Что даст мост
Материалы выпуска
Онлайн-торговлю взяли в грузооборот Рынок Доля лизинга растет Инструменты Что даст мост Решения Автобус с интеллектом Инновации
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Что даст мост
Сухопутное сообщение с Крымом снизит логистические затраты, увеличит туристическую привлекательность и оживит порты полуострова. Но необходимость модернизации всей его инфраструктуры станет еще острее.
Фото: Сергей Мальгавко/РИА Новости

Мост в Крым будет открыт для легковушек и пассажирских автобусов уже в мае 2018 года; движение грузовиков по нему начнется этой осенью (исключение предусмотрено для грузового и технологического транспорта, задействованного в строительстве железнодорожной части Крымского моста). Согласно плану поезда поедут по мосту в конце 2019 года. Министр транспорта Максим Соколов в кулуарах Красноярского экономического форума поделился с журналистами несложными расчетами времени движения по мосту: «Мост 19 км, разрешенная скорость на мосту будет 90 км. Поэтому легко посчитать: если 60 км <в час> ехать, это будет 19 минут, а 90 км/ч будет в полтора раза быстрее, значит, это будет примерно 14 минут».

«Мост, с одной стороны, упрощает маршрутизацию грузопотока, с другой — увеличивает скорость товаропотока с прямым влиянием на снижение логистических затрат бизнеса», — говорит доцент Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян. По его словам, в результате реализации проекта логистические и транспортные затраты крымских компаний сократятся на 20–25%. «Мост влияет на развитие придорожной инфраструктуры, появятся зоны стоянок, хабовые склады (кросс-доки для перевалки грузов), объекты розничной торговли и сервиса», — добавляет Мартиросян. По его словам, можно также предположить, что мост разгрузит порты Новороссийск, Темрюк, перенеся поток экспортных грузов к отправлению на Крымский полуостров.

По словам старшего преподавателя кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрия Соболева, открытие движения для легкового транспорта — несомненный плюс, но это не решает проблему организации доставки грузов в Крым. По его словам, паромная переправа оказывает существенное влияние на стоимость перевозимых грузов и сроки доставки, а в сезон штормов она и вовсе невозможна. «С открытием грузовых автоперевозок и железнодорожной части моста появится возможность снабжения полуострова всем необходимым в большем объеме, чем сейчас, и вне зависимости от погодных условий», — согласен эксперт-аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев. Как заявлял ранее глава «Росавтодора» Роман Старовойт, на время действия ограничения грузовые автомобили смогут проехать в Крым по старому маршруту к порту Кавказ и там воспользоваться паромной переправой.

Политика и экономика

«Запуск по мосту пассажирских перевозок и легкового транспорта с опережением графика может спасти туристический сезон на полуострове в этом году. Возможности паромной переправы ограниченны, погрузка-разгрузка занимает много времени, в пик курортного сезона выстраиваются многокилометровые очереди», — говорит Алексей Калачев. По его словам, с запуском хотя бы и в ограниченном виде автомобильной части моста ряд проблем снимается. «Крымский мост — одновременно и инфраструктурно-экономический, и политический проект. Запуск моста в эксплуатацию должен дополнительно показать присоединение Крыма к России во всех смыслах. Он демонстрирует и возможности России в осуществлении уникального сооружения, и изменение к лучшему жизни на полуострове, и повышает доступность курортов для массового туризма и отдыха с Большой земли», — добавляет ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. По его словам, с позиций экономики Крыма и его востребованности для приезжих важно открытие легкового автомобильного движения по мосту именно в мае, накануне курортного высокого сезона.

