«Цифра» пошла в школу
Материалы выпуска
Реформа нового класса Решения «Общество вступает в экономику образования» Экспертиза «На Западе никто не стремится сделать из человека википедию» Решения Ставка на вузы Решения «Из-за отказа от доски с мелом дети теряют элементарные навыки» Инструменты Зачет по креативу Решения «Задача образования — угадать тренд и подготовить ребенка к изменениям» Инновации «В Англии уже в школе есть доступ к самым последним технологиям» Инструменты Воспитание центениалов Инновации «Творческий процесс сложно отключить с окончанием рабочего дня» Инновации «Вузы США и Великобритании заинтересованы в талантливых студентах из РФ» Рынок «Цифра» пошла в школу Инновации «В центре обучения всегда должен оставаться ребенок, его образ жизни» Инструменты «Использование компьютера и интернета обогащает обучение» Инструменты Игра для школы и для резюме Инструменты «Мы учим мозг полноценно справляться с двумя действиями одновременно» Инструменты «Шахматы дают навыки постановки и достижения целей» Инновации «В три года нужно заниматься лепкой, а не изучением языков» Решения Во что превратились спецшколы Экспертиза «Мы стремимся вырастить гибкую и креативную личность» Инновации «Детям нужны эмоциональные спортивные шоу в реальной жизни» Инструменты «Бизнес заинтересован повышать научно-техническую грамотность молодежи» Инструменты
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска
Реформа нового класса
«Общество вступает в экономику образования»
«На Западе никто не стремится сделать из человека википедию»
Ставка на вузы
«Из-за отказа от доски с мелом дети теряют элементарные навыки»
Зачет по креативу
«Задача образования — угадать тренд и подготовить ребенка к изменениям»
«В Англии уже в школе есть доступ к самым последним технологиям»
Воспитание центениалов
«Творческий процесс сложно отключить с окончанием рабочего дня»
«Вузы США и Великобритании заинтересованы в талантливых студентах из РФ»
«В центре обучения всегда должен оставаться ребенок, его образ жизни»
«Использование компьютера и интернета обогащает обучение»
Игра для школы и для резюме
«Мы учим мозг полноценно справляться с двумя действиями одновременно»
«Шахматы дают навыки постановки и достижения целей»
«В три года нужно заниматься лепкой, а не изучением языков»
Во что превратились спецшколы
«Мы стремимся вырастить гибкую и креативную личность»
«Детям нужны эмоциональные спортивные шоу в реальной жизни»
«Бизнес заинтересован повышать научно-техническую грамотность молодежи»
«Цифра» пошла в школу
Цифровые решения изменяют инфраструктуру школ и коммуникацию внутри учебного процесса — и в итоге порождают новые образовательные технологии.
Фото: Кирилл Брага / РИА Новости

Мировой рынок Educational technology (EdTech) развивается стремительно. К 2020 году ожидается почти двукратный рост индустрии — с $133 млрд в 2015 году до $252 млрд, прогнозирует партнер международной Bain & Company Андрей Панов. По оценке авторов «Исследования российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий» («Нетология-групп», 2017), в дальнейшем рынок продолжит расти более чем на 5% в год.

Темы российского EdTech — 17–25% в год, говорится в исследовании. Даже при самом консервативном сценарии среднегодовой рост российского онлайн-образования в ближайшие пять лет составит не менее 20%. Стремительно растут компании, занимающиеся цифровыми образовательными решениями на игровых механиках (+22,4% в год до 2021 года) и симуляции реальных процессов (+17%).

Мировые проекты в области EdTech направлены на решение общих для всех систем образования глобальных задач, говорит Андрей Панов: построение индивидуальных образовательных траекторий, развитие навыков, необходимых для адаптации к быстро меняющемуся рынку труда, и фокус на знания в области математики и научно-технических областей, навыках программирования.

Основное влияние на сферу образования, по данным Bain & Company, оказывает развитие удаленных каналов обучения, персонализация образования за счет продвинутой аналитики, технологии виртуальной и дополненной реальности, цифровые игровые методы, переход на электронные учебники. В целом формируется новая образовательная экономика.

Портал вместо парты

В систему обучения активно внедряются новые цифровые ресурсы, формы коммуникации, современные процедуры анализа, хранения и обработки информации, говорит директор Института образования НИУ ВШЭ Елена Чернобай. Аналитики говорят о наступлении эры гибридного образования, когда часть программы читается очно, а часть — в онлайн-среде.

Согласно исследованию «Московское образование: повышение эффективности на фоне глобальных перемен» (Bain & Company, 2018), лидеры цифровизации образования из 20 крупнейших городов мира — это Дубай, Лондон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Сидней и Торонто. В этих мегаполисах достигнут высокий уровень по всем основным направлениям технологического прогресса в школах: инфраструктура, контент, коммуникация. Цифровая школа сегодня — это полноценный участник сети с доступом в интернет по Wi-Fi, интерактивными досками, цифровой системой контроля входа в школу, электронными учебниками и гаджетами на уроках.

Образовательная система в российской столице в рейтинге цифровизации Bain & Company занимает десятое место и признана прогрессирующей наряду с системами Гонконга и Мадрида, Мехико и Сингапура, Хельсинки и Шанхая.

«За последние годы Москва совершила рывок в развитии цифровой инфраструктуры школ и уже сегодня лидирует по некоторым показателям», — отмечают авторы исследования Bain & Company. В московских школах можно удаленно отслеживать успеваемость и расписание, причем электронный дневник нередко превосходит по функционалу решения в других городах мира, говорится в исследовании.

