«Отношение к ВИЭ в России меняется, но не так быстро, как хотелось бы»
Материалы выпуска
Механизм немецкого подъема Рынок Экономический бум и новые вызовы Решения «Мы объединили усилия в сфере цифровой экономики и «Индустрии 4.0» Инновации Как растет товарооборот Рынок «Бизнес-среда здесь интернациональна, динамична и инновационна» Экспертиза «Отношение к ВИЭ в России меняется, но не так быстро, как хотелось бы» Рынок Сервис для российского пациента Рынок «Неоправданно предлагать пациенту лечение только одним методом» Инструменты «Российские пациенты всегда знают, чего хотят» Инструменты
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
«Отношение к ВИЭ в России меняется, но не так быстро, как хотелось бы»
Об особенностях российского рынка с точки зрения иностранного бизнеса РБК+ рассказал генеральный директор компании «Штибель Эльтрон» Александр Пащенко.
Фото: Тимур Иванов для РБК

— В чем разница организации бизнеса в России по сравнению с другими рынками?

— Организация бизнеса в России отличается большой, можно сказать, фундаментальной составляющей — огромным влиянием неформализованных или полуформализованных «договоренностей». Это затрагивает как внутрикорпоративные отношения, так и отношения между компаниями. Безусловно, есть российские компании (преимущественно крупного бизнеса), в которых бизнес-процессы, регламенты, соблюдение договорных пунктов возведены в абсолют или близки к этому. Привычка работать четко в договорных рамках при полном соблюдении законодательных требований (без трактовок) зачастую не позволяет иностранным компаниям действовать с той же скоростью, как это получается у российских компаний.

Если говорить об особенностях российского рынка водонагревателей и отличительных чертах российского покупателя по сравнению с европейским, то у нас один из главных факторов покупки — цена. Европейцы же более ориентированы на долгосрочные инвестиции в качество и надежность. Премиальные бренды обычно проходят долгий путь, чтобы занять прочное положение на рынке. В этом смысле нужно быть стайером — уметь бегать на длинные дистанции.

— Рассматриваете ли вы сейчас наш рынок в качестве перспективного?

— Да, конечно. Мы закончили 2017 год с ростом, причем особенно динамичным он был в категории проточных водонагревателей — 60% (в сравнении с 2016-м). Сейчас наша команда сосредоточена на том, чтобы любой специалист на вопрос, какой самый лучший бренд водонагревателей, отвечал — Stiebel Eltron. Наша техника соответствует принципу «Мы будем использовать то, что лучше, даже если это стоит дороже». Поэтому наши водонагреватели — эталон премиум-сегмента. История нашей компании насчитывает почти сто лет — с момента изобретения Теодором Штибелем в начале XX века электрического кипятильника и по настоящее время. Сегодня нашу продукцию можно купить в 120 странах.

— На ваш взгляд, меняется ли в России, где достаточно природных запасов энергоносителей, отношение к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ)?

— Да, меняется. Но, к сожалению, не с той скоростью, как хотелось бы. Лучше использовать термин «сдвигается». На этот процесс влияет очень много факторов, среди которых и особенности потребительского поведения в России (здесь уместно вспомнить русскую поговорку «пока гром не грянет, мужик не перекрестится»), так и в целом экономические условия (газ, нефть, атомная энергия), которые не способствуют распространению ВИЭ. Без поддержки со стороны государства сдвинуть ситуацию тяжело. Тем не менее положительная динамика есть.

Stiebel Eltron — признанный мировой лидер на рынке тепловых насосов (высокотехнологичных приборов для отопления и кондиционирования воздуха, собирает тепло с улицы или из земли и направляет в дом. — РБК+). Сегодня в России мы оценочно занимаем 20% рынка тепловых насосов. Опыт европейских стран основан на определенной поддержке со стороны государства. Сказывается разница в менталитете и возможностях: чтобы использовать тепловой насос, нужно инвестировать в оборудование и обустройство, но в процессе эксплуатации потребитель получает значительную экономическую выгоду. Наша стратегия ясна: мы формируем интерес, объясняем выгоду и стремимся занять лидирующие позиции в тепловых насосах, как это уже состоялось в сегменте водонагревателей.

— На каких крупных объектах находит применение ваша техника?

— Наша техника используется на крупнейших объектах России — космодроме Восточный, в аэропорту Домодедово, на стадионах «Лужники» и «Локомотив».