Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте rbcplus.ru в белый список. Как это сделать.
Рост с препятствиями
Материалы выпуска
Рост с препятствиями Рынок «Каблуки» по женевской моде Экспертиза «Премиальный сервис и мультибренд — вот за что готов платить клиент» Инструменты «Платон» в пользу крупных Решения Каток прогресса Экспертиза
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Рост с препятствиями
Восстановление экономики и отложенный спрос на коммерческие автомобили будут в 2018 году толкать их продажи вверх. Ослабить спрос могут сокращение господдержки и повышение утилизационных сборов.
Фото: Legion media

Российский рынок коммерческого транспорта в 2017 году продемонстрировал взрывной рост, значительно опередивший динамику продаж легковых автомобилей. По данным PwC, сегмент новых LCV (легких коммерческих автомобилей до 3,5 т) вырос на 17%, достигнув показателя 108 тыс. единиц. Хотя на рынке по-прежнему доминируют российские марки (на долю «ГАЗ», «УАЗ» и Lada приходится 72%), наибольший прирост продаж показали зарубежные производители: Ford (+75%), Citroen (+71%), Peugeot (+53%). Сегмент среднетоннажных (3,5–16 т) и крупнотоннажных (свыше 16 т) грузовых автомобилей вырос на рекордные 50 против 5% годом ранее, объем продаж составил 80 тыс. штук. Здесь тоже наблюдалось падение доли продукции отечественного автопрома: российские грузовые бренды потеряли 10% рынка, иностранные нарастили свое присутствие на 13%. Продажи новых автобусов выросли на 13%, до 11,7 тыс. штук, причем в этом сегменте российские производители крепко держат свои позиции: на их долю приходится 88% рынка, а лидер ПАЗ контролирует 65%.

По мнению аналитиков, одним из главных факторов роста стал отложенный спрос. В последние несколько лет назревшая модернизация коммерческого автопарка сдерживалась кризисными явлениями в экономике. Рост нефтяных цен и укрепление рубля двинули рынок с низкой базы вверх. Свою роль сыграла и консолидация рынка грузоперевозок: доля частных лиц в структуре владения легкими коммерческими автомобилями за три кризисных года снизилась с 51 до 36% в 2017 году, а пришедшие им на смену крупные игроки имеют больше возможностей обновлять свой парк. По мнению же главы марки «Volkswagen Коммерческие автомобили» Михаила Семенихина, главную роль сыграли меры господдержки, включая программы льготного лизинга, — у некоторых автопроизводителей на них пришлось до 30% продаж.

Противоречивые прогнозы

Теперь ситуацию на рынке будут определять разнонаправленные тенденции — оценки аналитиков отличаются осторожностью, а Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) и вовсе отказалась от традиционного ежегодного прогноза.

Общеэкономический фон остается благоприятным: стабилизация макроэкономических показателей, повышение активности малого и среднего бизнеса, рост цен на нефть до $62,5 за баррель (консенсус-прогноз Bloomberg) и оживление отраслей, связанных с грузоперевозками, — строительства, торговли и промышленности. Росту объема перевозок будет способствовать и реализация госпрограммы «Развитие транспортной системы», утвержденной в конце прошлого года, полагают в PwC. Снижение ставок сделает доступнее автокредитование; подтолкнуть спрос может и проведение чемпионата мира по футболу.

Фактор отложенного спроса останется значимым и в 2018 году, но будет довольно «гладким», говорит управляющий директор брендов Peugeot, Citroen и DS в России Александр Мигаль. «В принятии решения о замещении старого автопарка новыми автомобилями существенную роль будут играть экономические соображения и способность бизнесов нести кредитную нагрузку. Развитие лизинговых программ также будет способствовать росту рынка», — полагает он.

О необходимости скорейшего обновления парка заявил в начале марта президент Владимир Путин: он поручил правительству совместно с представителями бизнеса подготовить соответствующие предложения. «Вместе с обновлением дорожной сети нам необходимо делать более современным и экологичным транспортный парк. При этом важно не создать чрезмерную, необоснованную нагрузку на наши компании. Предложить такую систему стимулов, которая сделает обновление парка транспортных средств максимально эффективным», — отметил глава государства.

Однако какие бы программы поддержки ни предложило правительство, едва ли они будут запущены в нынешнем году. А действующие программы, напротив, будут сокращены вдвое: на поддержку автопрома в 2018 году планируется выделить всего 34,4 млрд против 68,7 млрд руб. годом ранее, при этом финансирование программы льготного автокредитования и льготного лизинга, включая адресные, составит 16 млрд руб. против 27,5 млрд руб. в 2016 году. В результате, по прогнозу автолизинговой компании «Европлан», доля продаж коммерческого транспорта в лизинг по программам субсидирования составит чуть более 10% против почти 30% в 2017 году.

