Воспитание центениалов
Материалы выпуска
Реформа нового класса Решения «Общество вступает в экономику образования» Экспертиза «На Западе никто не стремится сделать из человека википедию» Решения Ставка на вузы Решения «Из-за отказа от доски с мелом дети теряют элементарные навыки» Инструменты Зачет по креативу Решения «Задача образования — угадать тренд и подготовить ребенка к изменениям» Инновации «В Англии уже в школе есть доступ к самым последним технологиям» Инструменты Воспитание центениалов Инновации «Творческий процесс сложно отключить с окончанием рабочего дня» Инновации «Вузы США и Великобритании заинтересованы в талантливых студентах из РФ» Рынок «Цифра» пошла в школу Инновации «В центре обучения всегда должен оставаться ребенок, его образ жизни» Инструменты «Использование компьютера и интернета обогащает обучение» Инструменты Игра для школы и для резюме Инструменты «Мы учим мозг полноценно справляться с двумя действиями одновременно» Инструменты «Шахматы дают навыки постановки и достижения целей» Инновации «В три года нужно заниматься лепкой, а не изучением языков» Решения Во что превратились спецшколы Экспертиза «Мы стремимся вырастить гибкую и креативную личность» Инновации «Детям нужны эмоциональные спортивные шоу в реальной жизни» Инструменты «Бизнес заинтересован повышать научно-техническую грамотность молодежи» Инструменты
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска
Реформа нового класса
«Общество вступает в экономику образования»
«На Западе никто не стремится сделать из человека википедию»
Ставка на вузы
«Из-за отказа от доски с мелом дети теряют элементарные навыки»
Зачет по креативу
«Задача образования — угадать тренд и подготовить ребенка к изменениям»
«В Англии уже в школе есть доступ к самым последним технологиям»
«Творческий процесс сложно отключить с окончанием рабочего дня»
«Вузы США и Великобритании заинтересованы в талантливых студентах из РФ»
«Цифра» пошла в школу
«В центре обучения всегда должен оставаться ребенок, его образ жизни»
«Использование компьютера и интернета обогащает обучение»
Игра для школы и для резюме
«Мы учим мозг полноценно справляться с двумя действиями одновременно»
«Шахматы дают навыки постановки и достижения целей»
«В три года нужно заниматься лепкой, а не изучением языков»
Во что превратились спецшколы
«Мы стремимся вырастить гибкую и креативную личность»
«Детям нужны эмоциональные спортивные шоу в реальной жизни»
«Бизнес заинтересован повышать научно-техническую грамотность молодежи»
Воспитание центениалов
Особенности цифрового поколения недостаточно изучены. Влияние технологий на личность ребенка активно исследуют скорее маркетологи, нежели психологи и педагоги.
Фото: Getty Images Russia

Современные школьники — поколение, которое уже называют «цифровыми аборигенами» (digitalnatives), они не представляют жизнь без гаджетов и интернета. Представители поколения Z, или центениалы (так называют поколение, которое родилось на Западе после 1995 года, а в России, где электронные устройства стали доступны несколько позже, — после 2000 года), родились «с кнопкой на пальце». Компьютер они предпочтут бумажной книге, электронное сообщение — разговору, пишут аналитики Сбербанка и исследовательской компании Validata в докладе «30 фактов о современной молодежи — 2017». Онлайн — основное измерение реальности для цифрового поколения, им важно постоянно быть на связи, общаться с друзьями, следовать рекомендациям из интернета, говорится в докладе.

Дети круче родителей

Основное общение «людей Z» происходит в соцсетях, YouTube — ключевая платформа для поиска и потребления всех категорий контента, говорится в исследовании Young & Younger Magram MR и международного агентства PBN H+K. Герои поколения, соответственно, — видеоблогеры YouTube и Instagram, известные далеко не каждому взрослому.

При этом авторитет старших перестал быть безусловным, отмечают аналитики Сбербанка и Validata: дети превосходят родителей во многих навыках, они лучше ориентируются во все увеличивающемся потоке информации.

Поколение Z попало в своеобразную образовательную нишу, говорит психолог, член-корреспондент РАН, директор Фонда развития Интернет Галина Солдатова: «В истории человечества впервые сложилась такая ситуация, когда дети стали «передовым отрядом» по освоению технологических новшеств». Дети изучают технологические новинки быстрее взрослых и самостоятельно, методом проб и ошибок осваивая не только возможности цифровых технологий, но и выходы из различных проблемных онлайн-ситуаций. Единственный выход, который в такой ситуации чаще всего находят родители, — ограничение доступа к технологиям.

