Копии в цене
Материалы выпуска
Копии в цене Рынок «Цель — предложить рынку всю линейку реагентов для генетического анализа» Инструменты Технологии в ударных дозах Инструменты «Снижение кардиоваскулярных заболеваний может увеличить ВВП на 1%» Инструменты Телеком отправился лечить Инновации «В России много нереализованных идей еще советского периода» Решения
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Копии в цене
Фармрынок начал восстанавливаться после падения покупательной способности россиян. Наибольший рост демонстрируют продажи дженериков.
Фото: Alamy/Legion-Media

В 2017 году жители России потратили на лекарства больше, чем годом ранее. Общий объем фармацевтического рынка страны составил 1629 млрд руб., что на 8% больше, чем в 2016-м, — такие данные приводятся в годовом отчете DSM Group. Объемы продаж лекарств в натуральном выражении выросли на 6% и составили 6,3 млрд упаковок. По оценке Alpharm Research & Marketing, объем российского рынка в упаковках достигает 8 млрд с учетом продажи биологически активных добавок и так называемого дополнительного ассортимента аптек.

Прирост рынка в натуральном выражении — положительная тенденция, которая свидетельствует об улучшении покупательной способности, отмечают авторы доклада DSM Group: «Фактор роста цен в увеличении объема рынка практически отсутствует. На первый план вышло повышение фактического потребления лекарственных средств, то есть рост в упаковках».

Напомним, что два года назад основным драйвером роста фармрынка в денежном выражении была инфляция. По данным британской Deloitte, объем рынка в 2016 году увеличился на 6,7% в рублях, при этом в натуральном выражении он оставался на уровне 2015-го, а в долларовом эквиваленте и вовсе сократился на 3%.

Однако и в прошлом году речь буквально шла о «выживании его участников в посткризисных условиях». И среди дистрибьюторов и аптечных сетей не обошлось без потерь.

В частности, за последние несколько лет из рейтинга фармацевтических оптовиков и с рынка ушли три заметных игрока: «Империя-Фарма», «Ориола», Alliance Healthcare. В 2017 году с финансовыми трудностями столкнулась компания РОСТА, занимавшая четвертое место по итогам 2016-го.

По сравнению с 2015 годом, когда наблюдалось мощное сокращение спроса, ситуация улучшилась, говорит директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов: «Спрос стабилизировался, более того, на рынке уже можно фиксировать первые признаки переключения спроса на более дорогие препараты». Однако, по его словам, динамика пока скромная: «Значимого роста благосостояния населения в 2017 году не было, соответственно, никаких предпосылок для серьезного улучшения спроса тоже нет».

Не экономят на здоровье

На фоне снижения инфляции потребители продолжили переход на дорогие лекарственные средства — от 500 руб. и выше, отмечают в DSM Group: лекарства этого сегмента стали стоить на 0,2% больше, продажи таких препаратов увеличились на 12% в стоимостном выражении и на 13,4% — в упаковках. Их доля в общем объеме продаж составляет менее 8%, а по выручке достигла почти 40%.

Объем продаж остальных ценовых сегментов рос более низкими темпами, в пределах 3–4%. Большая часть рынка в стоимостном выражении по-прежнему принадлежит лекарствам от 150 до 500 руб. (44%), в упаковках их доля на рынке составляет 29%.

«Смещение спроса в сторону более дорогих препаратов происходит за счет уменьшения потребления дешевых препаратов, а не за счет роста цен», — отмечают в DSM Group.

При этом и рядовые пациенты, и государство все чаще предпочитают оригинальным препаратам дженерики, все-таки более доступные по цене. Среднюю стоимость упаковки оригинального препарата в прошлом году эксперты оценивали в 646 руб. (плюс 3,5% к показателю 2016-го), дженерика — 141 руб. (плюс 4% к показателю 2016 года).

В прошлом году доля оригинальных препаратов составила 36% от общего объема рынка в стоимостном выражении и 12% в натуральном, что меньше, чем в 2016-м. В рознице было продано на 6,9% больше упаковок брендированных дженериков, а небрендированных — только на 0,7% (в стоимостном выражении это 1 и 3% соответственно).

В аптечных продажах в 2017 году на дженерики пришлось 86,2% проданных упаковок, или 65,4% в денежном выражении. В деньгах розничный рынок дженериков достиг 615,3 млрд руб., что на 8,3% больше, чем в 2016 году. Чаще всего посетители аптек покупали препараты для улучшения обмена веществ, лечения заболеваний пищеварительной, нервной и сердечно-сосудистой систем. В сегменте гормональных препаратов для систематического приема оригинальных лекарств практически не осталось: 99,7% гормонов (за исключением половых)  — это дженерики.

В отличие от самих пациентов, выбирающих для себя брендированные дженерики, на бюджетные средства все чаще покупают препараты подешевле, маркированные исключительно международными непатентованными наименованиями (МНН).