Как отмечает Алексей Калачев, кроме самого мостового перехода пропускную способность обеспечивают подходы к нему, и они в полной мере также будут готовы к концу года. Пока планируется к маю открыть сквозной проезд от федеральной трассы А-290 со стороны таманского берега. На крымской стороне будет готов автоподход от моста до развязки с трассой «Таврида». Однако, как отмечает Марк Гойхман, впоследствии, особенно с запуском грузового сообщения до конца 2018 года и железнодорожного в 2019 году, мост станет центром масштабной инфраструктурной и логистической сети. Он будет интегрирован с дорогами не только федерального, но и регионального, и местного значения с обеих сторон, с портом Тамань и новым участком железной дороги Багерово — Вышестеблиевская на Таманском полуострове, а также с железнодорожной магистралью Джанкой — Феодосия — Керчь в Крыму. Это оптимизирует транспортные потоки в регионе, позволит постепенно создавать сопутствующую инфраструктуру — производственные, складские, торговые, культурные объекты, улучшится снабжение Крыма стройматериалами, промышленными и продовольственными товарами и пр., добавляет Марк Гойхман.

«Мост решит проблемы интеграции крымской экономики в российскую — появится возможность вывозить и ввозить все необходимое на полуостров», — говорит генеральный директор Института регионального развития Дмитрий Журавлев. Более того, по его словам, Крым снова станет ключевым транспортным узлом на Черном море — ожидается резкое увеличение транзита грузов через крымские порты. Мост подстегнет развитие дорожного строительства с обеих сторон, и наконец, украинская блокада Крыма навсегда уходит в прошлое и уровень безопасности региона увеличится, добавляет эксперт.

Прогноз потоков

«По нашим расчетам, в первый год по мосту будет проезжать в среднем около 12,8 тыс. автомобилей в сутки, а уже через пять лет поток должен увеличиться более чем на 60%, превысив показатель 21 тыс. автомобилей. На расчетную пропускную способность — до 40 тыс. автомобилей в сутки — мост выйдет через 18–19 лет», — говорит Дмитрий Журавлев. По его словам, железная дорога через Керченский пролив сможет обеспечить перевозку от 14 млн пассажиров и от 13 млн т грузов ежегодно. Предполагается, что в первый год работы моста про нему будут проходить 47 пар поездов в сутки, добавляет он.

«Можно предположить, что пропорция грузового потока к пассажирскому составит 40 к 60. В туристический сезон пассажиропоток кратно увеличивается, зимой — наоборот», — говорит Эмиль Мартиросян. По его словам, оценивать успешность инвестиционного проекта можно будет по фактическому росту товаро- и пассажирооборота, а также увеличению экспортного и импортного потенциала региона. «Можно предположить рост в основных портах судо- и грузооборота. Подвести итоги успешности можно будет через два-три года, сопоставляя динамику основных экономических показателей», — говорит Эмиль Мартиросян. По словам Дмитрия Журавлева, «отдыхающие не будут ограничены паромами и авиационным сообщением, это снизит затраты на отдых, а значит, увеличит туристическую привлекательность полуострова».

Впрочем, не все эксперты считают, что потоки пассажиров и грузов после открытия сухопутного сообщения с полуостровом ощутимо возрастут. Дмитрий Соболев полагает, что грузовые потоки по крайней мере до открытия железнодорожной части моста не изменятся. Пассажиропоток также вряд ли сильно увеличится, поскольку спрос на отдых в Крыму при наличии альтернативы в виде зарубежных курортов с высоким уровнем сервиса при доступных ценах делают Крым неконкурентоспособным в обозримом будущем. «На сегодняшний момент цена транспортировки в Крым в целом сформирована, открытие транспортного перехода через Керченский пролив вряд ли сильно повлияет на стоимость доставки грузов автотранспортом. Транспортировка в Крым может подешеветь только после запуска железнодорожной части моста, а автоперевозчики будут вынуждены снизить стоимость доставки, чтобы конкурировать с железнодорожным транспортом», — добавляет Дмитрий Соболев.

Очевидно, что и городам Крыма увеличение потоков не всегда в радость: как заявил ранее председатель правления регионального отделения Российского союза туристской индустрии в Крыму и Севастополе Борис Зелинский, инфраструктура Севастополя не готова к приему туристического потока, который хлынет в город после открытия Крымского моста. В частности, в Севастополе нет достаточного количества парковок и перехватывающих стоянок за чертой города, а у популярных среди туристов объектов нет стоянок для больших экскурсионных автобусов. Таким образом, Крымский мост — это не только новые возможности для полуострова, но и вызов по части модернизации всей его инфраструктуры.