Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте rbcplus.ru в белый список. Как это сделать.
«В России много нереализованных идей еще советского периода»
Материалы выпуска
Копии в цене Рынок «Цель — предложить рынку всю линейку реагентов для генетического анализа» Инструменты Технологии в ударных дозах Инструменты «Снижение кардиоваскулярных заболеваний может увеличить ВВП на 1%» Инструменты Телеком отправился лечить Инновации «В России много нереализованных идей еще советского периода» Решения
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
«В России много нереализованных идей еще советского периода»
О том, что будет стимулировать инновации в России, РБК+ рассказала руководитель торгово-промышленной группы компаний «Диарси» Светлана Матело.
Фото: Тимур Иванов для РБК

— Как вы оцениваете ситуацию на рынке Oral Care и, в частности, на рынке зубных паст после серьезного падения покупательской активности в 2015–2016 годах?

— В прошлом году рынок средств гигиены большого роста не показывал. Незначительная положительная динамика была связана с корректировкой цен. По основным брендам зубной пасты на российском рынке, например, цены в течение 2017 года выросли примерно на 7–10%. За счет этого рос объем рынка в рублях, а в натуральном выражении, по числу проданных упаковок, такого роста не происходило.

Причем российские бренды в меньшей степени склонны поднимать цены. Локальные производства позволяют в какой-то степени самортизировать девальвацию национальной валюты и снижение покупательского спроса. Западные компании привыкли страховать свои риски, поэтому каждый год происходит повышение цен в среднем на 3–7%.

Аптечные продажи зубных паст упали на 7% в денежном эквиваленте и на 8% — в натуральном выражении. В целом рынок Oral Care в фармканале просел на 2%.

— Насколько аптеки ценны для вас как канал дистрибуции? Разделяете ли вы опасение, что количество аптек будет сокращаться в связи с разрешением продаж безрецептурных лекарств в ретейле?

— В целом по рынку Oral Care, по данным международной аналитической компании Nielsen, фармканал занимает около 10%. В нашей компании аптечные продажи составляют порядка 16%.

В случае принятия такого решения часть объема продаж, конечно, перераспределится в ретейл. И это в любом случае будет в интересах покупателя, так как требования по маржинальности в ретейле ниже, чем в аптечном канале.

Но у фармканала есть своя особенность: широкий ассортимент лекарств и определенных видов другой продукции, отдельные продукты эксклюзивно представлены только в этом канале продаж. Например, наши специализированные продукты или особенные наименования сейчас можно купить только в аптеке.

— Появились ли новые, прорывные идеи по предотвращению основных проблем (кариес, болезни десен) в области ухода за полостью рта?

— Все исследования в области предотвращения кариеса и заболевания десен были сделаны в предыдущие десятилетия, и все механизмы влияния на эти процессы четко установлены. Нужна правильная индивидуальная гигиена: должна быть правильная регулярная чистка зубов и чистка зубов родителями детям. Я придерживаюсь того подхода, что родитель должен чистить зубы ребенку вплоть до 8–10 лет. Пока у ребенка не сформируется нормальный почерк, ему нельзя поручать чистить зубы самостоятельно. Кроме того, должна быть профессиональная гигиена полости рта (посещение гигиениста один раз в шесть месяцев), которая в нашей стране пока не имеет такого широкого распространения, — эта культура только начинает формироваться.

Есть примеры успешных комплексных государственных программ, которые показали свою эффективность. Например, в Финляндии благодаря таким программам профилактики выросло несколько поколений людей без кариеса. Там постановка чистки зубов проводится регулярно в детском организованном коллективе под наблюдением профессионалов и с применением определенных технологий — в частности, герметизацией фиссур (обработка вновь прорезавшихся коренных зубов специальным составом, защищающим от распространения кариеса). Это сильно влияет на снижение заболеваемости кариесом.

