«Мы готовы обеспечить РЖД нужным объемом рельсов»
Материалы выпуска
Как догнать фуры Рынок «Мы готовы обеспечить РЖД нужным объемом рельсов» Решения Контейнер идет на Восток Экспертиза
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска
«Мы готовы обеспечить РЖД нужным объемом рельсов»
РЖД планируют увеличить объем работ по ремонту путей на 20%. Как крупнейший в РФ производитель рельсов собирается удовлетворить растущий спрос, рассказал вице-президент «Евраза» по продажам и логистике Илья Широкоброд.
Фото: Алена Кондюрина для РБК

— РЖД активно занялись ремонтом путей, компания объявила, что в текущем году, в частности, вырастет объем работ на Северной магистрали, Юго-Восточной и Западно-Сибирской железных дорогах. «Евраз» справится с растущим объемом заказов?

— В прошлом году мы увеличили поставки рельсов для РЖД на 6%. Рассчитываем, что в этом году отгрузим еще больше. Если потребность РЖД вырастет, у нас достаточно гибкости и производственных мощностей, чтобы обеспечить отечественные железные дороги необходимым объемом.

— Пятилетний контракт с РЖД — это прежде всего обязательства по объему поставок. Ощущается ли потребность в более широком сотрудничестве?

— Мы совместно работаем по разным направлениям. Одно из важнейших — разработка и освоение новых продуктов. Как известно, в России одна из самых грузонапряженных транспортных систем в мире, по этому показателю мы обгоняем и Китай, и США. В условиях усиленных нагрузок рельс быстрее изнашивается, поэтому коллеги из РЖД поставили перед нами задачу разработать рельс повышенной износостойкости. Недавно в результате нашего сотрудничества было освоено производство нового рельса, предназначенного для особо тяжелых условий эксплуатации — тяжеловесного движения и крутых кривых. Сегодня этот рельс отправлен на сертификацию, и в следующем году мы будем готовы начать его промышленные поставки.

Другое важное направление работы — улучшение клиентского сервиса. Мы постоянно предлагаем нашим партнерам дополнительные услуги, разрабатываем современные ИТ-решения, совершенствуем логистику, чтобы избежать любых сбоев. Так, этой весной совместно со специалистами РЖД мы запустили систему электронного документооборота. Мы полностью заменили бумажные документы на электронные и теперь вместо восьми дней на подготовку пакета бумаг тратим день-два. Система уже действует для поставок всей рельсовой продукции, скоро внедрим ее для колес и бандажей.

— Какие решения вашей компании наиболее соответствуют современным требованиям?

— Например, наш рельс ДТ350 на экспериментальном полигоне в Щербинке уже преодолел планку 1,2 млрд т брутто наработки без отказов из-за качества — такой результат на этом кольце не показывал ни один даже зарубежный рельс. Уверенность в своем продукте уже позволила нам увеличить гарантию на рельсы для РЖД с 320–500 млн т брутто, указанных в ГОСТе (конкретный показатель зависит от радиуса кривых), до беспрецедентных 700 млн т брутто. Повышенная гарантия — это новые обязательства, но и новый знак качества, на который теперь приходится равняться другим производителям.

— Насколько реально поднять планку по гарантиям еще выше?

— Мы видим определенный интерес со стороны РЖД к этой теме и готовы ее обсуждать. Планку в 900 млн т, на наш взгляд, достичь вполне реально. Но мы, как производитель, должны будем взять на себя повышенные риски, которые хотели бы застраховать. Поэтому переход на новые гарантийные условия возможен, если мы вместе с заказчиком найдем сбалансированное решение, которое будет отвечать взаимным интересам. В любом случае это перспективная история, и мы открыты к диалогу.

— «Евраз» — крупный грузоотправитель, при этом несколько лет назад вы отказались от собственного железнодорожного оператора и не раз говорили, что возвращаться к прежней схеме не намерены. Возможны ли инвестиции в подвижной состав?

— Есть некоторые сегменты подвижного состава, которые нам интересны. Мы уже инвестируем в окатышевозы, которые доставляют наше железорудное сырье из Качканара в Нижний Тагил. Так мы повышаем эффективность перевозок и заодно страхуем свои риски от рыночных ограничений. Также мы анализируем возможность инвестиций в инновационные полувагоны для тяжеловесного движения, которые целесообразно использовать для перевозок нашей продукции из Кузбасса в Находку. Один такой тяжеловесный полувагон везет на 5–9 т груза больше, так что эффект вполне ощутим.

— Внутренний спрос на продукцию для железнодорожников «Евраз» удовлетворяет, экспорт растет. Ощущаете ли вы сейчас потребность в новых рынках?

— Мы планируем расширять географию продаж: хотим больше поставлять в Европу, продолжаем развивать отношения с заказчиками в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке. Очень ценно для нас партнерство с клиентами из Индии — это хороший опыт как с точки зрения качества проката (у заказчика были довольно специфические требования к химическому составу стали и качеству), так и по обеспечению логистики. Доставив рельсы, мы консультируем нашего клиента по техническим вопросам и эксплуатации, поддерживаем клиента на протяжении всего процесса эксплуатации нашего рельса.

— Каким образом вы получаете обратную связь от потребителей вашей продукции, среди которых не только РЖД?

— Мы проводим международные конференции, куда привлекаем западных экспертов, изучаем лучший опыт, делимся своими наработками. Регулярно встречаемся с клиентами, обсуждаем ситуацию на рынке, решаем актуальные вопросы. И все чаще обсуждение происходит непосредственно на нашей производственной площадке, только за последний год представительные делегации РЖД дважды посетили рельсовую площадку на нашем Западно-Сибирском металлургическом комбинате. В частности, мы провели презентацию нового рельса для главного инженера РЖД Сергея Кобзева и его коллег.


Ассортиментная пятилетка

В феврале 2018 года вступил в силу долгосрочный договор между «Евразом» и РЖД, который будет действовать пять лет. За этот период «Евраз» поставит РЖД 3,2 млн т продукции на сумму 111,7 млрд руб. В соответствии с договором будут поставляться рельсы всех категорий, востребованных железнодорожной компанией. В том числе продукция особого назначения: для скоростного совмещенного движения, низкотемпературной надежности, повышенной износостойкости, а также остряковые рельсы (используются в стрелочных переводах).