«В химпроме строят стратегии на 50 лет»
Материалы выпуска
Доверие 2.0 Инструменты Кто пойдет несырьевым путем Рынок Налог не с тонны, а с дохода Решения «В химпроме строят стратегии на 50 лет» Экспертиза Нефтяники идут на Север Инновации «Геологоразведка — это ресурс прорывного роста экономики России» Решения Ядерные темпы Инновации Удобрения подкормят экспорт Решения Энергия под прессом Рынок «Во многих сегментах видна перспектива роста на годы вперед» Рынок Здравоохранение подключает пациентов Инновации «Регион может реализовывать инвестпроекты любой сложности» Инновации Защитный рефлекс Инструменты Лизинг идет в здравоохранение Решения Ферма переходит на «цифру» Инновации Четыре драйвера авторынка Рынок «Будущее уже здесь» Инновации Капитал в лицах Рынок Шестилетка для малого бизнеса Решения Умная ипотека Инновации
Экспертиза
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
«В химпроме строят стратегии на 50 лет»
О вызовах, на которые отвечает химическая промышленность, РБК+ рассказала директор по стратегическому развитию BASF в России и СНГ Ольга Перловская.
Фото: Алена Кондюрина для РБК

— Химпром — одна из отраслей, в которых происходят наиболее заметные технологические изменения. В каких направлениях ожидаются прорывы, как меняются стратегии химических компаний?

— Для всего человечества главный вызов в том, что к 2050 году население нашей планеты достигнет 9 млрд человек. Ожидания в отношении уровня жизни при этом растут, а ресурсы Земли истощаются. За последние лет сорок мы стали использовать в полтора раза больше ресурсов, чем раньше. Глобальная задача — повышать качество жизни, экономнее используя ресурсы. По большому счету все новые тренды, все инновации в химической промышленности так или иначе связаны с экономией ресурсов и повышением эффективности.

— Каким образом химические технологии экономят ресурсы и дают блага?

— Таких примеров масса. Например, 3D-печать позволяет не производить лишнего и предполагает применение новых долговечных материалов. Компания BASF сильна в разработке инновационных полимеров, одно из направлений, которое мы активно разрабатываем, — это как раз композиционные материалы, которые позволят применять 3D-печать в большой промышленности.

Другая область, в которую компания инвестирует значительные средства, — сырье для удобрений и средства защиты растений: все, что позволяет получать с гектара больше продукции и улучшить ее качество. На российский рынок мы ежегодно выпускаем несколько инновационных продуктов для сельского хозяйства.

— Как изобретение новых химикатов для повышения урожайности соотносится с принципами «зеленой» химии?

— У понятия «зеленая» химия» много прочтений. На мой взгляд, наиболее правильное — это как раз экономия и эффективное использование ресурсов, известная концепция устойчивого развития. Она предполагает производство с оглядкой на все возможные последствия для человека и окружающей среды.

Порой использование, казалось бы, возобновляемых и природных ресурсов вроде пальмового масла может серьезно вредить экосистеме. Если под земледелие с низким уровнем технологий использовать огромные площади, отобрав их у природы, как это делается в ряде стран Юго-Восточной Азии, то это наносит больший урон, чем небольшое эффективное сельхозпроизводство. Вообще, устойчивое развитие — уже не предмет свободного выбора, мы просто не можем иначе. Не надо думать, что эти тренды до России пока не дошли. Наша химическая промышленность заинтересована в конкурентоспособности на мировом рынке, а для того очень важно следовать принципам устойчивости. На государственном уровне разрабатывается технический регламент для химической промышленности, который должен учесть социальные, экономические и экологические факторы.

— У химического концерна, работающего в сегменте b2b, много контрагентов в разных отраслях экономики. Как вам кажется, где в России стагнация, а где точки роста?

— В целом химическая отрасль растет быстрее ВВП. Мы смотрим прогнозы развития тех или иных отраслей, но также работаем в «полях» и видим, что происходит у наших заказчиков. Интенсивно развивается сельское хозяйство. Инвестиции в нефтегазовой отрасли, нефтепереработке также не снижаются. Стратегическими направлениями в русле импортозамещения становятся пищевая и фармацевтическая промышленности. Во всех этих отраслях BASF традиционно силен.