Подавляющее большинство руководителей Кремниевой долины, желая вырвать своих детей из цифровой среды, отправляют их в школы Валдорфа или Монтессори, рассказывает старший научный сотрудник Института проблем информатики РАН Диана Богданова. Это осознанный выбор родителей, знакомых с рисками влияния технологий в раннем возрасте, отмечает она: «В этих альтернативных школах компьютерами разрешают пользоваться с восьмого класса, когда ученики уже имеют определенный жизненный опыт и сформировавшиеся способности к анализу».

«Рекомендую родителям оттянуть время, когда ребенок получает в руки гаджет», — говорит физиолог, психолог, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования (РАО) Марьяна Безруких. Исследования РАО, по ее словам, показывают: зависимость от гаджетов формируется быстро, а их положительное влияние сомнительно. «Маленький ребенок может хорошо определять форму и пропорции предмета на экране. Но как только он берет фигурку в руки, эти знания куда-то пропадают», — приводит пример Марьяна Безруких.

По ее словам, на сегодняшний день подтверждений тому, что цифровое поколение обладает какими-то особенностями в когнитивном развитии, нет: «Наши исследования таких данных не дают, но я не исключаю, что они могут быть и через какое-то время мы их отметим». Однако массовое увлечение мультимедийными обучающими программами, включая электронные учебники, вызывает у психолога опасение.

Стараясь подстегнуть интерес к обучению с помощью гаджетов, воспитатели «ходят по лезвию бритвы», считает она: не случайно продолжительность непрерывного использования компьютера на уроках, согласно требованиям СанПиН, не должна превышать 20–35 минут в день в зависимости от возраста учащихся.

Хотят быть умными

Преимущество цифрового поколения — его ориентация на саморазвитие, считают авторы маркетинговых исследований, быть умным — модно. 43% представителей этого поколения, по данным исследования Young & Younger Magram MR и PBN H+K, в первую очередь намерены вкладывать в собственное образование.

Поведенческие изменения очевидны, считают аналитики Сбербанка и Validata и советуют рынку ориентироваться на эти изменения: «Чтобы удержать внимание центениалов, необходимо не перегружать их большими объемами информации — должно быть сразу понятно и цепляюще, нужно вовлекать их в активное практическое взаимодействие — игры, переписки-комментарии». Средний период концентрации представителя поколения Z на одном объекте — восемь секунд, говорится в исследовании «30 фактов о современной молодежи». Информация потребляется маленькими «перекусочными» порциями, а иконки, смайлики и картинки часто заменяют текст. При этом скорость потребления информации высока, как никогда ранее.

В Сети как дома

Новый образ жизни современных детей определяет трансформации их основных психических функций — восприятия, внимания, памяти, мышления, говорит Галина Солдатова. Их важно учитывать в процессе обучения. Интерактивные инструменты цифровой среды (смайлы, лайки, мемы, гифки) могут сделать обучение более интересным и соответствующим возрастно-психологическим особенностям детей. Кроме того, они несут эмоциональную нагрузку, что способствует лучшему запоминанию материала.

При этом, подчеркивает специалист, далеко не каждый учитель способен верно использовать возможности цифровых технологий. Важно повышать уровень цифровой грамотности не только учеников, но и педагогов, говорит Галина Солдатова.

Пользователи поисковых систем в интернете, по ее словам, начинают чаще запоминать не конкретную информацию, а путь, который поможет ее найти. Это так называемая трансактивная память. А традиционная школьная система продолжает накачивать ребенка большими объемами информации, которую сегодня школьник может найти сам в Сети. Более актуально развивать критическое и аналитическое мышление, которое позволит детям структурировать большие объемы информации, правильно искать, анализировать и выбирать из информационного потока действительно важное и ценное, считает директор Фонда развития Интернет.

Теория цифрового поколения популярна в современном маркетинге и менеджменте персонала, отмечают авторы научной работы «Цифровое поколение»: психолого-педагогическое исследование проблемы» (2016) доктор политических наук, ректор СевГУ Владимир Нечаев и кандидат педагогических наук Елена Дурнева.

Исследования влияния технологий на детей с точки зрения педагогики, психологии и социологии гораздо более широко распространены в зарубежной науке, отмечают авторы работы. Отставание в понимании происходящих с людьми процессов может негативно сказаться на российской педагогической науке и практике, считают Владимир Нечаев и Елена Дурнева, активизация же исследований в этой области может способствовать прогрессу российского образования.