«Барбершоп — оптимальный вариант для старта»
Материалы выпуска
Инвесторы в бюджетном настроении Экспертиза За бренд в ответе: какие риски несут продавцы и покупатели франшиз Решения Прибыль по указке: как с франшизами передается опыт Инструменты «Спортивный паркет — и никакого линолеума» Инструменты «Барбершоп — оптимальный вариант для старта» Инструменты «Формат Coffee to Go сильно забрал рынок у всех остальных» Инструменты «Инвесторы рассматривают прачечные как выгодное и эффективное вложение» Инструменты
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
«Барбершоп — оптимальный вариант для старта»
О том, как его открыть и за какой срок удастся окупить инвестиции, РБК+ рассказал основатель сети Borodach Антон Василенко.
Фото: Алена Кондюрина для РБК

— В чем заключается основное преимущество барбершопов по сравнению с обычными парикмахерскими?

— Изначально самым притягательным и отличительным знаком барбершопа была атмосфера, мужчины хотели иметь место, в котором можно расслабиться, отвлечься от повседневных дел и заодно привести себя в порядок. Барбершопы как раз предлагали атмосферу закрытого мужского клуба, в которую все стремились попасть. Но рынок активно развивается, и сейчас одной атмосферы уже стало недостаточно, появилась потребность в первоклассных мастерах, которые работают исключительно с мужской аудиторией, анатомией головы, следят за последними трендами мужских стрижек, используют исключительно мужскую косметику.

— Что дает франчайзинговая модель на этом рынке?

— Франчайзинговая модель развития в первую очередь дает возможность быстрого масштабирования. За два года наша сеть выросла до 148 барбершопов, из которых семь — собственные. В Москве и Московской области сейчас работает 71 салон, а остальные приходятся на российские регионы и Республику Беларусь. В первый раз мы объявили о продаже своей франшизы 10 мая 2016 года, и с тех пор занимаемся распространением нашего бизнеса по франчайзингу. Сегодня мы входим в топ-3 крупнейших сетей барбершопов в России.

— Как вы находите и отбираете потенциальных франчайзи?

Мы выявили три основные категории наших потенциальных франчайзи.

Первая — молодые люди 22–35 лет, которые хотят открывать атмосферные места — пабы, клубы, лофт-пространства, где все будет сделано на их вкус, места, в которых приятно находиться. Открытие паба или любого другого заведения с лицензиями на алкоголь требует больших вложений и времени, поэтому, оценив свои финансовые и временные возможности, они склоняются в сторону лофтов и барбершопов. Но лофты не настолько прибыльны, как барбершопы, так что выбор становится очевиден.

Вторая — женщины-домохозяйки с образованием в области экономики и финансов. Они очень трепетно относятся к развитию бизнеса и принимают в нем непосредственное участие

И третья категория — уже состоявшиеся предприниматели либо топ-менеджеры крупных компаний. Как правило, у них накоплен большой опыт в управлении бизнесом и имеется стартовый капитал.

Барбершоп — это универсальный вариант: минимальное количество сотрудников, простота в управлении, стабильный доход при небольших первоначальных вложениях, интересная сфера деятельности.

Очень многие загораются идеей открыть свой Borodach, побывав в одном из наших салонов. Также для поиска потенциальных партнеров мы используем различные рекламные каналы: «Яндекс. Директ», Google AdWords, ищем схожую аудиторию в социальных сетях. Кроме того, размещаем свои предложения на франчайзинговых порталах, участвуем в выставках по франчайзингу.

— Сколько стоит франшиза на открытие барбершопа и что входит в пакет франшизы? Какой примерно срок окупаемости инвестиций?

— Франшиза в Москве стоит 380 тыс. руб., в регионах — 290 тыс. руб., а в совсем маленьких городах с населением до 100 тыс. человек –190 тыс. руб. В эту стоимость входит индивидуальный дизайн-проект, смета на ремонт помещения, эксклюзивные условия работы с подрядчиками. В среднем открытие барбершопа обходится в 1,3–1,5 млн руб. Эта сумма включает все затраты. У нас есть собственное производство мебели, своя линия косметики — мы предоставляем нашим франчайзи цены на 20–30% ниже рыночных.

Что касается окупаемости, то это очень сильно зависит от региона, в среднем по стране срок окупаемости нашего барбершопа — около 12 месяцев.