Активно развивается и наше направление строительной химии. Мы — крупнейший поставщик материалов для строительства подземных сооружений, а метрополитен строят сейчас как никогда активно. Наши решения применяются при строительстве взлетно-посадочных полос аэропортов, например Домодедово, и при строительстве дорог, например Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге. При возведении вантового моста на остров Русский технологии BASF позволили закачать бетон на феноменальную высоту, избежав его преждевременного затвердевания.

Мы видим перспективы и в стагнирующих отраслях. Например, в строительстве коммерческой недвижимости. Там объем не увеличивается, но растут требования к качеству и энергоэффективности зданий, а значит, растет спрос на наши материалы.

Зачастую нам удается продавать очень дорогие инновационные продукты и в тех случаях, когда заказчики ставят перед собой задачу снижения себестоимости. Химия здесь — очень хороший рецепт.

— Что такое кросс-индустриальный подход, который продвигает BASF?

— Это предмет нашей гордости. Кросс-индустриальный подход востребован в России больше, чем на многих других рынках. Почему? Например, в основе сельского хозяйства в нашей стране — крупные интегрированные агрохолдинги в отличие от Германии или Центральной Европы, где в основном небольшие фермерские хозяйства. Агрохолдинг — это полная цепочка, от поля до прилавка, и мы предлагаем свои решения для каждого из ее сегментов. К примеру, пшеницу выращивают с помощью наших средств защиты растений, урожай обогащают нашими витаминами и готовят корм для сельскохозяйственных животных. Для хранилищ у нас есть полиуретановая теплоизоляция, для полов для забойного цеха, где очень агрессивная среда, — у нас также есть свои решения. На пищевом производстве нужны мойка и дезинфекция — мы мировой лидер в производстве ингредиентов для специальных средств. Мы также предлагаем решения по водоочистке и водоподготовке, что особенно важно для сельского хозяйства. Другой пример — цепочки в нефтехимии или газохимии, от добычи до производства коммерческого топлива или пластиков, требующего особых добавок.

— Это реализация модного тренда — переход от бизнеса продуктов к бизнесу услуг?

— Скорее, к бизнесу, касающемуся комплексной стратегии заказчика. Имея возможность разговаривать с ним по всей цепочке добавленной стоимости, мы являемся для заказчика экспертом в том числе при обсуждении его инвестиционных стратегических проектов.

— BASF с Россией связывает 150-летняя история, которая прерывалась только на периоды исторических катаклизмов. Насколько важен для вас российский рынок, с рынками каких стран его можно сравнить?

— Действительно, в России в XIX веке было открыто первое за пределами Германии производство, которое появилось у BASF, а полностью отношения компании с Россией прерывались только во время Второй мировой войны. Стратегически в многолетней перспективе российский рынок остается очень привлекательным. Ресурсы в стране — на «пятерку». С инфраструктурой — доступом к электроэнергии, логистике — ситуация чуть хуже, но в последние годы она улучшается. Мы, как серьезный инвестор, видим рост поддержки и на региональном уровне.

— Как на вашей стратегии в России отражается непростая международная обстановка?

— В химпроме строят стратегии на 50 лет, и политическая турбулентность, безусловно, какое-то влияние оказывает, и мы его учитываем, но на таком горизонте оно минимально. Главное — большой рынок, природные и трудовые ресурсы. Наши перспективы — в сотрудничестве с российскими компаниями и игроками химической промышленности. Это реализуется в виде наших собственных производств, совместных предприятий или контрактного производства, когда мы приходим на технологическую площадку партнера со своими ноу-хау. В России порядка десяти заводов и технологических площадок с участием BASF. Если говорить о секторе, например, нефтехимии, то здесь ставка — именно на партнерство с ключевыми заказчиками.

— Стараетесь выстраивать связи таким образом, чтобы их было не разорвать?

— Здесь взаимные интересы. Это и выход к глобальному рынку, и использование российских ресурсов. Речь не только о покрытии внутрироссийских потребностей: рассматриваем возможность инвестиций в Россию и для создания экспортных производств.