«Мы вовлекаем клиента в культуру ответственного потребления»
Материалы выпуска
Лесу прописали восстановление Решения «Мы вовлекаем клиента в культуру ответственного потребления» Инновации Модернизация в новой упаковке Инструменты
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
«Мы вовлекаем клиента в культуру ответственного потребления»
Как российские компании и потребители поддерживают мировой тренд перехода на экологичные материалы, РБК+ рассказал вице-президент Segezha Group Андрей Броцман.
Фото: Анастасия Цайдер для РБК

— Выраженный мировой тренд — отказ от полиэтилена в пользу бумажной упаковки. Насколько активно эта идея продвигается в России?

— Сегодня этому вопросу уделяется внимание во всем мире. Процесс разложения полиэтилена длится очень долго, а бумажный мешок через три недели полностью превращается в биокомпост. Ключевой проблемой глобального масштаба остается использование пакетов в магазинах, речь идет о мегатоннах пластикового мусора. Во многих странах использование полиэтиленовой упаковки уже запрещено законодательно. И в России мы видим в производстве бумажной упаковки большой потенциал. Наша компания последовательно внедряет полностью экологически чистые упаковочные решения. На этом пути у нас есть серьезная поддержка со стороны компании «Евроцемент груп», нашего крупного клиента, с которым мы недавно подписали соглашение о стратегическом партнерстве. В итоге крупнейший в России производитель цемента всю свою продукцию теперь упаковывает в бумажный мешок, изготовленный полностью из нашей небеленой мешочной крафт-бумаги. Цветовая идентификация выполняется безопасными для окружающей среды водорастворимыми красками, а при производстве мешков используется органический клей на основе крахмала. Это решение нами и партнером принято как в интересах бизнеса, так и в интересах защиты окружающей среды.

— Востребована ли экологическая упаковка в отечественной розничной продаже?

— Одним из наших крупных клиентов помимо «Евроцемента» является сеть «Ашан». Мы доносим свои предложения до потребителя и стараемся понять, что он хочет получить в итоге — например, сумку какого размера, функционала, примерной нагрузки. Наша бумага более прочна, чем бумага других производителей, более прочной получается и сумка. Если говорить о пакетах, то мы хотим понять, как пакет должен укладываться в палету, чем и с какой скоростью будет происходить его наполнение. По сути, мы идем навстречу клиенту и пытаемся вовлечь его в новую экологическую культуру, культуру ответственного потребления, а также предложить наиболее экономичное решение.

— Возвращение моды на деревянные дома — еще одна актуальная тенденция?

— Действительно, еще одно «экологическое» направление, невероятно важное для нас, — строительство деревянных быстровозводимых домов из CLT-панелей, которые сегодня очень востребованы мировым рынком. Но деревянное домостроение бывает разным. Например, мы производим клееный брус — это, по сути, элитный материал для индивидуальной застройки. И в целом эта продукция стоит чуть дороже, чем у конкурентов, что связано с ее качеством и тем, что мы используем современное оборудование, в итоге почти весь клееный брус экспортируем. Однако мы бы хотели выйти в более широкий сегмент — массового жилья на основе CLT-панелей. Этот сегмент в России недостаточно развит, в том числе из-за ограничений по высотности деревянных строений. Однако мы рассчитываем, что прежние нормативы вскоре изменятся, эту идею уже деятельно поддерживают в правительстве. На сегодняшний день во всем мире успешно строят деревянные многоэтажные дома, основные требования касаются надежности, устойчивости и теплотворности, а с этим у CLT-домов все в порядке. Например, в зонах с повышенной сейсмичностью рекомендуется строить дома именно из таких панелей. Современная лесная индустрия — интеллектуальная и высокотехнологичная. К примеру, даже для перевозки сжиженного газа используется фанера, потому что она выдерживает высокие нагрузки и в то же время, как ни парадоксально, более прочна, чем металл. Мы завершаем процедуру сертификации фанеры, которая будет применяться в специальных мембранах танкеров специального назначения. Для транспортировки на большие расстояния газ сжижают путем охлаждения до температуры минус 163°C. Российская березовая фанера остается устойчивой в течение длительного времени к воздействию экстремально низких температур. Продукция поставляется в Китай, Корею и Японию. Расход фанеры на один танкер составляет от 1,5 тыс. до 2 тыс. куб. м.

— В какие еще страны вы экспортируете свою продукцию и какая доля приходится на российский рынок?

— Нашими ключевыми продуктами являются бумага, упаковка, пиломатериалы, клееный брус и фанера. Основные потребители бумаги находятся на западных рынках. Всего мы производим более 300 тыс. т бумаги в год и около 30% из этого забираем на внутренние собственные групповые обороты. Оставшиеся 70% продаем в основном на внешний рынок. Но и в России, где производится порядка 800 млн мешков, 600 млн выпускаем мы, причем оставшийся объем приходится в основном на более дешевый сегмент, который чаще всего делается не из нашей бумаги или не только из нее. Если брать наше российское производство вкупе с западными активами, то в год группа компаний производит более 1 млрд единиц бумажной упаковки. Сегодня мы экспортируем свою продукцию более чем в 70 стран мира, экспорт в портфеле продаж по различным товарам лесной индустрии составляет у нас порядка 60–80%. По пиломатериалам этот показатель еще выше — около 98% мы поставляем на экспорт, здесь ключевыми рынками для нас являются Египет и Китай. Мы максимально приближены к нашему потребителю, у нас восемь заводов находится за границей: в Турции, Румынии, Франции, Голландии, Германии, Италии — туда везем из России бумагу и уже на месте делаем из нее мешок в соответствии с международными и местными требованиями.

— Какая доля в вашем экспорте приходится на круглый лес?

— Круглое бревно мы не продаем и не экспортируем, сегодня наша основная задача — максимально глубокая переработка возобновляемого сырья. К дереву мы стараемся подходить комплексно. Часть его дает нам качественный пиловочник, часть его можно лущить на шпон, из него делать фанеру. Часть режется на щепу, из нее варится целлюлоза, делается бумага. Оставшаяся часть может перерабатываться в пеллеты для получения энергии, тепла. Производство пеллет — новое для нас направление. Мы стремимся максимально переработать все, что у нас есть. Например, просчитываем варианты увеличения мощностей по конвертации бумаги в мешок и расширению услуг, которые мы оказываем потребителю, думаем над приобретением оборудования для производства витой ручки, которая до сих пор в основном поставляется из Италии. Мы учимся продавать своему клиенту решение его актуальных и будущих задач, а не просто продукт, предоставляем услугу не дилеру, а конечному потребителю.

— Какой поддержки вы ожидаете от государства как несырьевой экспортер?

— Недавно мы предложили рынку новую технологию — так называемый умный мешок, которая предполагает внедрение микрочипов в упаковку, она уже пользуется большим спросом за рубежом, например в сегменте доставки семян. Благодаря этому чипу даже на обычном телефоне можно с помощью специальной программы посмотреть, какие семена упакованы в конкретном мешке — например, семена голландских тюльпанов там или что-то другое. По сути, это позволяет потребителям и производителям защититься от фальсификата — именно в развитии этой технологии нам необходима поддержка государства, которое тоже заинтересовано в контроле за объемами производства. На этом рынке нас пока опережают западные производители, по некоторым позициям даже Казахстан, который мы рассматриваем не только как конкурента, но и как потенциального партнера.