Поле для индустрии
Материалы выпуска
Поле для индустрии Экспертиза «У нас в радиусе 500 км проживают 46 млн человек, это огромный рынок» Инструменты Область взаимодействия Инструменты «Мы поможем «приземлиться» любому инвестору» Инструменты «Привлечь производителей фармсырья в Россию — задача реализуемая» Решения «Борщевой набор — локомотив для агробизнеса» Рынок
Экспертиза
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Поле для индустрии
Выгодное географическое расположение и масштабная производственная база создают основу для создания в Нижегородской области новых высокотехнологичных предприятий.
Фото: Юрий Мартьянов/КоммерсантЪ

Нижегородская область — один из крупных промышленных центров России с диверсифицированной экономикой и обширной научно-технической базой, заложенной еще в советское время. Она стабильно входит в первую десятку регионов по объему промышленного производства, а в пределах Приволжского федерального округа занимает второе место после Татарстана. Здесь не только конгломерат предприятий ГАЗа, благодаря которому на долю региона приходится 75% выпуска российских автобусов и 38% — грузовых автомобилей. В регионе, например, сосредоточено более 18% отечественного производства стальных труб, порядка 47% — ПВХ, 15% — газетной бумаги, 5% — первичной переработки нефти.

Развитие инвестиционного потенциала области стало одним из приоритетов правительства. В стратегии развития региона до 2035 года, представленной новым главой региона и вынесенной на общественное обсуждение, ставится задача сделать область одним из лидеров РФ по инвестиционному климату и условиям для предпринимательства. Также в приоритетах «Стратегии-2035» — повышение качества жизни, экономическая специализация региона и инновационная инфраструктура.

Рассуждая логистически

Производственный потенциал области поддерживает ее выгодное географическое положение: в радиусе 1000 км много развитых и развивающихся густонаселенных регионов (Москва, Татарстан, Санкт-Петербург, Ульяновск, Калуга, Башкирия). Кроме того, Нижегородская область — это крупный транспортный узел, поскольку она расположена на пересечении коридоров Север — Юг и Запад — Восток и на линии второго панъевропейского транспортного коридора Берлин — Екатеринбург. Нижний Новгород включен в проект высокоскоростной магистрали Москва — Казань, что позволит сократить путь из центра Нижнего Новгорода до центра столицы до двух часов.

По словам Ингвара Братсберга, президента бизнес-ассоциации ICANN, объединяющей крупные международные компании, ведущие бизнес на территории области, географический фактор позволяет выстроить эффективную логистическую систему как с точки зрения поставок сырья, так и для межрегионального экспорта готовой продукции.

В сочетании с наличием квалифицированного персонала это определило выбор Нижнего Новгорода крупными международными компаниями как площадки для локализации производства.

Логистическое преимущество исторически способствовало ориентации региона на обрабатывающую промышленность: в 2016 году ее доля в ВРП составила 31%. «Наша область по-настоящему универсальна. Практически все существующие отрасли в ней тем или иным образом представлены», — отмечает глава областного минпрома Максим Черкасов.

Крупнейшие отрасли обрабатывающей промышленности Нижегородской области

Крупнейшие компании, работающие на территории области, — группа ГАЗ, «Росатом», «Сибур», ЛУКОЙЛ, Объединенная судостроительная корпорация и Объединенная металлургическая корпорация, а также целый ряд представительств международных корпораций.

Одной из особенностей Нижегородской области является большое количество браунфилдов — площадок для создания новых заводов с уже созданной инфраструктурой: водой, газом, электричеством, удобными железнодорожными или автомобильными подъездными путями. Браунфилды высвобождаются в результате оптимизации старых советских предприятий: сейчас на разрабатываемой инвестиционной карте области их насчитывается свыше 120, тогда как свободных гринфилдов почти вдвое больше — 261. «Мы сейчас создаем полную базу площадок для размещения, чтобы дать приходящему инвестору все возможности по организации нового производства на существующей охраняемой территории с коммуникациями», — поясняет генеральный директор недавно созданной Корпорации развития Нижегородской области Максим Тевс (см. интервью с ним на с. 85). Преодолению традиционных проблем индустрии должно способствовать осуществление ряда приоритетных проектов, реализовывать которые корпорация будет совместно с инвесторами.

