В борьбе за туриста
Материалы выпуска
Город Next Инновации Вертикальный старт Инструменты «Сокращение ставок сделает ценовые войны неэффективными» Рынок Замедление обеднения Экспертиза Легковушки на общей платформе Инструменты Высокий рост с низкой базы Инструменты «Бренд Курильских островов уже сложился» Решения Угольщики на восходящем тренде Рынок Диверсификация как вызов Экспертиза E-commerce в промышленном масштабе Экспертиза «Лет десять назад нас слушали, а последние лет пять нас слышат» Инструменты В борьбе за туриста Инструменты «Для инвестиционного страхования важны макроидеи на долгий срок» Рынок «Университету нужно вобрать в себя функции инкубирования и акселерации» Инструменты
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
В борьбе за туриста
Проведение крупных соревнований, таких как чемпионат мира по футболу, может дать толчок развитию въездного туризма в Россию. Сможет ли страна вывести туриндустрию на новый уровень?
Фото: Александр Петросян/КоммерсантЪ

По данным Пограничной службы ФСБ России, в 2017 году въездной иностранный турпоток в Россию составил 3,8 млн человек против 3,3 млн в 2016 году. На первом месте — Китай (1,1 млн туристов), на втором — Германия (408,6 тыс.), на третьем — Южная Корея (236,4 тыс.). Для сравнения: в 2017 году туристический поток в Грузию достиг 7,5 млн человек, а в Иран — около 6 млн человек.

Всемирная туристическая организация сравнивает данные всех государств мира по въездному туризму на основе сведений, предоставленных самими странами. Данные за 2017 год еще не опубликованы, но по итогам 2016-го в пятерку лидеров вошли Франция (82,6 млн туристов), США (75,6 млн), Испания (75,6 млн), Китай (59,3 млн), Италия (52,4 млн). При этом с точки зрения привлеченных от туризма средств абсолютным лидером в мире остаются США ($205,9 млрд в 2016 году), на втором месте — Испания ($60,3 млрд), а на третьем — Таиланд ($49,9 млрд).

В начале мая глава правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил концепцию федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)», на реализацию которой из федерального бюджета будет направлено 69,27 млрд руб. Согласно документу в настоящий момент туризм формирует 3,4% ВВП страны, влияя на 53 смежные отрасли, а создание одного рабочего места в сфере туризма влечет за собой создание до пяти рабочих мест в смежных отраслях. По планам правительства, к 2025 году совокупный туристский поток по России должен увеличиться на 28%, в том числе за счет прироста на 75% въезда граждан из дальнего и ближнего зарубежья.

«Изменение въездного туристического потока важно оценивать не только количественно, но и качественно, то есть не только то, за счет каких туристов была обеспечена определенная загрузка российских гостиниц, но и какой вклад они внесли в экономику страны», — говорит профессор кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта РЭУ им. Г.В. Плеханова Наталия Зайцева. Например, увеличение количества китайских туристов, по ее словам, не обеспечивает большого удельного дохода российским турфирмам, так как китайцы стремятся минимизировать расходы во время любых путешествий и пользуются услугами исключительно китайских турфирм. Более того, в основном китайские туристы посещают Москву и Санкт-Петербург и пока проявляют мало интереса к другим регионам России, хотя определенные сдвиги в этом все же есть, добавляет эксперт.

Кого ждем

Основным условием развития как въездного, так и внутреннего туризма в регионах является наличие заинтересованности и поддержки со стороны региональных администраций, причем не только финансовой, но и административной, говорит Наталия Зайцева. «Второе условие — наличие уникального туристского предложения, составленного с учетом национальных особенностей и других характеристик иностранных туристов. Например, для китайских туристов важны туры по направлению «Красный туризм», — говорит эксперт. Как отмечает профессор кафедры менеджмента и сервиса Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Галина Дехтярь, в рамках так называемых красных маршрутов китайские туристы посещают места, связанные с биографией Владимира Ленина, например Шушенское и Горки.

