Решения , Весь мир ,  
0 

Корейский шанс

Фото: Сергей Орлов/РИА Новости
Фото: Сергей Орлов/РИА Новости
В рамках развития экономического сотрудничества Москвы и Сеула могут появиться проекты, где будет участвовать и Пхеньян.

В 2017 году товарооборот между Россией и Южной Кореей увеличился на 27%, до $19,2 млрд, а в январе—апреле текущего года — еще на 6,5%. Такие данные привел президент России Владимир Путин на встрече с главой Республики Корея Мун Чжэ Ином в июне этого года. Сегодня на российском рынке представлено более 150 крупнейших компаний из Южной Кореи, говорилось в ходе встречи, эти компании вкладывают капитал в различные отрасли — промышленность, производство продуктов питания, сельское хозяйство, гостиничный бизнес. Сумма инвестиций корейской стороны в российский рынок на сегодняшний день лишь $1,2 млрд, однако очевидно, что экономическое сотрудничество в начале развития и сейчас появились новые возможности, для того чтобы динамика деловых взаимоотношений пошла вверх. В частности, было принято совместное заявление о создании зоны свободной торговли между нашими странами.

«Приоритетное внимание было уделено энергетике, которая является ключевой сферой двустороннего сотрудничества», — сказал Владимир Путин по итогам встречи. По его словам, обсуждается и возможность участия корейских партнеров в проекте по добыче и сжижению газа «Арктик СПГ-2» — масштабном проекте компании НОВАТЭК.

По итогам встречи стороны подписали меморандум о сотрудничестве в области электроэнергетики, электроснабжения и повышения энергетической эффективности. Подписаны два меморандума — о сотрудничестве стран в области информационно-коммуникационных технологий и о сотрудничестве РЖД с корпорацией «Корейские железные дороги». В железнодорожные проекты вовлечена и Северная Корея, поскольку железнодорожное сообщение должно проходить по ее территории.

Решено также, что Южная Корея примет участие в технологическом обновлении судостроительного завода «Звезда» в Приморском крае. Есть договоренности и о совместных разработках технологий в медицине — в частности, речь шла о совместном строительстве в Москве Центра диагностики и лечения, а также о передвижных медицинских диагностических центрах, оснащенных корейским медицинским оборудованием. Как сообщил по итогам встречи генеральный директор РФПИ Кирилл Дмитриев, один из крупнейших госпиталей Южной Кореи планирует привозить в Россию самые современные технологии лечения онкологических заболеваний. Всего по итогам визита корейского лидера в Россию были подписаны 12 документов.

Поменьше политики

«В 2018 году исполняется десять лет с тех пор, как лидеры двух стран заявили о необходимости вывести двусторонние отношения на уровень стратегического партнерства, — говорит главный научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Светлана Суслина. — Если в области политики это сделать довольно проблематично, поскольку Республика Корея является военно-политическим союзником США, то в экономике есть очевидный нераскрытый потенциал, тем более что Сеул официально не присоединился к антироссийским санкциям Запада».

С тем, что сотрудничество с Южной Кореей имеет для России стратегическое значение, солидарен и заместитель директора ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН академик Василий Михеев. Во-первых, говорит эксперт, оно может стимулировать поток инвестиций и открыть доступ к технологиям, во-вторых, Корея — емкий рынок для российских энергоносителей, наконец, наряду с сотрудничеством с Японией партнерство с Кореей — важный балансир растущему китайскому экономическому присутствию в России и на российском Дальнем Востоке, которое с годами будет только усиливаться.

Важно отметить еще несколько моментов, говорит эксперт. Это безвизовый режим (кроме рабочих виз) в отличие от отношений с Китаем или Японией. Кроме того, есть возможность подключения России и программ развития ЕврАзЭС к новой южнокорейской инициативе «Северная экономическая политика». Наконец, новые потенциальные возможности откроются в рамках трехсторонних проектов, если Северная Корея выполнит условия по ядерному разоружению и последует снятие международных экономических санкций с Пхеньяна, рассказывает Василий Михеев.

Северный фактор

В отношении Пхеньяна российские власти давно демонстрируют дружественную политику. В последние четверть века Россия не имела возможности оказывать влияние на Пхеньян — после распада СССР контакты ослабли. Намерения Кремля восстановить и укрепить отношения стали очевидными в 2015 году, когда Россия и Северная Корея объявили Год двусторонней дружбы, в ходе которого произошел ряд политических, экономических и культурных встреч.

В результате в прошлом году Россия списала $10 млрд из $11 млрд долга Северной Кореи, объявив, что остающийся $1 млрд будет инвестирован в эту страну. Также было объявлено, что российские инвесторы согласны вложить в систему железнодорожного сообщения Северной Кореи около $25 млрд, дополнительное финансирование планировалось направить в реконструкцию северокорейских электросетей и развитие порта Расон для приема российского угля. При помощи реорганизации железнодорожной сети Россия пыталась расширить экономические связи с Северной Кореей в обмен на доступ к природным ресурсам.

По данным Федеральной таможенной службы РФ, товарооборот между Россией и Северной Кореей по итогам 2017 года составил $77,9 млн, что на 1,34% больше, чем годом ранее. При этом российский экспорт вырос на 9,05%, а импорт уменьшился на 58,31% (сальдо торгового баланса увеличилось в прошлом году на 19,05%).

Львиная доля российских поставок в Северную Корею приходится на энергоносители, они составляют в структуре экспорта порядка 84%. Так, в прошлом году Россия поставила Пхеньяну около 4 тыс. т нефти, что далеко от потребностей республики. Для сравнения: закупки китайской нефти КНДР в 2015 году составили около 500 тыс. т.

Василий Михеев считает, что России само по себе экономическое сотрудничество с КНДР невыгодно по нескольким причинам — страна в ее нынешнем социально-экономическом состоянии не интересует российский бизнес. Плохое состояние экономической инфраструктуры, слабый платежеспособный спрос населения не способствуют росту этого интереса. Поэтому стратегической мотивацией могут быть геополитические соображения и создание задела для новых форматов экономического взаимодействия стран на перспективу.

Как считает руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов, сегодня Россия не имеет серьезных рычагов влияния на Северную Корею и экономическое сотрудничество может изменить такое положение. Такие планы у Москвы есть, говорит эксперт, речь идет о возможном переносе каких-либо несложных производств на территорию КНДР. Алексей Маслов приводит в качестве примера текстильное производство. Он обращает внимание на то, что себестоимость труда в КНДР на 15–20% ниже, чем в России. По мнению эксперта, у России нет шансов стать ключевым игроком на рынке АТР, здесь очень сильны позиции Китая и США, но сотрудничество с Северной Кореей поможет сделать роль нашей страны более заметной.

Китайское руководство, выражая недовольство несговорчивостью северокорейского лидера в сфере прекращения испытаний баллистических ракет, сокращает объемы импорта северокорейского угля и экспортных поставок сырой нефти. На этом фоне успехи России на северокорейском направлении во многом будут зависеть от ее способности примерить роль примиряющей стороны и повысить уровень влияния на Пхеньян.

Решения Приближающийся Восток
Скачать Содержание
Закрыть