«Управляемые сервисы — единственный путь быстрой цифровизации бизнеса»
Материалы выпуска
Приемы против кибервзлома Экспертиза «Управляемые сервисы — единственный путь быстрой цифровизации бизнеса» Инструменты Пробное распределение Инновации «Полная замена менеджеров алгоритмами — вопрос ближайшего будущего» Инструменты
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
«Управляемые сервисы — единственный путь быстрой цифровизации бизнеса»
О вызовах цифровой трансформации и поддержке, которую оказывают бизнесу ИТ-провайдеры, РБК+ рассказал директор департамента вычислительных систем компании КРОК Валентин Губарев.
Фото: Тимур Иванов для РБК

— В условиях цифровой трансформации какая ИТ-поддержка необходима бизнесу?

— Цель трансформации — кардинальное изменение процессов внутри организации, как взаимодействия с клиентами, так и непосредственно производства.

80% функционала блока ИТ крупной организации — поддержка и модернизация существующих систем, и в лучшем случае 20% ресурсов выделяется на развитие. Выход — аутсорсинг базовых сервисов (управление дата-центрами, вычислительные ресурсы, хранение и защита данных). На рынке достаточно сильных провайдеров, которые оказывают такие услуги профессионально.

Сейчас востребован формат управляемых сервисов, то есть полноценный аутсорсинг. Фактически все, что требуется от клиента, — гибко менять условия договора с поставщиком, так называемый SLA, в зависимости от текущей потребности.

Еще один вызов — способность быстро запустить новые сервисы, необходимые заказчику. Есть целый набор методологий — поиск проблемных областей, клиентоориентированная разработка (CustDev), быстрое тестирование гипотез, создание прототипов и MVP (minimal value product) и гибкие подходы к разработке. Для традиционных ИТ сложно быстро перестроиться. Эту задачу решает, например, формирование совместной кросс-команды с провайдером.

Эксперты заказчика лучше знают свой бизнес и потребности клиентов, а подрядчик — методологию и современные инструменты. По такому принципу рождаются очень интересные модели, новые для рынка. Мы используем такой подход с нашими заказчиками, сейчас тестируем прототипы и MVP.

— Каких эффектов позволяет добиться цифровая трансформация и что их обеспечит?

— Цифровая трансформация приводит к тому, что технологии помогают принимать решения, предсказывать события, умно ранжировать и делать индивидуальное предложение для клиента, радикально снижать издержки.

Например, разработанный нами для газораспределительной компании VR-тренажер для отработки последовательности операций персонала при обслуживании оборудования почти вдвое уменьшил расходы на обучение сотрудников. Использовать это решение можно как в «поле», так и в корпоративном учебном центре.

Успех трансформации обеспечивают принципиально новые подходы и динамичные молодые команды. Сегодня большие компании все чаще сотрудничают с акселераторами, стартапами и нередко покупают целые команды.

От классических ИТ требуется максимальная гибкость и готовность к изменениям. Меняется роль дата-центров как инфраструктуры для запуска цифровых сервисов в масштабах целых отраслей экономики. Современные ЦОД — это интеллектуальные хабы, предоставляющие широкий спектр сервисов для надежного хранения и обработки данных любого объема. В дата-центрах КРОК для этих целей запущены управляемые сервисы аутсорсинга вычислительной инфраструктуры и защиты данных от потери. Производители ИТ-решений тоже перестраиваются. Например, решения Veritas Netbackup сегодня максимально гибко поддерживают любые конфигурации ИТ-инфраструктуры: физические, виртуальные, облачные.

Управляемые сервисы позволяют уйти от большого CAPEX, оплачивая ресурсы только по факту использования. Например, мы создали для компании Avon устойчивую к сбоям инфраструктуру, которая обеспечивает стабильную работу онлайн-магазина, корпоративного портала, системы управления заказами, включая модули отчетности и биллинг представительства компании в России.

