Рыба плывет на Север
Материалы выпуска
ТОР берет разгон Экспертиза Битва за китайский рынок Решения «Усиление роли кластерного подхода заметно во всех секторах экономики» Инновации Не соей единой Инструменты «Инвестиционная политика продолжается» Рынок Корейский шанс Решения Приближающийся Восток Решения Рыба плывет на Север Решения «Необходимо на порядок повысить качество жизни на Дальнем Востоке» Инструменты Док в гражданском Инновации Социально ответственное освоение Инструменты «После строительства моста страна получает стратегически важные порты» Решения Сценарии для Колымы Экспертиза Развитие идет по проводам Инструменты
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Рыба плывет на Север
Рекордный улов лосося в 2018 году дает новый импульс освоению Арктики для перевозки рыбы с Дальнего Востока в центральную часть страны.
Фото: Коммерсантъ

O том, что Северный морской путь можно использовать для перевозки рыбы с Дальнего Востока, говорил, в частности, прошлой осенью премьер РФ Дмитрий Медведев на встрече с руководителями предприятий рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока. Северный маршрут сократил бы сроки доставки рыбы в Центральную Россию на треть, с 60 до 20–25 дней, решились бы проблемы, связанные с транспортировкой по железной дороге, такие как сезонность добычи биоресурсов и летний рост тарифов, говорилось на мероприятии. Годом ранее губернатор Архангельской области Игорь Орлов, рассказывая журналистам о модернизации порта Архангельска, подчеркивал, что одна из задач — возможность принять поступившую через Северный Ледовитый океан дальневосточную рыбу. Промежуточным сухопутным терминалом при этом, как предполагалось, должен был выступить город Владимир, откуда рыба распределялась бы по всей территории Центральной России.

Вот уже третий год доставку лосося по Северному морскому пути осуществляет «Доброфлот», сообщил РБК+ представитель этой компании, но в этом году рекордный улов лосося позволил сделать однозначный вывод о необходимости арктической схемы доставки, поскольку прочие направления логистики перегружены.

Шок от улова

О том, что улов лосося в этом году превысит рекорд 2009 года, заявил на днях глава Росрыболовства Илья Шестаков. Это неожиданное явление, оно связано с потеплением воды, но его природа ясна не до конца, отметил глава ведомства. «По состоянию на 28 августа вылов тихоокеанских лососей в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне составил 538 тыс. т, что на 87,7% больше показателя за аналогичный период 2016 года», — рассказал РБК+ замруководителя Росрыболовства Петр Савчук. Наилучшие показатели у Камчатского края, «в регионе вылов составил 451,5 тыс. т. Объем вылова выше показателей 2016 года на 232 тыс. т (в 2016 году — 219 тыс. т)», добавил он. Напомним, из-за особенностей нереста лососевых принято сравнивать показатели четных годов с четными, нечетных — с нечетными.

Большой улов вызывал проблемы в сфере логистики, подчеркивал Илья Шестаков: так, тарифы на перевозку рыбы морским транспортом выросли вдвое, железнодорожным — на треть.

Наценка на логистику может свести на нет удешевление лосося в оптовом звене: по данным Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), оптовая цена на лосось под напором предложений рыбодобывающих компаний снижается впервые с 2013 года. По данным ВАРПЭ, к середине августа килограмм потрошеной горбуши подешевел до 150 руб. против 190 руб. месяцем ранее. Но в такой же пропорции выросли и цены на перевозку.

В дальневосточных портах образовались пробки из желающих перегрузить рыбу на железнодорожный транспорт. О «системном кризисе» с логистикой дальневосточной рыбы говорилось на совещании в Росрыболовстве в начале августа. Петр Савчук тогда отметил, что в портах не хватает холодильников, суда не могут разгрузиться. «Большая часть улова уходит за рубеж, и только 35% доезжает до регионов страны. Северный морской путь — это альтернативный канал логистики, мы снижаем транспортные издержки и сроки перевозки, а значит, сохраняем качество продукции и, главное, привлекательную цену для отечественного потребителя», — говорит управляющий группы компаний «Доброфлот» Александр Ефремов.

Проблемы с согласованием

Для того чтобы Северный морской путь стал альтернативой железной дороге, в северных портах (Мурманск, Архангельск) должны быть построены заводы по переработке замороженной дальневосточной рыбы, говорил Петр Савчук весной на заседании рыбохозяйственного совета Архангельской области. Как отмечалось тогда же в заявлении руководства Дальневосточной железной дороги, на ней «продолжает действовать услуга по формированию и отправке ускоренных рефрижераторных поездов». То, что железнодорожники в состоянии доставить груз, сомнений нет, вопрос в цене этой услуги, говорят представители рыбных компаний.

Проблема тарифа остра и для перевозок по Северному морскому пути, говорит исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков. «Тариф на перевозки по Северному морскому пути не коммерческий, он утверждается государством, — говорит Сергей Гудков. — На рыбу действует более высокий тариф, чем на продукты питания, перевозить по такому тарифу рыбу невыгодно». Гудков знает, что несколько месяцев назад ряд губернаторов обратились в правительство с просьбой решить этот вопрос, но о позитивных подвижках он не слышал. «За перевозку что угля, что рыбы тариф одинаковый, рыбакам это неинтересно», — согласен руководитель Информационного агентства по рыболовству Александр Савельев. Недавно несколько компаний возили в Центральную Россию рыбу с Дальнего Востока через Панамский канал, доставка вышла дешевле, рассказывает он. Были опыты и доставки рыбы через Суэцкий канал и вокруг Африки.

Перевозки по Севморпути требуют отточенной логистики, добавляет Сергей Гудков: «Необходимо консолидировать большие объемы от нескольких продавцов в одном месте, все это надо как-то хранить, задача нетривиальная». Логистические проблемы решаемы, считает замдиректора по международным вопросам и связям с общественностью компании «Норебо» Сергей Сенников. «ООО «Терминал «Сероглазка» (группа «Норебо») совместно с ООО «Камчатка Лайнс» смогли собрать на Камчатке партию из 590 контейнеров и перевезти ее на терминал Восточной стивидорной компании (Владивосток), где 185 рефконтейнеров с рыбопродукцией были погружены на судно Venta Maersk и 26 августа отправлены по Севморпути в порт Санкт-Петербург», — рассказал Сергей Сенников. После завершения реконструкции терминала «Сероглазка» и получения возможности принимать суда, следующие по Севморпути, отпадет необходимость транзита через Владивосток, что позволит еще более сократить стоимость доставки в европейскую часть России, добавляет он.

«В этом году по Севморпути планируют доставить рыбную продукцию «Доброфлот» и еще две российские компании, всего 15 тыс. т, — рассказали РБК+ в пресс-службе Росрыболовства. — Рыбу будут принимать в Архангельске, Мурманске и Санкт-Петербурге. Существенно повысить интерес к перевозкам по Севморпути поможет снижение тарифа на ледовую проводку. Мы уже обращались с этим вопросом в профильные структуры. В «Атомфлоте» подтвердили возможность снижения тарифов на услуги ледокольного флота для рыбаков, но при условии наращивания объемов перевозки рыбной продукции».