Облачная платформа МЭШ («Московская электронная школа») работает с сентября прошлого года. Она предусматривает использование всеми школами столицы в том числе интерактивных сценариев уроков, электронных учебников и тестов, интерактивных панелей.

Основной контент МЭШ создают сами учителя, говорит Илья Новокрещенов, директор московской школы «Покровский квартал». Педагоги, которые выкладывают в систему свои сценарии уроков и другие образовательные материалы, могут получить грант от правительства Москвы. Размер гранта — от 5 тыс. до 150 тыс. руб. — зависит от вида материала и количества его просмотров. Число открытых сценариев уроков уже достигает 18 тыс.

Однако для полноценной работы системы необходимо полное технологическое переоснащение школ от сервера образовательного учреждения и Wi-Fi до рабочего ноутбука учителя. Сегодня доля московских школ, соответствующих всем технологическим требованиям, по подсчетам Bain & Company, составляет 38%. К концу 2018 года каждая московская школа Москвы будет обеспечена необходимым оборудованием и инфраструктурой для проекта МЭШ, сообщается на официальном сайте столичной мэрии.

Школьная сеть

Именно на базе МЭШ будет создана «Российская электронная школа» (РЭШ), заявляла ранее министр просвещения Ольга Васильева. Внедрение общероссийской онлайн-платформы предусмотрено приоритетным госпроектом «Цифровая школа». Его цель — создать в стране «единую цифровую информационно-образовательную среду для общего образования». При этом потребуется серьезное материально-техническое оснащение школ, отмечают в Минпросвещения. Согласно отчету министерства о результатах мониторинга системы образования, сегодня в среднем на сто учащихся государственных муниципальных общеобразовательных учреждений приходится 13,1 учебного компьютера. Из них только 9,4% подключены к Сети.

Доступ к технологиям

Цифровизация образования позволит тиражировать лучшие практики ведущих образовательных центров страны и позволит повысить уровень образования в школах удаленных регионов.

Технология смешанного (гибридного) обучения в стране внедряется с 2013 года, рассказывает Елена Чернобай: в школах Дагестана, Хакасии, Удмуртии и Челябинской области был реализован проект «Апробация комплексного образовательного электронного продукта «Мобильная дистанционная школа». Смешанное обучение оказало положительный эффект на интерес школьников к учебе, говорит Елена Чернобай.

В дистанционной школе на базе Вологодского многопрофильного лицея, например, обучаются дети, добившиеся особых успехов в учебе. В Новгородской области дистанционная «Школа online» работает для детей с ограниченными возможностями: школьники обучаются и очно, и в онлайн-режиме, рассказывает директор новгородского Центра инклюзивного образования Мила Волынчук: «Мы — помощники для офлайн-обучения».

Онлайн-школы активно развиваются на рынке частного дополнительного образования. Такой формат, по словам директора онлайн-школы «Фоксфорд», сооснователя образовательного холдинга «Нетология-групп» Алексея Половинкина, позволяет не только оказывать услуги репетиторства и дополнительных курсов, но и давать полноценное общее образование. Аттестация при этом проходит офлайн в обычной школе по месту жительства.

Учиться у Google

Педагоги и в столице, и в регионах стремятся использовать новые инструменты, говорит Елена Чернобай: «Учителя берут то, что общедоступно: инструменты Google для создания карт и документов, социальную образовательную сеть Edmodo.com». Популярностью у педагогов пользуются инструменты оценивания Plickers и Kahoot, которые позволяют создавать тесты, викторины.

Частные сетевые образовательные ресурсы предоставляют обширный и качественный контент — и уже от учителя зависит, насколько грамотно он сумеет выбрать то, что поможет достичь оптимального результата, говорит Елена Чернобай.

Например, в просветительском проекте Arzamas собран бесплатный видеоконтент по литературе, истории, искусству, антропологии, философии; образовательная платформа Lecta предоставляет приложения для поиска учебных материалов, подготовки к урокам, проверки домашних заданий, проведения проверочных и контрольных работ, а также для работы с учебниками в электронной форме.

Стимул для частников

Медлительность государственной системы и зарегулированность отрасли, по мнению экспертов, будет стимулировать проникновение EdTech на частный рынок дополнительных образовательных услуг.

«Система образования в России достаточно консервативна, что может препятствовать активному проникновению в нее дистанционного обучения. На сегодняшний день в России не действует ни одной полностью дистанционной школы. Если онлайн и присутствует в этом сегменте, то в смешанных формах — главным образом в виде разнообразных онлайн-экстернатов», — говорит Половинкин.

Согласно прогнозам авторов «Исследования российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий», проникновение онлайна в сегмент общего среднего образования к 2021 году достигнет лишь 1,5%. На это будет влиять в том числе рост частного сектора в сфере общего среднего образования: ожидается, что к 2021 году доля частного бизнеса вырастет с 1,8 до 6%.

Доля проникновения онлайн-технологий на рынок дополнительного общего образования, по данным аналитиков «Нетология-групп», составила 2,7% от всего рынка этих услуг (или 3,5 млрд руб.) и к 2021 году достигнет 6,8% (или 10,1 млрд руб.).

Интерес школьников к интерактивным урокам резко растет, говорит Илья Новокрещенов. Он уверен, что эффективная коммуникация учителя с современным поколением школьников уже не сможет обойтись без цифровых инструментов, ведь «раньше главным инструментом была указка, теперь — планшет».