E-commerce в промышленном масштабе
Материалы выпуска
Город Next Инновации Вертикальный старт Инструменты «Сокращение ставок сделает ценовые войны неэффективными» Рынок Замедление обеднения Экспертиза Легковушки на общей платформе Инструменты Высокий рост с низкой базы Инструменты «Бренд Курильских островов уже сложился» Решения Угольщики на восходящем тренде Рынок Диверсификация как вызов Экспертиза E-commerce в промышленном масштабе Экспертиза «Лет десять назад нас слушали, а последние лет пять нас слышат» Инструменты В борьбе за туриста Инструменты «Для инвестиционного страхования важны макроидеи на долгий срок» Рынок «Университету нужно вобрать в себя функции инкубирования и акселерации» Инструменты
Экспертиза
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
E-commerce в промышленном масштабе
Снижение покупательной способности замедлило развитие интернет-торговли. В ближайшем будущем драйвером рынка может стать b2b-сегмент — онлайн-магазинами уже обзавелись крупные промышленные предприятия.
Фото: Lori

E-commerce остается самым быстро развивающимся рынком в России, показывая рост более 10% в год. По итогам прошлого года динамика рынка составила 13%, в оценках сходятся эксперты Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и Data Insight.

Объем рынка в 2017 году, по данным АКИТ, составил 1,04 трлн руб. По подсчетам Data Insight, продажи материальных товаров в интернете достигли объема 945 млрд руб. и преодолеют планку 1 трлн руб. уже в этом году.

Однако темпы роста e-commerce несколько снизились. В 2016 году рынок рос на 25%, по данным АКИТ. А если говорить о материальных товарах без музыки, ПО и так далее, то, по данным Data Insight, темпы замедлились с 23 до 18% соответственно. Одна из основных причин — снижение покупательной способности россиян. В прошлом году, по данным НИУ ВШЭ, она упала на 9%. Основная доля интернет-продаж приходится на Москву и Санкт-Петербург: более 31 и 11% рынка в денежном выражении соответственно.

База для роста

До сих пор темпы развития рынка электронной коммерции в России опережали мировые. Безусловно, сказывается эффект низкой базы, поясняет директор РАЭК Сергей Плуготаренко: доля онлайн-ретейла в общем объеме розничной торговли в России достаточно низка — около 4%, а в развитых странах — порядка 12%. По его мнению, потенциал для роста для е-commerce сохраняется. Причин несколько: продолжающаяся «мобилизация» населения, рост трансграничной торговли, увеличение числа способов платежа, повышение качества и расширение географии доставки, восстановление покупательной способности населения, развитие маркетплейсов.

Мировой опыт также свидетельствует об опережающем темпе роста онлайн-торговли над офлайн и внушает оптимизм участникам российского интернет-ретейла, отмечает председатель комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты Александр Борисов. Все ведущие розничные сети, по его словам, убедились, что открытие нового магазина не дает автоматического роста продаж в отличие от запуска онлайн-сегмента. Компания «М.Видео», например, уже сейчас называет себя онлайн-компанией, так как 70% ее клиентов начинают покупку с захода на сайт, говорит Александр Борисов.

В первом квартале 2018 года интернет-продажи установили очередной рекорд, показав рост на 82%, заявили РБК+ в «М.Видео». Порядка 20% общих продаж компании в магазинах сети приходится на онлайн, а три из четырех покупателей, сделавших покупку в интернете, предпочитают забрать заказ в магазине.

Драйвер — логистика

За последние несколько лет российским онлайн-ретейлерам удалось оптимизировать доставку товаров, говорит Александр Борисов: «Сроки доставки покупок из интернет-магазинов сократились в два-три раза».

Во-первых, покупатели стали чаще выбирать формат «закажи и забери» — в магазине или пункте выдачи заказов, — когда нет необходимости ждать курьера, рассказывают в «М.Видео». А второй тренд — в логистике доставки интернет-покупок появились крупные частные игроки, которые считают этот рынок перспективным и инвестируют в этот сегмент.

Группа компаний «Деловые линии» в прошлом году объявила о расширении сети малоформатных подразделений — прием и выдача грузов массой до 50 кг — в городах-миллионниках и намерении увеличить долю в сегменте e-commerce. По подсчетам «Коммерсанта», инвестиции в проект могут составить порядка 700 млн руб.

Самая главная проблема интернет-магазинов — это организация качественной доставки заказа до клиента, так называемой последней мили, говорит генеральный директор ГК «Деловые линии» Фарид Мадани. Вопрос, по его словам, решается передачей логистики на аутсорсинг. «Если посчитать, то такой подход даже на небольшом промежутке времени получается выгоднее, нежели содержание собственной курьерской службы. Как минимум за счет расходов на зарплаты сотрудников, ремонт и страховку машин, на хеджирование рисков от поломок на линии», — говорит он.

