«Набирает популярность экономически перспективная Азия»
Материалы выпуска
Окно в мир Рынок «Набирает популярность экономически перспективная Азия» Решения Топ-6 стран для обучения за рубежом Экспертиза «В зарубежные вузы целенаправленно поступает примерно половина выпуска» Решения Каникулы с пользой Экспертиза «Задайте создать видео на английском, а не вырывайте из рук телефон» Рынок Образование для будущего Решения «Образовательные программы меняются со скоростью ИТ — на 30–50% в год» Инновации Без языка как без рук Инструменты «Спортсмен — это уже наполовину готовый выпускник» Решения Домашний вариант Экспертиза
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
«Набирает популярность экономически перспективная Азия»
Какие направления обучения за рубежом предпочитают российские абитуриенты и почему, РБК+ рассказала генеральный директор Begin Group Ольга Гозман.
Фото: Пресс-служба

— Что мотивирует российских абитуриентов уезжать учиться за границу, эти мотивы как-то изменились?

— Мотивов много, и они очень разные. В первую очередь это, конечно, желание получить качественное образование и диплом, который признается во многих странах мира и в дальнейшем открывает карьерные перспективы в международных компаниях. Не менее привлекательна возможность приобрести принципиально новый социальный опыт, погрузиться в другую культуру и выучить один или даже несколько иностранных языков. Кроме того, обучение за рубежом дает возможность в будущем эмигрировать в ту или иную страну.

Изменились не мотивы, а приоритетные направления. Например, в США и Великобританию в последнее время едут немного меньше — обучение в этих странах достаточно дорогое, и не все могут себе его позволить. Играют роль напряженные отношения между нашими странами. Многие чиновники и госслужащие боятся отправлять своих детей в американские или британские университеты — опасаются, что это негативно отразится на их карьере.

Кроме того, в Великобритании изменилось иммиграционное законодательство, остаться там после обучения теперь практически невозможно. Поэтому желающие обучаться за рубежом все чаще делают выбор в сторону более бюджетных вариантов — Германия, Чехия и другие европейские страны. Набирает популярность и экономически перспективная Азия — Китай, Южная Корея, а также такие экзотические направления, как Филиппины, Малайзия.

— Могут ли восточные страны конкурировать с европейскими по качеству образования в вузах?

— В любой стране, будь то Китай или Франция, есть университеты разного уровня. Максимальное количество ведущих вузов — 40 из топ-100, по данным английского Times Higher Education, находятся в США.

Но и в Азии есть сильные университеты, которые ничем не уступают американским и европейским. Многие вузы Китая, Южной Кореи и Сингапура предлагают образование очень высокого качества. National University of Singapore, например, занимает 22-е место в топ-100.

— Какие образовательные программы наиболее востребованы и почему?

— Наиболее востребованы программы магистратуры. Поступить на них значительно проще, чем на программы бакалавриата, особенно если успеть съездить на стажировку или провести семестр по обмену в зарубежном университете. Кроме того, это дешевле, так как обучение длится год или два в зависимости от программы.

Направления абитуриенты выбирают самые разные. Одни обучаются на ИТ и медицинских специальностях. Другим более интересны маркетинг и творческие специальности, например дизайн.

Если выбранная программа или университет не нравятся, можно перевестись на другую специальность или в другой вуз. Болонское соглашение сделало этот процесс внутри Европы довольно простым — полученные учебные единицы, так называемые кредиты, можно перезачесть на другой программе или в другом университете. При хорошей успеваемости можно с платной программы уйти на бесплатную.

Краткосрочные курсы повышения квалификации пользуются значительно меньшей популярностью, так как не дают преимуществ при устройстве на работу и не оказывают существенного влияния на уровень заработной платы. Языковые летние программы — тоже скорее полезное и интересное времяпрепровождение, чем реальная учеба. По-настоящему выучить язык в такие сжатые сроки маловероятно. Однако это возможность развить свои социальные и коммуникативные навыки, что особенно актуально для детей.

— Чем зарубежные вузы не устраивает уровень подготовки абитуриентов из России?

— Вопреки устоявшемуся мнению уровень среднего образования в России значительно ниже, чем за рубежом. Поэтому поступление в зарубежный вуз, даже не входящий в топ-100, для российского школьника задача непростая — готовиться придется очень много.

Кроме того, проблемы с учебой часто возникают из-за недостаточного знания языка. Если чешский, например, житель России легко выучит за год, немецкий выучить сложнее, но тоже можно, то китайский потребует уже значительно больших усилий.

— Как выбирать университет?

— Вы выбираете не только университет, но и государство, в котором вы будете жить несколько лет, а возможно, и всю жизнь. Поэтому разумнее сначала определиться со страной, в которой вам комфортно. Тут может быть множество факторов — от близости культуры до климата.

Следующий шаг — это непосредственно выбор университета. Если вы не нацелены на конкретную программу, лучше всего обратиться к рейтингам ведущих университетов мира Times Higher Education и Financial Times. Лучше выбрать несколько подходящих вариантов и постараться лично пообщаться с кураторами международного направления — обратиться в приемную комиссию или посетить образовательную выставку, в которой университет принимает участие.

— Как зарубежное образование отражается на карьере? Работодатели тоже ориентируются на топ-100 вузов?

— Диплом зарубежного вуза позволяет начинать карьеру с более высоких позиций, быстрее продвигаться по карьерной лестнице и больше зарабатывать. В развитых компаниях хедхантеры, конечно, ориентируются на рейтинги вузов и придают значение качеству образования претендента на ту или иную позицию. В случае, когда работодателю не вполне понятна разница между дипломом ведущего и рядового университета, стоит задуматься, хотите ли вы работать в такой компании.

— Каковы, на ваш взгляд, тенденции развития зарубежного образования?

— Образование за рубежом по-прежнему воспринимается как престижное и качественное. Российские абитуриенты будут и дальше уезжать, потому что это дает очень много возможностей — личностное развитие, карьерные перспективы, эмиграция и другие. Даже сложная экономическая ситуация не оказала принципиального влияния на число желающих учиться в зарубежных университетах.

География обучения за рубежом будет зависеть от финансовых возможностей россиян и политической ситуации в мире.

— Дистанционное образование сможет заменить очное обучение в вузах, сделает образование более доступным?

— Помните, в фильме «Москва слезам не верит» главная героиня знакомится с отцом своего ребенка и тот говорит, что скоро не будет ни кино, ни театра, останется только телевидение? А через 20 лет, когда он повторяет ту же самую фразу своей дочери, она отвечает, что кино и театр не исчезнут из-за появления телевидения, поскольку это совсем разные жанры. То же самое и с образовательными технологиями — новые возможности появляются постоянно и очень всех увлекают, однако старые при этом никуда не исчезают. Дистанционное обучение — это удобно, современно, эффективно, но все-таки сравнить это с очным обучением сложно. Ценны не только знания, которые студенты получают из книг, но и в ходе живого общения с преподавателями и однокурсниками, совместной проектной работы: постановки, обсуждения проблем и задач и поиска их решения. Поэтому дистанционные формы могут гармонично дополнить традиционные формы, но ни в коем случае не заменить.