Практика показывает: чем меньше город, тем больше сроки окупаемости. У нас есть барбершоп в городе Волгодонске Ростовской области — это небольшой южный город, там развитие шло медленно, однако наши франчайзи подошли к проекту с большим энтузиазмом, в итоге срок окупаемости составил два года. Есть и очень позитивные примеры — наши салоны в Люберцах и Пушкино окупились чуть больше чем за пять месяцев, буквально пару месяцев назад открыт салон в Обнинске, который пока бь ет все рекорды; прогнозируем что он окупится за четыре месяца.

— Каким образом вы обучаете барберов? Есть какая-то централизованная программа?

Я убежден, что мы совершили прорыв в этом направлении. В нашем головном офисе в подмосковном Королеве работает учебный центр с двумя оборудованными классами для обучения и повышения квалификации барберов. В нем еженедельно проходят курсы как для наших франчайзи, так и для всех желающих. Также учебный центр предоставляет возможность проживания в комфортных условиях ученикам из регионов России.

Перед открытием любой наш франчайзи в Москве и Подмосковье может отправить потенциальных сотрудников на кастинг в учебный центр, где мы проводим аттестации и предоставляем свое экспертное заключение. Если барбершоп расположен в регионе, то за три дня до открытия туда вылетают наши специалисты, на месте проводят кастинги и обучение барберов. Единственное, что оплачивает франчайзи, — стоимость трансфера и проживания нашей команды открытия.

К тому же мы обучаем не только мастеров, но и администраторов и собственников бизнеса. Семинары по продажам, управлению, маркетингу проходят каждые две недели. Также мы проводим разборы бизнес-практик действующих салонов. Главная наша цель — обеспечить партнеров знаниями и навыками для организации прибыльного бизнеса.

— После того как франчайзи открыл свой барбершоп, вы его как-то поддерживаете или контролируете?

— Поддержка и контроль франчайзи — это одно из важнейших направлений работы центрального офиса. После открытия нового барбершопа к франчайзи прикрепляется личный менеджер, который отвечает на все возникающие вопросы, информирует о нововведениях в сети и организует взаимодействие с отделами центрального офиса. Таким образом франчайзи получает доступ к опытным специалистам без дополнительных затрат. У нас в штате есть маркетолог, дизайнеры, SMM-менеджеры, бизнес-аналитики, юристы.

— Насколько важным для развития франчайзинговой сети является размер роялти? За счет чего можно удержать своих партнеров?

— Мы изначально решили, что роялти должно обеспечивать только работу центрального офиса, а наш заработок будет формироваться за счет поставок косметики барбершопам нашей сети — это наш внутренний «биткоин». Мы создали комфортные условия для покупки наших товаров и ограничили размер роялти 12 тыс. руб. в месяц — это минимальная ставка роялти на рынке. Удержать партнеров можно за счет своего уникального торгового предложения: это возможность стать частью бренда с высоким уровнем лояльности клиентов, сильной командой поддержи, с собственными академией барберинга и линией косметических средств.

— Может ли франчайзи отказаться от закупки ваших товаров?

— Мы никому свою косметику не навязываем, но, если франчайзи отказывается от них, значит наш сервис недостаточно комфортен или он нашел где-то продукцию дешевле, а это сделать проблематично. Изначально, когда мы только запускали первые барбершопы, ассортимент мужской косметики на российском рынке был очень скуден, а цена была сильно завышена. Например, литр шампуня American Crew стоил тогда около 1700 руб.

И тогда мы задумались о своем производстве, нашли технологов и лаборатории, а пробную продукцию отдавали тестировать нашим барберам. Они оценивали их по различным параметрам: «консистенция», «запах», «степень фиксации», «удобство использования» и др. Таким образом мы сумели добиться высокого качества по приемлемой цене при низкой себестоимости. В итоге литр шампуня нашего производства стоил 600 руб., то есть почти в три раза дешевле аналогов.

Затем мы создали свою линейку стайлингов для волос и продуктов для бритья. В общей сложности выпустили 12 различных средств для бороды и волос. У нас своя уникальная рецептура, но производим мы продукцию пока по контрактам на двух различных предприятиях в Московской области и Санкт-Петербурге.

По сути, мы параллельно развивали два направления бизнеса: барбершопы и собственное производство косметики для мужчин.