«Надо также отметить программу China friendly — систему добровольной сертификации гостиниц в соответствии с китайскими стандартами гостеприимства, включая обязательное специальное питание для китайцев», — говорит эксперт. По словам Галины Дехтярь, еще одно перспективное направление — туристы-мусульмане: «У нас достаточное количество туристов из Ирана и других арабских стран, которые приезжают по специальным программам».

Согласно опубликованному в ноябре 2017 года исследованию Masterсard, общие расходы только молодых мусульманских туристов к 2025 году превысят $100 млрд, в то время как весь сегмент халяль-туризма в мире достигнет $300 млрд к 2026 году. При этом Германия, Россия и Индия входят в тройку самых популярных зарубежных туристических рынков для молодых мусульман за пределами Организации исламского сотрудничества. «Программы халяльного туризма и China friendly делают путешествия для иностранных туристов более комфортными», — говорит Галина Дехтярь.

По ее словам, привлечению туристов также способствует разработка новых маршрутов. В частности, города, в которых пройдут матчи чемпионата мира по футболу 2018 года, представят специальные туристические маршруты для болельщиков. «У Министерства культуры есть поручение правительства о формировании новых туристских маршрутов, ориентированных на болельщиков чемпионата мира по футболу. Все, кто разрабатывает новые маршруты, должны понимать, что задача эта очень креативная. Наша цель — сделать так, чтобы, побывав здесь, туристы захотели сюда вернуться», — заявила недавно заместитель министра культуры РФ Алла Манилова. Кроме того, по словам Наталии Зайцевой, особенно активно развивается событийный туризм, позволяющий охватить разные целевые аудитории туристов, например заинтересованных в знакомстве с уникальными национальными особенностями народов России: фестиваль средневекового боя «Великий Болгар» в Татарстане, праздник Ысыах в Якутии и многие другие.

Факторы роста

Чтобы повысить популярность России как турнаправления, привлечь новых туристов и увеличить число повторных поездок в страну, нужен относительно слабый рубль, инвестиции в инфраструктуру и маркетинговая активность, считает аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. «Учитывая проведение чемпионата мира по футболу и текущие макроэкономические тенденции, ожидается дальнейший бурный рост туризма, особенно из соседних стран», — говорит эксперт.

«Следующим по важности фактором является обеспечение конкурентоспособности российского турпродукта на международном рынке, прежде всего за счет оптимального соотношения цены и качества. Девальвацию рубля, следствием чего стало повышение ценовой привлекательности России как туристического региона, следует рассматривать все же как временное явление», — утверждает Наталия Зайцева.

Ключевым фактором для дальнейшего развития туризма Галина Дехтярь называет отмену въездных виз. По ее словам, «безвизовый приезд болельщиков во время чемпионата мира по футболу — это колоссальный плюс, который привлекает туристов и стимулирует их передвижение внутри страны». «Следствием реализации крупномасштабных мероприятий, таких как Олимпиада в Сочи, Универсиада в Казани, чемпионат мира по футболу, стало создание комфортных условий для приема иностранных туристов. Так, практически во всех крупных, и не только, городах России появилась информация для туристов на нескольких языках в метро, на транспорте, на региональных туристских сайтах, широко используются QR-коды, аудиогиды и т.д.», — соглашается Наталия Зайцева. Поэтому, по ее словам, для расширения присутствия России как игрока на мировом туристическом рынке самым важным является расширение ассортимента региональных турпродуктов, в том числе пакетных туров, рассчитанных на самые разные бюджеты и целевые аудитории, а также обеспечение оптимального соотношения цены и качества.

За последние годы отечественная туриндустрия прошла через ряд сложностей, говорит президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин: «Можно назвать кризис 2014 года, когда ряд крупных туроператоров были признаны банкротами, а осенью 2017-го была остановлена чартерная программа «ВИМ-Авиа». По словам эксперта, в этом контексте одной из ключевых задач становится развитие предпринимательства в сфере туризма.