— Какие цифровые технологии вы считаете a must-have для трансформирующегося бизнеса?

— Облачные вычисления обязательны для любого бизнеса, осуществляющего цифровую трансформацию. В облаке запускают онлайн-банки и клиентские кол-центры, обрабатывают и анализируют любые объемы данных. Данные — стратегический актив. Получая самую актуальную аналитику данных из единого хранилища, бизнес сокращает time-to-market новых продуктов и может гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Мы, например, объединили пул решений и управляемых услуг КРОК для эффективной работы с данными согласно концепции «умного» хранения данных.

Растущие объемы данных необходимо защищать от киберугроз — соответственно, технологии информационной безопасности тоже в топе.

— Насколько облачный рынок готов к запросам цифровой экономики?

— Российские облачные услуги хорошего качества при более низкой цене, чем у западных аналогов. Провайдеры способны быстро меняться, добавляя необходимые технологии по запросу. Если каких-то сервисов в России пока нет, то, вероятно, заказчики просто не обозначили на них спрос.

Потребности заказчика — драйвер для рынка. Например, молодая команда онлайн-сервисов Туту.ру, с которой мы сотрудничаем, выжимает из любой технологии максимум и не боится экспериментировать. Работа с ними — своего рода тест на прочность, мы постоянно на связи в режиме онлайн, совместно выявляем узкие места, ищем точки для развития. Таких примеров много, и это идет на пользу облачному рынку.

— Как обеспечить непрерывность бизнеса?

— Любой простой чреват не только убытками, но и репутационными рисками, оттоком пользователей, санкциями со стороны регуляторов. При блокировке IP-адресов ряда глобальных провайдеров деградировали отдельные функции сервисов, и использующие их ИТ-приложения компаний начинали работать медленнее. Быстрый накопительный эффект таких рисков требует от бизнеса оперативной адаптации и предотвращения оттока пользователей.

Путей здесь несколько, включая создание резервных площадок в собственном ЦОД, построение резервного ЦОД или резервирование ИТ-инфраструктуры в облаке.

Спрос на услуги по обеспечению непрерывности бизнеса Disaster Recovery (DR) и внедрение Business Continuity Management растут ежегодно. Причем сегодня можно использовать управляемый сервис DR, когда заказчик резервирует облачные ресурсы провайдера, но платит за них только при возникновении сбоя.

Нашим заказчикам в облаке доступны HA/DR-решения как на основе продуктов open source, так и разработки вендоров. Например, для бэкапа данных клиентов мы используем ПО Veritas (технологию резервного копированию NetBackup), которое дублирует данные и защищает их от потери в случае любых сбоев.

— Какие цифровые инициативы вы реализуете?

— Оценив потенциал промышленного применения технологий виртуальной реальности (VR), мы в 2013 году открыли центр компетенций с демоплощадкой и теперь выступаем экспертами в составе первого в России VR-консорциума.

У нас есть несколько инициатив в области блокчейна. Для крупного инвестиционного банка мы разработали систему регистрации и безопасного хранения ключевых событий инвестиционного процесса «Цифровой контракт». Для ряда государственных ведомств создали систему профилей граждан на блокчейне, позволяющую обрабатывать данные, в том числе о приезжающих в страну.

Совместную работу в командах мы отрабатываем в корпоративном акселераторе. Сначала акселерацию прошли внутренние инициативы, на новом этапе планируем привлечь технологические стартапы. Чтобы цифровые решения были наиболее адаптированы для реального корпоративного рынка, их отрабатывают в общих «песочницах».

Например, уже готовы сервисы видеоаналитики для борьбы с кражами в ретейле или решение на базе интернета вещей (IoT) для мониторинга температурных условий и параметров влажности на промышленных объектах. В дата-центрах КРОК такой климат-контроль обеспечил оптимальные условия для стабильной работы вычислительного оборудования и бизнес-приложений заказчиков.