интерактивными дисплеями, демонстрирующими покупателям подробную информацию о продукте, который он держит в руках. Система на базе облачных технологий и интернета вещей (IoT) позволяет ретейлеру оптимизировать поставки товаров.

Гонка технологий

Магазины стремительно «умнеют» — на торговых площадках, как на полигонах, реализовываются различные возможности технологий IoT. Полезные для повышения продаж данные передают датчики и RFID-метки, видеокамеры и Wi-Fi трекинговые системы, а также мобильные устройства самих покупателей.

«Еще недавно магазин мог опознать клиента, только пропустив через кассу его магнитную карту лояльности, а теперь это может быть сделано автоматически благодаря считыванию меток с его сотового телефона, RFID-чипа в карте покупателя или даже благодаря распознаванию лиц», — говорит менеджер консультационной практики в области стратегии и операционной эффективности PwC Денис Черноокий. Это позволяет вовремя сделать клиенту персонифицированное предложение и снижает затраты на персонал благодаря автоматизации покупки.

В борьбе за покупателя, по словам Дениса Черноокого, компании с помощью 3D-видеосчетчиков ведут детализированный подсчет посетителей магазинов. Это позволяет определить, сколько покупателей заинтересовались товаром, их возраст, пол, на сколько они задержались возле полки.

Более половины ретейлеров из разных стран, опрошенных американской Retail Systems Research (RSR), считают, что внедрение технологий IoT кардинально изменит их уровень дохода и значительно повысит конкурентоспособность в ближайшие три года. Почти две трети (65%) розничных организаций в США и Европе расширяют область применения, модернизируют или планируют внедрять решения на базе интернета вещей.

К 2019 году 30% крупнейших мировых ретейлеров будут активно участвовать в digital-трансформациях, увеличивая конверсию до 30% и наращивая доход, прогнозирует международная IDC (исследование Retail Insights). К 2021 году игроки, которые используют искусственный интеллект и IoT, повысят показатели удовлетворенности клиентов до 20%, производительности — на 15%, оборота — на 25%. Рынок технологий для отрасли через шесть лет, по прогнозам Cisco, превысит $1 трлн. Согласно прогнозам американской Grand View Research, к 2025 году объем рынка IoT в розничной торговле превысит $94 млрд. Основные стимулы — удешевление трафика и стоимости устройств, а также растущая популярность смартфонов во всем мире.

Технологии обеспечивают не только лояльность покупателей, но и точность ведения бизнеса, отмечает Татьяна Делягина: «Ретейл предполагает наличие цепи поставок и продаж с большим количеством включенных единиц и элементов. Интернет вещей способен настроить и безошибочно исполнять доставку от склада до полки, считать эффективность продаж и маркетинговых активностей, оптимально управлять закупками».

С помощью IoT магазины отслеживают грузы, автоматизируют наполнение паллет и стеллажей на складе, отслеживают работу холодильного оборудования.

Однако стоимость таких проектов пока достаточно высокая. Кроме того, нет полной уверенности в безопасности подобных систем от кибератак. Снижение стоимости вычислительных мощностей и передачи данных, а также развитие облачных технологий и рост количества подключенных устройств будут способствовать удешевлению и распространению IoT-решений, уверены в Microsoft.

Российские перспективы

В России сегмент электронной торговли развивается достаточно динамично. На его долю приходится 36% объема цифровой экономики страны. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем рынка интернет-торговли в первом полугодии 2017-го вырос на 22% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и составил 498 млрд руб. По итогам 2017 года, согласно подсчетам АКИТ, он превысит 1,1 трлн руб. Однако существенную долю составляет трансграничная торговля: по результатам 2017 года ее доля составит 37%, а объем — 420 млрд руб. 90% покупок в иностранных интернет-магазинах приходится на Китай.

В список «единорогов» (около 200 частных технологических компаний с капитализацией свыше $1 млрд) входит лишь один российский интернет-ретейлер — сайт частных объявлений Avito. Из компаний, бизнес которых оценивается в $500 млн и выше, российская тоже только одна — Ozon.

У Ozon.ru нет планов развития IoT-решений на ближайший год, рассказал РБК+ ИТ-директор компании Александр Алехин. Вообще в России, по его словам, пока востребованы только отдельные проекты — например, инновационные решения типа dash button (устройство, позволяющее заказать товар одним нажатием, подключается к домашней Wi-Fi сети и настраивается с помощью специального приложения на смартфоне), системы мониторинга транспортной логистики и условий хранения в контейнерах при доставке еды.

Отечественные игроки не в полной мере используют существующий потенциал рынка, отмечают аналитики международной компании McKinsey в докладе «Цифровая Россия: новая реальность» (2017). Внедрение инноваций и в традиционном сегменте отрасли идет непросто. Переход на новые технологии стимулируется государством. Настоящим событием для отрасли стало повсеместное внедрение в 2017 году онлайн-касс.

Правда, внедрение новой техники не обошлось без технического сбоя — накануне праздников в декабре прошлого года кассы массово перестали работать, в результате чего порядка 9% участников рынка лишились дневной прибыли в 2,5 млрд руб.

Упорядочение правил таможенного оформления экспресс-посылок, введение НДС для зарубежных магазинов, реализующих цифровой контент, и регистрация крупнейших иностранных интернет-магазинов в качестве налоговых агентов в России — меры, которые предоставляют российским интернет-компаниям прекрасный шанс получить максимальные выгоды, считают в McKinsey.

«Вся электронная коммерция в России — меньше 1% всей розничной торговли. В Китае так обстояли дела 12 лет назад. И здесь тоже кроется огромная возможность» — так охарактеризовал ситуацию на российском рынке соучредитель и исполнительный председатель совета директоров компании Alibaba Group Джек Ма в своей лекции в МГУ.