Соотношение оригинальных препаратов и дженериков в госзакупках — 55 к 45%, отмечает генеральный директор Alpharm Research & Marketing Татьяна Литвинова. Оригинальные препараты, срок патента которых еще не истек, чаще всего относятся к более инновационным. Например, противоопухолевые лекарства последних поколений обладают доказанной эффективностью, повышают качество и продолжительность жизни больных, отмечают в DSM Group. Препараты этой группы остаются самой финансируемой статьей программы льготного лекарственного обеспечения (ЛЛО): в 2017 году на их закупку было потрачено около 47,7% общего объема государственного финансирования. Средневзвешенная цена за упаковку такого препарата — около 11 305 руб. Затраты на закупку данных средств в сравнении с 2016 годом увеличились в рублях на 3,2%. В упаковках закупки выросли на 23,1%.

Замещения не произошло

Большинство препаратов на нашем рынке — по-прежнему импортного происхождения, их стоимость зависит от курса валют, что делает их менее доступными. Средняя розничная цена упаковки импортного лекарства, по данным DSM Group, в 2017 году на коммерческом рынке составила 319 руб. (плюс 3,4% к уровню 2016 года), что более чем втрое дороже аналогичного отечественного препарата.

В абсолютных цифрах лекарства иностранного происхождения по-прежнему занимают большую часть рынка — на них приходится 70% рынка в денежном выражении и 38% упаковок, по данным DSM Group.

Увеличился импорт готовых лекарственных форм, отмечают в аналитической компании RNC Pharma: в 2017 году их поставки выросли на 9,2%, в результате чего общий объем импорта лекарств достиг 472,2 млрд руб.

Активность импортозамещающих процессов серьезно замедлилась, отмечает Николай Беспалов: стабилизировались цены на иностранную продукцию, и сильные маркетинговые стратегии позволяют иностранным производителям поддерживать спрос. По его данным, по итогам прошлого года доля отечественных лекарств на рынке в целом составляла 30,8% в денежном выражении, это всего на 0,3% больше, чем годом ранее.

В России в прошлом году было произведено порядка 4,5 млрд упаковок лекарственных препаратов, что всего на 0,7% больше, чем в 2016-м. Рублевая динамика за этот период выглядит внушительнее (плюс 6,1%), но все-таки не идет в сравнение с теми темпами развития, которые российский фармпром демонстрировал в 2015–2016 годах, отмечает Николай Беспалов. По данным RNC Pharma, отечественные фармкомпании выпустили в обращение препаратов на общую сумму 333,6 млрд руб. (в ценах отгрузки, с учетом НДС).

Отечественная фарма увеличивает свое присутствие на рынке медленно. Доля дженериковых препаратов отечественного производства, купленных в аптеках в 2017 году, говорит генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк, выросла на 0,8% и составила 36,5%. Он считает это позитивной тенденцией.

Драйвер — госзакупки

«Импортозамещение в большей мере работает в сегменте госзакупок — плюс 2% к доле 2016 года. В коммерческом сегменте доля отечественных препаратов растет более медленными темпами — плюс 0,5%», — отмечают в DSM Group.

В программе ЛЛО по высокозатратным нозологиям доля отечественных препаратов в натуральном объеме выросла на 3,4% относительно 2016 года и составила 28,7%. В денежном выражении — на 1,3%, до 37,5%. В программе ОНЛС (обеспечение необходимыми лекарственными средствами) доля препаратов российского производства составила 23,2% в деньгах (плюс 0,9% к уровню 2016 года) и около 47,9% в упаковках (плюс 3%).

Но для дальнейшего роста российским производителям понадобятся новые стимулы. В этом году должна быть принята новая госпрограмма «Фарма 2030», ее основная цель — поддержать отечественные фармпроизводства полного цикла (производящие не только готовые лекарства, но и фармацевтические субстанции). Такие поставщики могут получить до 25% ценовой преференции при государственных закупках.

Объем госзакупок в 2017 году составил 340 млрд руб., то есть 65–70% рынка. Включая льготное лекарственное обеспечение федерального и региональных бюджетов (13,2% — Alpharm Research & Marketing; 18% — RNC Pharma), закупки медикаментов для лечебных учреждений (11,3% — Alpharm Research & Marketing; 17% — RNC Pharma) и целевые программы (4,7% — Alpharm Research & Marketing).

Если же говорить отдельно о закупках лекарств для нужд лечебных учреждений, то в 2017 году на них было потрачено на 17% больше, чем годом раньше (259,9 млрд руб.), что никак не сказалось на объеме поставок в натуральном выражении — было закуплено 1038 млн упаковок, примерно столько же, что и в 2016-м. Стагнация здесь обусловлена тотальной реструктуризацией учреждений здравоохранения по всей стране, которая привела к закрытию многих больниц и фельдшерских пунктов.