Программа Стоматологической ассоциации России и Профессионального общества гигиенистов стоматологических, которую мы активно поддерживаем, предусматривает внедрение новой системы стоматологической помощи, основанной на первичной профилактике. Она была одобрена в 2017 году постановлением правительства РФ и позволит вести реальную профилактики на государственном уровне: системно обучать родителей и детей основам ухода за полостью рта, возродить регулярные осмотры детей на базе стоматологических поликлиник или специальных кабинетов в детских коллективах. Пилот такой программы сейчас реализуется в подмосковном Домодедово. Пока в регионах подобные инициативы зависят исключительно от местных стоматологических властей, комплексно заниматься этим вопросом пытаются лишь на нескольких территориях страны.

— Минпромторг РФ разрабатывает стратегию развития парфюмерно-косметической промышленности, которая в том числе должна создать условия для обеспечения отрасли российским сырьем. Реально ли создать сырьевую базу с нуля? Если да, то на основе каких технологий?

— Программа находится в финальной стадии и в ближайшее время должна быть утверждена. Со своей стороны я вхожу в рабочую комиссию, мы активно поддерживаем идею разработки мер поддержки не только производства конечного парфюмерно-косметической продукта, но и создания условий для стимулирования экспорта, производства ингредиентов. Сегодня, если судить по нам и другим предприятиям отрасли, почти 90% ингредиентов импортные. И импортная упаковка тоже занимает большую долю.

Нам нет смысла конкурировать, например, с Индией, Китаем или другими странами мира по производству целого ряда ингредиентов. Но необходимо простимулировать производство объемообразующих ингредиентов. В России достаточно большой интеллектуальный потенциал, и нужно также делать ставку на производство ингредиентов с высокой инновационной составляющей. Это какие-то уникальные вещи, которые мы можем производить у себя и использовать не только для своих нужд, но и экспортировать.

— Что, на ваш взгляд, сдерживает развитие инноваций в российских компаниях?

— В России очень большое количество нереализованных идей еще советского периода. Зубная паста R.O.C.S., например, — это тоже частично идеи ученых того времени. Но у нас пока нет индустрии R&D, которая бы консолидировала разработки и доводила их до определенной финальной стадии с грамотным выходом в виде продажи инновации с выгодой для всех участников.

У многих ученых-новаторов, как правило, недостаточно собственных средств, чтобы распространить патентную защиту своего продукта на другие страны мира.

Распространить права на свой патент на весь мир можно в течение одного года с момента получения приоритета. Если этого не сделать вовремя, разработки становятся достоянием любых производителей в любой точке мира. Очень много патентов в России теряют коммерческий потенциал именно из-за этого.

Кроме того, налогообложение в интеллектуальной сфере в нашей стране не способствует развитию коммерческого оборота результатов интеллектуальной деятельности и совершения сделок в российской юрисдикции. Это связано с тем, что действующие налоговые льготы имеют точечный характер и в целом малоэффективны. В то же время в ряде стран Европы, в США и Китае действуют специальные налоговые режимы, которые снижают обычную ставку налога на прибыль для доходов от оборота интеллектуальной собственности в два раза и более.

Там понимают особенность — длинный цикл таких проектов. Именно поэтому права на перспективные патенты и разработки регистрируются не в России, а на территории других стран. Решать данную проблему необходимо комплексным введением специального режима налогообложения с учетом лучших международных практик.

Это не приведет к выпадению доходов российского бюджета, так как этих доходов сегодня просто нет.

В марте этого года на встрече с президентом я поднимала вопрос субсидированной поддержки со стороны государства патентования разработок за рубежом в адрес производителей и создания конкурентоспособного режима налогообложения в сфере интеллектуальной собственности. Предложения переданы в аппарат президента, надеемся, что они получат развитие.

— Какие планы у вас по развитию экспорта?

— Наша продукция сегодня продается в 50 стран мира. В целом ряде стран у нас открыты собственные офисы и компании. Мы стали серьезно заниматься экспортом средств гигиены полости рта в первые два года с момента основания компании. Экспорт растет хорошими темпами. В первом квартале текущего года доля экспорта в обороте компании составила 16%. Это одно из основных направлений нашей деятельности.

Сейчас идут запросы из разных стран мира на нашу косметическую продукцию, и это следующий шаг, который мы будем делать. 

×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.