Сокращение поддержки, безусловно, не радует российские автоконцерны, которые в 2017 году впервые с 2013 года смогли выйти на прибыль. Еще в прошлом году представители группы ГАЗ высказывали недовольство введением сегментарных программ льготного лизинга вместо более массовых программ утилизации и трейд-ин: по их мнению, они плохо подходят для сегмента коммерческого транспорта. Иностранные производители, напротив, удовлетворены постепенным устранением неконкурентных преимуществ. По мнению Михаила Семенихина, уменьшение госфинансирования приведет к падению спроса на бюджетные автомобили локальной сборки, которые и составляют две трети рынка. «Я приветствую сокращение программ господдержки, поскольку это заставит участников рынка в большей степени использовать именно рыночные механизмы, а не поддержку из госбюджета», — говорит он.

Впрочем, оборотной стороной медали для иностранных производителей станет повышение утилизационного сбора на автомобили, которое должно произойти до конца марта. Сейчас базовая ставка для легковых автомобилей составляет 20 тыс. руб., для грузовиков и автобусов — 150 тыс. руб., в зависимости от характеристик автомобиля применяются различные коэффициенты. Хотя эта мера, по заявлениям властей, направлена на защиту окружающей среды, участники рынка расценивают ее как ограничение импорта — для отечественных производителей сбор компенсирует государство. В Минпромторге заявляют, что в среднем сбор вырастет на 15%, а для некоторых категорий транспортных средств не изменится. Тем не менее уже известно, что сегмент импортных LCV пострадает сильнее других, что неизбежно приведет к повышению цен. «Конкурентоспособность импортируемых автомобилей на рынке снизится, произойдет перераспределение в пользу локально произведенных продуктов», — прогнозирует Александр Мигаль.

Умеренный оптимизм

И все же аналитики и участники рынка настроены на рост — хотя и ожидают замедления его темпов. «В 2018 году российский рынок коммерческого транспорта покажет умеренный рост в пределах 5–10%. Тенденции таковы, что основными драйверами роста будут, во-первых, драйвер нерыночный — государственные субсидии и дотации для автомобилей, производимых в России, а во-вторых, рыночный, а именно — спрос на автомобили с низкой общей стоимостью владения», — полагает Михаил Семенихин. По мнению Александра Мигаля, следует ожидать роста рынка на 7–8%. «Спрос на легкий коммерческий транспорт будет расти с оживлением сектора малого и среднего бизнеса. Рост ВВП на 2% и снижение ставок по кредитам дает основания для оживления этого сектора экономики», — отмечает он. В PwC прогнозируют рост в сегменте LCV на 12% (121 тыс. штук), грузовых автомобилей — на 10% (88 тыс. штук), автобусов — на 16% (13,6 тыс. штук)  — дополнительный спрос в этом сегменте подтолкнет вступление в силу с 1 июля постановления правительства РФ, устанавливающего требования к году выпуска автобусов, перевозящих детей. Согласно базовому прогнозу Russian Automotive Market Research, продажи грузовых автомобилей вырастут на 11,4%, до 88,3 тыс. единиц, а исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов ожидает роста в этом сегменте на 20%.

Первые месяцы года оптимизм более чем оправдывают: по данным «Автостата», в феврале было продано 6 тыс. грузовиков, что на 39,5% больше, чем в феврале 2017-го, за два месяца рост год к году составил 37,9%. Продажи LCV в феврале выросли на 9,3% в годовом выражении, до 7,8 тыс. авто, за два месяца сегмент прибавил 10,6%.


Что в старом парке?

Парк LCV насчитывает 4,1 млн штук (8% всего автопарка страны). Средний возраст автомобиля — 14,1 года, а 45% парка старше 15 лет. Доля иномарок — самая высокая во всем коммерческом сегменте — 37%, однако лишь 22% парка соответствует стандартам Евро-4 и выше, на дизеле работают 30% автомобилей. 25% всех LCV находится на балансе юридических лиц.

Средне- и крупнотоннажные грузовики составляют в России более 7% автопарка (3,7 млн штук). Две трети из них старше 15 лет, а средний возраст автомобиля приближается к 20 годам. 70% парка приходится на машины отечественного производства, причем некоторые выпущены еще в советский период, стандартам Евро-4 и выше соответствует лишь одна из семи машин, 66% оборудованы дизельным двигателем. 53% парка принадлежит юрлицам.

Автобусный автопарк составляет около 400 тыс. штук (1% всей автотехники). 46% машин старше 15 лет, их средний возраст — 15,5 года. Доля иностранных производителей — 27%, современным экостандартам соответствует 15% машин, 46% работает на дизеле. Большая часть автобусов (72%) находится во владении юрлиц. 

×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.