«В зарубежные вузы целенаправленно поступает примерно половина выпуска»
Материалы выпуска
Окно в мир Рынок «Набирает популярность экономически перспективная Азия» Решения Топ-6 стран для обучения за рубежом Экспертиза «В зарубежные вузы целенаправленно поступает примерно половина выпуска» Решения Каникулы с пользой Экспертиза «Задайте создать видео на английском, а не вырывайте из рук телефон» Рынок Образование для будущего Решения «Образовательные программы меняются со скоростью ИТ — на 30–50% в год» Инновации Без языка как без рук Инструменты «Спортсмен — это уже наполовину готовый выпускник» Решения Домашний вариант Экспертиза
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
«В зарубежные вузы целенаправленно поступает примерно половина выпуска»
О преимуществах и особенностях школьного обучения за границей РБК+ рассказала глава представительства школы-пансиона Malta Crown Анжела Кореневская
Фото: Пресс-служба

— Насколько сейчас популярно детское образование за рубежом, изменился ли спрос на него за последние пять—десять лет?

— Бум на зарубежное образование пришелся на начало 2000-х, хотя сама идея обучения детей в школах-пансионатах на территории Европы и США возникла в конце 1990-х годов. Тогда, с одной стороны, в стране был кризис с образованием, были сложности с финансированием школ. С другой — стало появляться много авторских непроверенных программ, которые не давали результата.

Естественные провалы спроса на обучение за границей начались с кризиса 2006–2008 годов. Тогда, например, менее популярна стала Англия, средний класс не мог себе позволить отправить туда детей из-за курса валют, были сложности с визами. Окрепла и система образования в России.

Образование за рубежом — долгосрочный проект. И когда у родителя пропадает гарантия финансовой стабильности на длительный период, рынок сжимается. Кто-то из родителей на время финансовой нестабильности переходит на краткосрочные программы, детей в школу привозят на время каникул для поддержания языка.

Прошлый год был тоже финансово сложным. Но с этого года, уже с летнего сезона мы чувствуем новый прилив интереса и серьезный приток клиентов.

Пансион — это в принципе специфическая вещь, родитель должен быть готов отпустить ребенка, и ребенок должен быть к этому готов. Поэтому, если на академический год в пансион мы принимаем 60 человек, за летний период у нас проходят 300–350 детей.

— Как пришло понимание необходимости обучения детей именно в школах-пансионах и с какими особенностями связано такое обучение?

— После российской школы поступить в зарубежный вуз сложно просто потому, что ребенок не говорит на английском. Он его знает, но язык у него в пассиве, он на нем не говорит. Российские школьники, как правило, имеют более глубокие знания в науках, но не владеют научной английской лексикой, необходимой для продолжения образования за границей. Высок риск, что в зарубежном колледже или университете ребенок просто окажется неуспешен.

Поэтому естественным желанием родителей, которые заинтересованы в возможности ребенка получать высшее образование за рубежом, стало отправлять детей после 6–7-го классов, когда ребенок более-менее повзрослел и обрел навыки самоорганизации, в школы Швейцарии, Англии, Америки и других стран, где пансионная практика — это традиция.

Однако такое образование сопряжено с рядом особенностей: оно требует стабильных финансовых условий, решения вопросов визового характера, и наконец, это совершенно другая система обучения. В России родитель обязан обеспечить ребенку условия для получения аттестата о среднем образовании. А после иностранных пансионов сдать ОГЭ и ЕГЭ невозможно, нужны дополнительные репетиторы, встает вопрос о возвращении в страну.

Это стало стимулом для создания специализированных российских школ-пансионов за рубежом, где ребенок получает и российское обучение, и 26–30 часов в неделю английского языка с носителем, а также комплекс всех необходимых и соответствующих интересам ребенка дополнительных занятий: спорт, творческие кружки, проектная деятельность. Такая форма пансиона закрывает все потребности родителей.

— Вы готовите детей к поступлению и в зарубежные, и в российские вузы? Каким образом разные учебные программы интегрированы в общий образовательный процесс?

— Фактически у нас три программы обучения — классическая российская, General English, который позволяет сдать IELTS или TOEFL для поступления в иностранный вуз, и интегрированный кластер предметов научного цикла на английском языке.

В первой половине дня дети обучаются по российской программе, которая включает весь набор предметов, необходимых для дальнейшей аттестации в 9-м и 11-м классах. После двухчасового отдыха, который может включать также творческие и спортивные кружки, приходит другой штат педагогов — это носители языка, они дают General English. Предметы программы Science — физика, химия, география и биология параллельно ведутся на английском языке. Они были выбраны для развития английской лексики и для ведения проектной деятельности, навыки которой являются нормой для выпускников зарубежных школ.

— Насыщенная программа, чужая страна, как проходит адаптация и все ли к этому готовы?

— На Мальте не только англоязычная среда, но и прекрасный климат, здесь всегда солнечно, что способствует адаптации. Кроме того, это абсолютно безопасная страна даже в отличие от Центральной Европы, что снимает беспокойство родителей.

Дальше встает вопрос психологической готовности ребенка. Чтобы это понять, многие отправляют детей сначала в летний лагерь.

Кроме того, на начальном этапе обучения в пансионе родитель может финансировать только первую четверть. За этот период ребенок понимает, комфортно ли ему. Семья обязательно приезжает в школу, мы предоставляем неделю бесплатного проживания в апартаментах рядом со школой. Родители посещают уроки, смотрят, чем живет школа, и могут почувствовать атмосферу. Ситуация «нет, мы немножко повзрослеем и приедем к вам на следующий год» тоже случается.

— Образование за границей привязано к курсу валют, какие меры предпринимают школы, чтобы сохранить российскую аудиторию?

— Родители, как правило, просчитывают свои затраты сразу на десять лет вперед. И мы стараемся сохранить для клиента ту стоимость, с которой он пришел. Для постоянных долгосрочных клиентов курс валюты фиксируется ниже, чем, допустим, он может вырасти при корректировке. И земля, и здания школы находятся в собственности школы — мы не зависим, например, от арендных платежей. Возможность варьировать стоимость для клиентов, не увеличивая ее капитально при скачке курса валют, есть.

Система оплаты достаточно гибкая: есть возможность оплаты по четвертям, по полугодиям, по месяцам. Существует система скидок при оплате вперед за год обучения и более.

Но общая тенденция такова, что с учетом инфляции ежегодно стоимость обучения растет примерно на 7–10%. Расходы школы — это в том числе налоги и заработная плата, которая должна индексироваться, и закупки пансиона начиная от продуктов до электричества.

С учетом полного пансиона с шестиразовым питанием, двухместным проживанием и персональным тьюторством стоимость обучения на Мальте сегодня сопоставима с обучением в частном пансионе в России, которое составляет от 80 тыс. до 150 тыс. руб. в месяц.

— Какой процент учеников продолжает обучение за границей?

— В начале 2000-х годов большинство наших выпускников предпочитали дальше учиться за границей, очень популярна была Англия, Кембридж. В 2007–2008 годах страна совершенно закрылась, очень сложно стало после университета продлить визу и получить рабочее разрешение. И выпускники с дорогим английским образованием были вынуждены возвращаться в Россию, где устройство на работу, соответствующую образованию, проблематично. Поэтому предпочтение стали отдавать в том числе российским вузам. В зарубежные вузы сейчас целенаправленно поступает примерно половина выпуска. Стратегия на обучение и по российским, и по зарубежным стандартам образования оправдывает себя.