Сдерживающие запреты

Однако есть несколько проблем, которые делают будущее е-commerce не таким уж безоблачным. Покупатели продолжают аккуратничать в расходах. В 2018 году онлайн-ретейлы столкнулись с отсутствием потребности покупателя совершать покупки онлайн, если это не товар первой необходимости, отмечает партнер Data Insight Федор Вирин.

В интернете как раз продается то, что мы покупаем редко, и очень мало — то, что мы покупаем часто. Потому что это либо сложно (продукты), либо запрещено (алкоголь), говорит он. «Люди вообще не очень часто ходят в магазины, если это не продукты, алкоголь, сигареты, аптеки или детская гигиена», — отмечает Федор Вирин.

Запрет на продажу онлайн отдельных видов товаров — лекарственных средств или алкогольных напитков, например, а также правовые ограничения на онлайн-торговлю ювелирными изделиями сдерживает рынок, отмечает Сергей Плуготаренко.

С ними соглашается и Александр Борисов, называя среди главных проблем еще и нормативно-правовое регулирование интернет-торговли, а также повышение безопасности интернет-платежей.

Искусство продаж

Интернет-ретейл совершенствует работу с покупателями и развивает дополнительные сервисы онлайн-магазинов.

Все больше внимания игроки e-commerce уделяют контенту, говорит руководитель направления электронной торговли Avito Эрик Финнас. По его словам, прежде чем принять решение о покупке, пользователи подробно изучают вопрос. Если онлайн-площадка предоставляет потенциальному покупателю максимум информации, позволяет сравнить предмет покупки по ряду параметров, дает советы и рекомендации и тем самым помогает принять решение, шансы на совершение покупки именно на этом сайте гораздо выше, уверен Эрик Финнас.

Кроме того, продолжается переход в мобильные устройства и активное использование данных пользователей. Приложения в смартфонах экономят время: искать необходимый товар можно без очередей и на ходу. «Сейчас клиент готов покупать, если быстро находит на сайте товар в точности тот, что он хочет. Интернет-магазину в этом помогает big data: анализируя информацию о своих клиентах, их потребностях и интересах, мы понимаем, что необходимо предложить потребителю именно здесь и сейчас», — рассказывает представитель Ozon.ru Дарья Негреско.

В ход идут виртуальные примерочные, другие возможности дополненной реальности и искусственный интеллект. Электронные голосовые помощники, чат-боты на сайтах интернет-магазинов, технологии распознавания лиц и предметов по изображению — все это уже стало реальностью в e-commerce. В ближайшем будущем искусственный интеллект станет одним из основных элементов экосистемы электронной коммерции, уверен Эрик Финнас.

Промышленный масштаб

Новый тренд — выход на рынок интернет-торговли крупных промышленных компаний, которые работают в сфере b2b. В 2017 году интернет-магазин по продаже своей продукции запустила одна из крупнейших в мире сталелитейных и горнодобывающих компаний «Северсталь». По функционалу он похож на традиционный онлайн-магазин. На нем можно заказать сталь, трубы, сортовой прокат и другую продукцию компании, а также отследить ее перемещение по трекинг-номеру. В начале этого года бета-версию собственной онлайн-площадки запустил также Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК).

«Для нас запуск интернет-магазина — это в первую очередь создание еще одного канала взаимодействия наших клиентов с компанией, и число пользователей растет», — рассказали РБК+ в «Северстали». По данным компании, уже сейчас глобальный рынок электронной коммерции b2b больше аналогичного рынка b2c в 2,5 раза.

75% b2b-клиентов предпочитают использовать онлайн-инструменты для работы со своими поставщиками, ссылаются на данные ведущих исследовательских агентств в «Северстали». «Если говорить о стальной отрасли, то в Китае и Индии число онлайн-площадок по торговле только металлопрокатом растет ежегодно», — заключили в горнодобывающей компании.

Привычный рост без сенсаций

Выход в онлайн крупных промышленных компаний добавит рынку оборотов. Без учета b2b-сегмента и нематериальных товаров (приложения, музыка, сервисы и прочее) в этом году рост рынка ожидается на уровне 18%, прогнозируют в Data Insight. В АКИТ оценивают потенциал рынка в 20% и ждут роста до 1,25 трлн руб. (если брать в расчет не только материальные товары). Сергей Плуготаренко из РАЭК ожидает и вовсе 20–25% роста и в 2018-м. В перспективе ближайших пяти лет темпы роста будут сильно зависеть от динамики покупательной способности населения и решения проблем, стоящих перед рынком, заключает он.