Кластеризация и локализация

Стратегия региона предусматривает, в частности, расширение локализации производств и перенос максимального числа звеньев производственных цепочек на территорию области в рамках существующих и новых кластеров. Сейчас их насчитывается пять: кластеры легкой промышленности, ИТ, индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии, биомедицинский и промышленный.

Совместные проекты, реализуемые в рамках кластера, имеют два значимых преимущества для потенциальных инвесторов. Это наличие подтвержденного спроса со стороны участников кластера на продукцию, сырье, комплектующие и материалы и также снижение издержек со стороны потенциальных инвесторов благодаря возможности получения мер государственной поддержки. «В ближайшее время планируется выявлять проблемы в существующих и потенциальных кооперационных цепочках предприятий, имеющих высокую зависимость от импорта. На основе полученной информации будут разрабатываться инвестиционные карты кластеров, направленные на развитие локализации производства с целью импортозамещения», — рассказал глава АНО «Агентство по развитию кластерной политики и предпринимательства Нижегородской области» Денис Румянцев.

Среди других конкурентоспособных высокотехнологичных направлений, где имеется достаточно компетенций и технологических заделов и квалифицированных кадров для создания кластеров, в Корпорации развития называют тонкий химический синтез, фармацевтику, радиологию, ядерную медицину, машиностроение, ИТ, судостроение и туризм.

Сферами стратегической специализации области должна стать инновационная высокотехнологичная промышленность: атомная, медицинская, химическая, а также инжиниринг и автоматизация производства. Способствовать этому, в частности, должна диверсификация предприятий ОПК. «Нас ждет огромная перспектива диверсификации производства, выпуска гражданской продукции, потому что государство достаточно активно вкладывает в эти предприятия, закупая суперсовременное мировое оборудование. Оно практически ни на одном предприятии на 100% не загружено, а это дает возможность использования этого оборудования для создания новых производств и удовлетворения нужд промышленности», — поясняет Максим Черкасов.

Дополнительный импульс развитию промышленности дали санкции и курс на импортозамещение. Так, в портфеле амбициозных региональных проектов появились пять совместных инициатив участников автопромышленного кластера — они представлены на конкурс Минпромторга. Общая стоимость проектов — почти 5,6 млрд руб., из которых 2 млрд участники рассчитывают получить за счет федеральных субсидий.

На сегодняшний день в области уже есть целый ряд примеров создания эффективных инновационных предприятий. В Кстовском районе создан «РусВинил», совместное производство «Сибура» и европейской группы Solvay. «РусВинил» — один из лидеров российской полимерной отрасли с проектной мощностью 330 тыс. т поливинилхлорида и 225 тыс. т каустической соды в год и единственный производитель эмульсионного ПВХ в России.

Еще один проект с большим потенциалом импортозамещения, к реализации которого уже приступила компания «Русполимет», — строительство агрегатов по производству инструментальных быстрорежущих сталей и изделий из порошков и гранул, востребованных в современной спецэлектрометаллургии, авиа— и ракетостроении, энергетическом и атомном машиностроении, нефтегазовом комплексе.

«Сейчас любой регион бьется за создание внутренних площадок, для того чтобы производство, которое обеспечивает крупное предприятие, размещали здесь. Это создание новых рабочих мест, это и налоговая база, это и возможность дальнейшего развития. Например, мы очень заинтересованы в локализации поставщиков ГАЗа», — говорит Максим Черкасов. По его словам, поставщик, войдя в один из кластеров региона, получает возможность напрямую работать с крупным производителем, выступающим в роли якорного участника, а для региона это означает увеличение объемов производства и совершенствование технологических цепочек.