Огонь и контроль
Материалы выпуска
Огонь и контроль Решения Противопожарная модернизация Экспертиза «Особенно актуальным становится применение российского оборудования» Рынок В огне не горит Инновации
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Огонь и контроль
После трагедии в ТЦ «Зимняя вишня» сотрудники МЧС нашли 280 тыс. нарушений норм противопожарной безопасности. Стимулировать к установке современных систем могло бы изменение системы страхования объектов.
Фото: Александр Кондратюк/РИА Новости

Каждый очередной пожар всероссийского масштаба порождает широкую дискуссию о том, не устарели ли противопожарные статьи законодательства. В 2009 году волна таких обсуждений захлестнула СМИ после пожара в пермском баре «Хромая лощадь», а теперь проблема активно обсуждается после трагедии в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня».

Согласно федеральному закону «О пожарной безопасности», все торговые центры в России должны быть оснащены подключенными к источникам бесперебойного питания пожарными оповещателями, которые информируют посетителей об инциденте и необходимости эвакуации. Профильные строительные нормы и правила (СНиП) требуют также оборудовать торговые центры автоматическими установками пожаротушения, которые умеют обнаруживать огонь и подавать управляющие сигналы на упомянутые пожарные оповещатели. Наконец, в зданиях должны быть средства «управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием». В СНиП также подробно оговаривается количество эвакуационных выходов в ТЦ (не менее двух для помещений площадью свыше 50 кв. м), их ширина и высота, материал дверей, отсутствие на них запоров и даже направление, в котором они должны открываться.

Впрочем, пожар в «Зимней вишне» продемонстрировал, как эти требования выполняются на практике. В торговом центр ухитрились нарушить даже довольно простые в исполнении нормы об эвакуационных выходах, не говоря уже о положениях о работоспособности систем пожаротушения. Одной из причин гибели десятков посетителей в кемеровском ТЦ стали закрытые эвакуационные выходы, а до этого в «Зимней вишне» не сработали как система пожаротушения, так и специальные удаляющие дым вытяжки. В свою очередь, не отключенная, как это должно было быть сделано во время ЧП, система приточной вентиляции за считаные минуты разнесла ядовитый дым по всему комплексу.

Оргвыводы в пожарном порядке

После пожара в Кемерово по всей стране прокатилась волна проверок. В МЧС сообщили о ревизии в 90 тыс. торгово-развлекательных центрах и выявленных 280 тыс. нарушений противопожарных норм. Первый замглавы МЧС РФ Александр Чуприян конкретизировал, что нормативы так или иначе не исполнялись на каждом втором предприятии. По итогам проверок в ведомстве предложили удвоить штрафы за нарушения требований пожарной безопасности и дать Госпожнадзору право на три месяца приостанавливать деятельность особо проштрафившихся компаний. А в комитете по обороне и безопасности Совета Федерации РФ несовершенство сложившейся системы контроля за отраслью связали с сокращением личного состава Государственной противопожарной службы. При этом сенаторы предложили ввести в законодательство новое понятие «объект с массовым пребыванием людей», зафиксировать число пожарных из расчета один человек на 650 жителей муниципалитета и разработать федеральную целевую программу пожарной безопасности до 2025 года. Свой законопроект есть и у МЧС: министерство предлагает вернуть Госпожнадзору полномочия согласовывать стройки торговых центров и других крупных объектов.

Коммерческий директор компании «Пожхимзащита» Константин Калужин напомнил, что подобные полномочия были у МЧС до 2007 года, но предприниматели тогда сталкивались с принципиально разными требованиями, которые выдвигают к проектам Госпожнадзор и управления Ростехнадзора. По словам Калужина, два ведомства много лет не могли согласовать свои требования — у строительного надзора они были проще, а МЧС выступало принципиальнее, «потому что им потом тушить». В комитете Госдумы по безопасности ранее поясняли РБК+, что Госпожнадзор сейчас привлекается к согласованиям лишь «на стадии принятия объекта», и его специалистам на этом этапе тяжело проверить, например, противопожарные характеристики материалов, из которых он построен.

Пока не грянет

Хотя многие эксперты признают необходимость корректировки противопожарных нормативов, они порой расходятся с властями в оценках того, что именно нужно менять. Так, гендиректор группы компаний «Пожтехника» Наталья Хазова говорит, что профильное законодательство в России нельзя назвать откровенно устаревшим, и от западного оно отличается не столь сильно. Сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров также называет действующую нормативную базу и регламенты «более чем требовательными», но подчеркивает, что документы порой запутаны настолько, что их попросту сложно исполнить. Его коллега по «Деловой России» Максим Винтер добавляет, что требования написаны «жестко, неконкретно, противоречиво, избыточно и неактуально». Андрей Назаров в этой связи призывает власти не идти по пути «ужесточить и запретить», подчеркивая, что у предпринимателей отпадут многие вопросы, если чиновники постараются разобраться с запутанными нормами.

Наталья Хазова конкретизирует, что законодательство, например, обязывает те же торговые центры устанавливать системы автоматического пожаротушения, но их особенности не описывает, чем и пользуются предприниматели, желающие сэкономить на таком оборудовании: «Законодательство общее и позволяет выбрать от очень дешевых систем до очень дорогих. В результате в регионах ситуация плачевна. Предприниматели экономят на чем можно. Не экономят только те, кто сгорел. Да, говорят они, теперь — после колоссальных убытков — мы понимаем, что надо было ставить нормальную систему».

Основатель «Фабрики люков и дверей Revizor» Денис Кузнецов дает понять, что этому способствует сама логика проверок. «Пожарные смотрят: сигнализация есть, двери стоят, сертификаты есть. Они не копают глубже, из каких материалов все это сделано и действительно ли это работает. В этом ключ к проблеме», — считает он.

Страховое решение

Стимулом, по мнению экспертов, может стать более тесное привлечение к вопросам противопожарной безопасности страховых компаний. По словам Константина Калужина, сейчас в России те же торговые центры страхуются добровольно, но в Совете Федерации предлагают ввести обязательное страхование пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей, с оговоркой относительно размера выплат в случае причинения вреда здоровью и гибели людей. Константин Калужин говорит, что такая практика распространена в Европе, а в России подобные инициативы помогут уменьшить уровень коррупции при проверках, так как страховщики «будут во избежание убытков жестко контролировать соблюдение всех регламентов и норм». Наталья Хазова согласна с таким предложением, но предлагает пойти дальше, воспользовавшись американским опытом. По словам эксперта, в США противопожарная страховка тех же магазинов обязательна, причем размер страховой премии напрямую зависит от качества систем, которыми оборудован объект: у страховщиков есть перечень рекомендованного оборудования, при установке которого предпринимателям прилично снижают страховую премию. При этом все противопожарное оборудование в США сертифицируют не госорганы (в России этим занимается МЧС), а два крупных частных страховщика.

Впрочем, эксперты не особо верят, что нормативы о страховщиках, которые могли бы системно улучшить ситуацию, будут в обозримом будущем приняты в России: эти инициативы возникают после крупных пожаров, но летят головы, погоны — а потом волна затихает. МЧС же неохотно делится регуляторными функциями с другими ведомствами, а тем более с частниками.